ИСТОРИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОСКОВСКИХ СКУЛЬПТОРОВ

Объединение московских скульпторов ведет свою историю с 1928 года с момента образования организации «Росскульптор». От общего числа членов «Росскульптора» 9/10 составляли скульпторы Москвы. 
В 1934 году при создании Союза художников СССР «Росскульптор» вошел в его состав. Московские скульпторы создали самостоятельную секцию скульптуры Московского отделения союза художников Союза художников СССР. 
В 1954 году был образован Союз художников РСФСР. Правопреемником Московского отделения союза художников стала Московская городская организация Союза художников РСФСР.
В 1984 году Московская организация Союза художников РСФСР получила статус республиканской организации. Секция скульптуры являлась самостоятельной частью организации.
В 1991 году Московская организация СХ РСФСР была преобразована в самостоятельный творческий союз – Московский союз художников. Секции союза получили статус юридических лиц. Секция скульптуры стала именоваться «Объединение московских скульпторов»

 

      На одной из северных окраин Москвы, вдали от суеты столичного центра, расположилось учреждение, чья история уходит в двадцатые годы двадцатого века.  Это Объединение московских скульпторов. Сегодня деятельность Объединения московских скульпторов в соответствии с современным законодательством регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях».  Объединение московских скульпторов ведёт своё происхождение от Скульптурного комбината Художественного фонда. В истории возникновения ОМС сошлись две линии – собственно скульптура как вид творчества и область скульптурного производства со всеми его художественными и технологическими свойствами.
Особенности организации творческой работы скульпторов, проведение совместных выставок и обсуждений, сама идея общественного объединения художников - все эти традиции Объединение московских скульпторов заимствует у Общества русских скульпторов, созданного в 1926 году и просуществовавшего до 1932 года. Членами  ОРС были Анна Голубкина, Сарра Лебедева, Николай Андреев, Иван Ефимов, Владимир Домогацкий, Вера Мухина, Иосиф Чайков, Борис Королёв, Иван Шадр, Марина Рындзюнская, Александр Златовратский и другие. Своей задачей Общество ставило консолидацию скульпторов и содействие их творческой работе. Многие из этих скульпторов позднее работали в Скульптурном комбинате, в частности, Б.Д. Королёв входил в его художественные советы.
В июле 1932 г. помимо МОССХа (Московский областной союз советских художников, организованный 25 июля 1932г., после знаменитого решения ЦК партии от 23 апреля 1932 г.)  был создан и Московский областной союз советских художников-скульпторов как самостоятельная организация. Первым председателем правления Московского Союза советских художников-скульпторов был избран Н. Андреев, после его смерти обязанности председателя короткое время исполнял И. Чайков, затем С. Тавасиев. Союз скульпторов просуществовал отдельно до февраля 1940 г., когда было окончательно оформлено их слияние с Московским Союзом советских художников - 27 января 1940г. в состав МССХ был включен Московский областной союз советских художников-скульпторов (МОССХ’С). Объединение было проведено на основании решения согласительной комиссии, утвержденном правлениями МССХ и МОССХС и принятом во исполнение решения СНК РСФСР от 21 июня 1939г. об образовании Союза советских художников ССР. В МССХ была создана секция скульпторов, в которую вошли бывшие члены МОССХ’С.
Попытки организовать производственно-технические базы для создания и сбыта произведений искусства делались уже в 20-е годы. Существовала потребность в организации своего рода акционерного общества, которое могло бы привлекать художественные заказы и реализовывать произведения искусства. Ленинградские и московские художественные сообщества предлагали создать комбинат по устройству выставок и сбыту произведений («Красный меценат», задуманный еще в 1925 г.). В результате осенью 1929 г. было учреждено кооперативное товарищество «Художник», подчиненное затем Федерации (ФОСХ – «Федерация объединений советских работников пространственных искусств», существовала в 1930-32.).  Кооператив взял на себя организационные вопросы по строительству мастерских, жилых помещений, обеспечения художественным материалом, работой и т.д., став прообразом Художественного Фонда, возникшего позднее.
Производственно-творческой базой московских скульпторов становится организация "Росскульптура" (1928 г.), которая объединила не только авторов, но и литейщиков, форматоров и других исполнителей скульптурных произведений.
В 1933 г. при правлении МОССХ действовало Объединение художественно-производственных мастерских, а с 1934 г. начало работать художественно-репродукционное бюро, которое управляло творческо-производственными предприятиями совместно с Центральным бюро выставок и оформлений. 22 декабря 1935 г. на заседании Президиума правления (протокол № 33) было принято решение о реорганизации производственно-творческих предприятий МОССХ, согласно которому ХРБ и ЦБ выставок и оформлений было реорганизовано в единую производственно-творческую организацию, подчиненную Правлению МОССХ «Объединение творческо-производственных предприятий», куда входили: издательство, декоративно-оформительское бюро и скульптурное бюро.
Положение об объединении творческо-производственных предприятий было принято 13 января 1936 г. Декоративно-оформительское и скульптурное бюро руководили соответствующими производственными предприятиями, фабриками, мастерскими до 1939 г., когда эти организации были изъяты из подчинения МОССХ.
В 1945 г. распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР (от 10 декабря 1945 г.) с целью производства художественных скульптурных изделий по заказам государственных и общественных организаций было организовано Российское производственно-творческое кооперативное товарищество художников-скульпторов («Росскульптор»). В производственно-творческом товариществе скульпторов Москвы «Росскульптор» состояли В. Мухина, Л. Кербель, Г. Мотовилов, Г. Нерода, С. Меркуров, И. Чайков, Н. Томский, Б. Яковлев. Товарищество «Росскульптор» было ликвидировано на основании решения Совета Министров РСФСР от 24 июля 1951 г. с передачей своих функций и предприятий Московскому товариществу художников (Московское производственно-творческое кооперативное товарищество работников изобразительного искусства,1939-1953гг.). Позднее художественно-производственные площади Московского товарищества передаются Художественному фонду.
Художественный фонд СССР был образован в соответствии с поста­новлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 февраля 1940 года № 186 как общественная организация при Союзе художни­ков СССР. В 1944 году был утвержден Устав Художественного фонда СССР. В этом же году было принято По­ложение о Московском отделении Художественного фонда СССР.
В 1957 году 22 октября на заседании секрета­риата правления Союза художни­ков СССР (протокол № 35) было принято решение о пе­редаче в ведение Оргкомитета Со­юза художников PCФСР отделений Союза художников Московского и Ленинградского Союзов совет­ских художников.
История Экспериментально-производственного комбината монументальной и декоративной скульптуры Московской городской организации Художественного фонда РСФСР начинается в 30-е годы, когда появляются первые художественно-производственные площадки в районе Потылихи, затем на Соломенной сторожке (1950-60 гг) и в Бабушкине. С целью расширения скульптурного производства и после увеличения землеотвода под нужды ЭПКМ в 1962 году  был построен производственный корпус в Бабушкине, существующий до настоящего времени.
На протяжении десятков лет скульптурные произведения создавались как в мастерских скульпторов, так и  в производственных мастерских Комбината монументальной и декоративной скульптуры. Комбинат никогда не был только местом производства, здесь всегда присутствовало творческое начало. Большая часть работ, выполнявшихся на Скульптурном комбинате, носили творческий характер, но часто были связаны с архитектурными заданиями.
В Скульптурном комбинате были созданы композиции для станций Московского метрополитена (Пушкинская, Баррикадная). Выдающийся скульптор Леонид Берлин выполнил здесь сложные пространственные композиции для станций метро Орехово, Красногвардейская, Римская (всего Берлиным оформлено четыре станции Московского метро).
Среди широко известных выдающихся произведений монументально-декоративной  скульптуры, созданных в мастерских Скульптурного комбината, можно назвать работы Даниэля Митлянского и Валерия Тюлина для театра зверей им. Дурова; композицию Дмитрия Шаховского и Павла Шимеса для театра кукол С. Образцова; композицию на границе России и Белоруссии Ивана Казанского; сложные многоплановые композиции из различных материалов Аделаиды Пологовой, памятники Виктора Дронова, Юрия Нероды, Маргариты Воскресенской, Якова Купреянова, Александра Рукавишникова. Знаменитая, во многом символическая для Москвы  работа Д. Митлянского «Реквием 1941», впервые показанная на выставке «50 лет ВЛКСМ», затем переведённая в памятник, окончательную доработку для установки на фасаде школы № 110 проходила в мастерских ОМС, и перенос её на фасад школы по Ножовому переулку производился силами Объединения московских скульпторов.
В 1964 году в мастерских Скульптурного комбината большой творческой группой скульпторов выполнялись работы для комплекса «Родина-мать» в Волгограде.
Очень много произведений создал в Скульптурном комбинате Юрий Александров, в частности, декоративные композиции из кованой меди для Московского цирка на проспекте Вернадского, скульптуры из известняка для фасада драматического театра во Владимире,  скульптурные эмблемы из кованой меди для павильонов ВДНХ «Цветоводство и растениеводство» (в соавторстве с В. Элькониным) и «Птицеводство» (эмблемы из листовой латуни). Ю. Александров и И. Казанский выполняют в мастерских Скульптурного комбината композиции из листовой стали и камня для гостиницы «Интурист» в Ростове-на-Дону.  Многие из этих произведений, созданных авторами в комбинате монументальной и декоративной скульптуры, были удостоены Государственных премий, почетных грамот.
Помимо монументально-декоративной скульптуры, в мастерских Скульптурного комбината создаются в больших количествах произведения станковой скульптуры. Это далеко не всегда были работы, связанные с заказом. Очень часто скульпторы использовали производственные возможности комбината для создания творческих произведений, предназначавшихся для выставок. Так были созданы многие портреты Галиной Левицкой; Георгий Попандопуло, Эрнст Гиляров, Александр Белашов выполняли здесь анималистические работы, Ирина Блюмель создавала свои произведения из дерева. 
Скульптурный комбинат и впоследствии Объединение московских скульпторов за собственные деньги часто осуществлял закупку скульптур с различных художественных выставок. То есть социальная помощь скульпторам осуществлялась на протяжении всей истории существования Скульптурного комбината и стала традицией и для Объединения московских скульпторов.
С самого начала существования Скульптурного комбината здесь работали художественные советы, проходили собрания, на которых выступали авторитетные и известные скульпторы, обязательно устраивались творческие обсуждения работ, глубокие, внимательные, часто звучала обоснованная критика.   В состав этих творческих советов входили такие выдающиеся мастера отечественной скульптуры, как Б.Д. Королёв, А.П. Кибальников, А.М. Белашов, Ю.Г. Нерода, В.А. Дронов, Ю. В. Александров, Ю.Г. Орехов, В.Х. Думанян, И.Ф. Блюмель.
В Объединении московских скульпторов сложилось во многом уникальная форма практической финансовой и творческой помощи - творческие группы. У истоков создания творческих групп стоят скульпторы Л.Д. Михайлов и В.П. Буйначёв. Первым годом работы творческих групп Владимир Буйначёв называет 1979 г. Уже через несколько лет состоялись выставки участников творческих групп.
Творческие группы Объединения московских скульпторов существуют для того, чтобы дать возможность скульпторам выполнять художественные произведения в твердом материале и для перевода эскизных произведений в твердый материал. В Объединении сегодня постоянно работают группы по керамике, группа по металлу, две группы по бронзе, группа по камню и дереву. Каждый член Объединения московских скульпторов имеет право работать раз в год в одной из групп в течение двух месяцев на безвозмездной основе. Работа в этих группах позволяет скульпторам, особенно молодым, освоить все возможные технологии скульптурного производства, поработать с различными материалами, повысить своё профессиональное мастерство рядом с маститыми скульпторами. Творческие группы – это своего рода «цеховая» структура, восходящая к традициям совместной работы в мастерской, когда усвоение законов и принципов художественной техники может происходить путем совместной работы и профессионального общения.
Творческие группы – это также форма практической финансовой и творческой помощи. Для того чтобы скульптор мог воплотить свои замыслы в каком-то конкретном материале, будь то камень, бронза, керамика, нужна техническая база. Например, керамическая печка - вещь довольно дорогостоящая и её сложно иметь в своей мастерской, а литейное производство вообще имеют единицы из скульпторов. Объединение московских скульпторов покупает за свой счёт и предоставляет участникам  творческих групп бронзу, камень, керамическую глину, красители, металл, гипс, цемент, кроме того, оплачивает электричество и помещения, перевозку произведений на выставки.  
Каждый цикл работы творческих групп завершается отчётной выставкой, сопровождаемой обсуждением работ. Такой рабочий показ своих работ в кругу коллег предполагает требовательный и порой пристрастный профессиональный взгляд. Традицию обсуждения работ скульпторы стараются беречь и развивать: это коллегиальность, это умение видеть себя и своё творчество в контексте времени и художественного процесса, это умение фиксировать и закреплять успех, преодолевая неудачи. В таких обсуждениях происходит осмысление художественной позиции внутри профессионального скульптурного сообщества. Отчётная рабочая выставка участников творческих групп в современных условиях недостаточности художественной критики, становится, по сути, фактом публицистики. В  Объединении московских скульпторов постепенно сложился этот достаточно уникальный вид коммуникации (восходящий к опыту обсуждений произведений в художественных институтах), благодаря этим регулярным творческим отчётам сформировалась атмосфера, насыщенная художественными идеями и образами, самой тканью и плотью искусства.
Среди прославленных мастеров скульптуры, в разное время состоявших в Объединении московских скульпторов, можно назвать  Владимира Цигаля, Юрия Александрова, Юрия Чернова, Дмитрия Шаховского, Иулиана Рукавишникова, Лазаря Гадаева, Даниэля Митлянского, Андрея Марца, Ирину Блюмель…
Сегодня в Объединении много известных и активно работающих скульпторов -  Александр Рукавишников, Леонид Баранов, Игорь Шелковский, Борис Орлов, Иван Казанский, Георгий Франгулян, Андрей Красулин, Михаил Дронов, Виктор Корнеев, Салават Щербаков, Лев Матюшин, Александр Бурганов…  
Членами Объединения московских скульпторов состоят двадцать действительных членов Российской Академии художеств, двадцать четыре член-корреспондента РАХ – и скульпторы, и искусствоведы. Двенадцать скульпторов имеют звание «Народный художник Российской Федерации», тридцати скульпторам присвоено звание Заслуженного художника РФ, два скульптора являются заслуженными деятелями искусств и один – заслуженным работником культуры.
Ежегодно в Объединение московских скульпторов вступает от пятнадцати до двадцати пяти молодых скульпторов.
Объединение московских скульпторов сегодня является и творческой организацией, и производственной базой, это живое и динамично развивающееся художественное сообщество, одно из крупнейших в России, объединяющее скульпторов разных возрастов, разных творческих устремлений и стилевых предпочтений.
Дубровина Н.А.

 

Далгат Далгатов после работы. 

Рамиль Шерифзянов за работой в творческой группе по керамике

Алексей Дмитриев работает в творческой группе по камню.