Объединение московских скульпторов продолжает серию онлайн-выставок. Сегодня редакция сайта ОМС представляет творчество замечательного художника и педагога Александра Смирнова-Панфилова. Александр Александрович, недолго раздумывая, откликнулся на нашу просьбу о выставке, отобрал свои работы, снял их и рассказал, когда и почему они были им созданы.
Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Есть термин «наивное искусство», а у этого «наивного искусства» невероятно серьезное отношение к форме. Да и наивное ли оно вообще?
Во всех древних культурах зачастую формообразование похоже друг на друга. Ясные объемы и отношение между ними. Ясное - не означает простое. И работать в ясных объемах не так просто, как кажется на первый взгляд.
Кто же являлся заказчиком этих произведений?
Они часто были скрыты от широкого зрителя, практически все древние скульптуры сакральны, их находят в могильниках, захоронениях. Там есть слияние детского восприятия и отношения культуры общества к вечности. На мой взгляд, архаические культуры дают невероятно широкую возможность для авторского искусства. Там много возможностей, тематики, художественного языка для авторского творчества.
Разумеется, восхищаться высокой классикой Греции, классицизмом можно и нужно, но уверен, что работать в этой системе сегодня не стоит. В эту реку не войти уже, а творить достойно, на уровне тех мастеров просто и невозможно. Там сказано все очень сильно и с избытком.
Эпоха Возрождения пыталась зайти в Великую Грецию, но, на мой взгляд, ничего не получилось, а вернее, получилось, но не то.
Что побуждало древних греков так творить? Что было мотивом?
С итальянским Возрождением все более или менее понятно. А с греками остается много тайн. Каково все-таки было отношение в Греции к жизни, если даже местечковый, средний уровень был на очень большой высоте, не говоря уже о лучших образцах?
Формализм. С этого все должно начинаться. Без четко поставленных формальных задач не будет скульптуры. Можно насыщать скульптуру разными смыслами и чувствами, однако без формализма не будет хорошей скульптуры. Но и без чувств и эмоций произведение искусства тоже будет неполноценное, как и без формы.
А теперь расскажу о тех формальных и материальных задачах, которые я решал в своих работах.
«ОДАЛИСКА» (бронза, 2003)
Круглая фигура на плоскости, вдохновленная формальными задачами, поставленными великолепными скульпторами Древней Индии и мастерами романского периода в европейском искусстве, где круглая скульптура неотъемлема от архитектуры.
Объемы отлично решались на плоскости стены, ниши, проема. Круглый объем работает по-другому, когда находится на плоскости, - создается очень интересное искусственное пространство.
А эмоционально - навеяно восточной сказкой, воспетой в творчестве Энгра, Делакруа, Матисса, Кузнецова, Петрова-Водкина и, конечно, в персидской миниатюре.
«ПОРТРЕТ МАРКА ШАГАЛА» (бронза, 2006), «ВОСТОЧНЫЙ ПОРТРЕТ» (бронза, 2008)
Навеяны архаическим искусством, тягой к упрощению объема, превращением человеческой головы в сосуд или горшок.
Упрощение объема не говорит об упрощении задачи. Реалистический портрет мне слепить гораздо проще. Стилизация - дело непростое. А эмоционально – потерявший голову от любви Шагал. Это, естественно, его находка, а не моя.
Что касается «Восточного портрета», мне хотелось бы, чтобы он напоминал архитектуру минарета.
«ПОЛУНОЧНЫЙ СПАС» (бронза, 2007)
Формальное решение было создано как в польской христианской скульптуре, так и в пермской. Я пытаюсь переосмыслить этот канон в бронзе, хотя до сих пор не уверен, нужно ли это делать вообще.
«ЦАРЕВИЧ» (бронза, 2012)
Вдохновлен народной игрушкой разных культур: крито-микенской, древнерусской, перуанской, мексиканской. Вещи простые, но решены очень здорово, это и поражает.
«ЧАША» (бронза, 2011)
Рельеф на круглом объеме. Вдохновили, прежде всего, русские изразцовые печи. Большой мощный объем, который детально сверху обработан. Подобная задача ставилась и в «Царевиче», и в «Царе царей». Эмоционально: робость и неуверенность маленького человека перед большим миром. Чаша наполнена до краев войной, ужасом и бедой.
«ДЕВОЧКА-ЗМЕЯ» (бронза, 1999)
Здесь я следую культурам мексиканской и крито-микенской. Архаичная молчаливость - смысловая нагрузка этой работы. Не движение, а символ движения, скорее всего так.
«ТУЛУЗ-ЛОТРЕК» (бронза, 2001)
В формальном плане чисто архитектурная задача - конус, разорванный посередине, а эмоциональная задача - яркий, несуразный и талантливый человек.
«АМАРКОРД» (бронза, 2010)
Формально - это как человек с обручем, только тут мальчик, вокруг которого штаны вместо обруча. Эмоционально: удивление самому себе. Навеяно творчеством Федерико Феллини, а именно фильмом «Амаркорд», что в переводе означает «я вспоминаю».
«ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ» (бронза, 1991)
Давно созданная работа, которая произошла из увлечения архаическими женскими образами. В композиции практически нет пластической задачи, а задача скорее строительная.
Фигура состоит, как детская пирамидка, из отдельных объемов, нанизанных на один стержень. И, конечно же, я работал над устойчивостью в падающей фигуре.
«ДЕД МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ» (бронза, 2010)
Формально все очень просто - это объединение двух объемов в третий. Один объем - зайцы, другой - Мазай, третий - лодка. Эмоционально: это просто прикол.
Страница Александра СМИРНОВА-ПАНФИЛОВА на сайте ОМС
Сайт Александра СМИРНОВА-ПАНФИЛОВА
Одежда и аксессуары с принтом Александра СМИРНОВА-ПАНФИЛОВА