Скульптура в городе М: Меер Айзенштадт, Наташа и Мария Арендт

С 22 декабря 2015 по 4 февраля 2016 года государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представил выставочный проект Скульптура в городе М: Меер Айзенштадт, Наташа и Мария Арендт.
Выставка трех художников – Меера Айзенштадта и двух его внучек Марии и Наташи Арендт – приурочена к 120-летию со дня рождения Айзенштадта, скульптора-новатора, пик творчества которого пришелся на 30-ые годы. Его имя сейчас заслуженно возвращается к широкому кругу знатоков и любителей искусства. Айзенштадт учился на скульптурном факультете во ВХУТЕИНе- ВХУТЕМАСе у В.И. Мухиной, С.Ф. Булаковского и И.М. Чайкова, исследуя возможности синтеза скульптуры и архитектуры. Архитектоническая основа скульптурных композиций Айзенштадта прочитывается как дань одному из его любимых художников – Казимиру Малевичу: соединение условного и конкретного, утопического и реального в его работах полностью отражают стремления и поиски советского искусства 1920–1930-х годов. Трагизм творческой судьбы Меера Айзенштадта был обусловлен невостребованностью и невоплощенностью его проектов, которые должны были по его замыслу выполняться в огромных размерах, диктуемых временем.
Экспозиция строится вокруг скульптурного графического наследия Меера Айзенштадта, которое продолжают и интерпретируют работы сестер Наташи и Марии Арендт. Мария Арендт представляет вышивки архитектурных мотивов на ткани, в том числе нереализованных конструктивистских проектов начала ХХ века. Наташа, демонстрирует супрематические рельефы из дерева, в которых угадывается, влияние Меера Айзенштадта.
Анна Гросицкая.
Айзенштадт удивительным образом уловил начало новых социальных образований. Когда в Москву приехал Ле Корбюзье, то вокруг него собрались уже подготовленные к новому искусству архитекторы -братья Веснины, М. Гинзбург и другие, которые создавали функциональную архитектуру, создавали новый стиль жизни. Айзенштадт синтезировал этот символический образ новой жизни в своих скульптурах. Его инсталляции – это не просто скульптура, это поэтический и просветительский проект, эскизы для увеличения. Не было скульптора-мыслителя, творящего в таком роде. Его многоплановые архитектурные композиции–символ времени, соединяющий в себе пролеткультовские начинания и новую возникающую цивилизацию.
Айзенштадт был уникальный, абсолютно недооцененный скульптор, потому что на единоличном опыте он создал синтетический образ определенного настроения и мечты данной эпохи.
Ю.С.Злотников(из беседы)
Меер Айзенштадт (1895–1961) – скульптор, график. Брал уроки скульптуры и рисунка у Я.М. Кругера в его школе-студии в Минске (1916–1917). Учился на Едином художественном рабфаке ВХУТЕМАСА (1923–1926) и во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у И.М. Чайкова, В.И. Мухиной, С.Ф. Булаковского и В.А. Фаворского (1926–1930). Выставляется с 1927 года, принят в Союз художников в 1932-м. Работал в станковой, монументальной и монументально-декоративной скульптуре. Создавал скульптурно-архитектурные композиции, которые, однако, не имел возможности воплотить в городской среде. Выполнял модели для Гжельского и других керамических заводов. Работы Айзенштадта представлены в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея А.С. Пушкина, Ярославского художественного музея и других.
Мария Арендт (р. в 1968 г.) – художник. После окончания Российского художественного училища прикладного искусства работала в жанрах станковой графики и коллажа, изучала иконографию, иллюстрировала книги. Выставляется с 1989 года, с 1997-го – член Московского союза художников. Живет и работает в Москве и Коктебеле. Наталия Арендт (р. в 1959 г.) – художник. С 1978 года член молодежной секции МОСХа.В 1985–1990 годы училась в Школе-студии МХАТ. В 1991 году с семьей переезжает в Великобританию. В 1993 году вступает в скульптурную секцию МОСХа. Живет и работает в Москве и Лондоне.