АЛЕКСАНДР СМИРНОВ-ПАНФИЛОВ: Я ВСПОМИНАЮ

Объединение московских скульпторов продолжает серию онлайн-выставок. Сегодня редакция сайта ОМС представляет творчество замечательного художника и педагога Александра Смирнова-Панфилова. Александр Александрович, недолго раздумывая, откликнулся на нашу просьбу о выставке, отобрал свои работы, снял их и рассказал, когда и почему они были им созданы.

 

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

Есть термин «наивное искусство», а у этого «наивного искусства» невероятно серьезное отношение к форме. Да и наивное ли оно вообще?

Во всех древних культурах зачастую формообразование похоже друг на друга. Ясные объемы и отношение между ними. Ясное - не означает простое. И работать в ясных объемах не так просто, как кажется на первый взгляд.

Кто же являлся заказчиком этих произведений?

Они часто были скрыты от широкого зрителя, практически все древние скульптуры сакральны, их находят в могильниках, захоронениях. Там есть слияние детского восприятия и отношения культуры общества к вечности. На мой взгляд, архаические культуры дают невероятно широкую возможность для авторского искусства. Там много  возможностей, тематики, художественного языка для авторского творчества.

Разумеется, восхищаться высокой классикой Греции, классицизмом можно и нужно, но уверен, что работать в этой системе сегодня не стоит. В эту реку не войти уже, а творить достойно, на уровне тех мастеров просто и невозможно. Там сказано все очень сильно и с избытком. 

Эпоха Возрождения пыталась зайти в Великую Грецию, но, на мой взгляд, ничего не получилось, а вернее, получилось, но не то.

Что побуждало древних греков так творить? Что было мотивом?

 С итальянским Возрождением все более или менее понятно. А с греками остается много тайн. Каково все-таки было отношение в Греции к жизни, если даже местечковый, средний уровень был на очень большой высоте, не говоря уже о лучших образцах?

Формализм. С этого все должно начинаться. Без четко поставленных формальных задач не будет скульптуры. Можно насыщать скульптуру разными смыслами и чувствами, однако без формализма не будет хорошей скульптуры. Но и без чувств и эмоций произведение искусства тоже будет неполноценное, как и без формы.

А теперь расскажу о тех формальных и материальных задачах, которые я решал в своих работах.

«ОДАЛИСКА» (бронза, 2003)

Круглая фигура на плоскости, вдохновленная формальными задачами, поставленными великолепными скульпторами Древней Индии и мастерами романского периода в европейском искусстве, где круглая скульптура неотъемлема от архитектуры. 

Объемы отлично решались на плоскости стены, ниши, проема. Круглый объем работает по-другому, когда находится на плоскости, - создается очень интересное искусственное пространство.

А эмоционально - навеяно восточной сказкой, воспетой в творчестве Энгра, Делакруа, Матисса, Кузнецова, Петрова-Водкина и, конечно, в персидской миниатюре.

«ПОРТРЕТ МАРКА ШАГАЛА» (бронза, 2006), «ВОСТОЧНЫЙ ПОРТРЕТ» (бронза, 2008)

Навеяны архаическим искусством, тягой к упрощению объема, превращением человеческой головы в сосуд или горшок.

Упрощение объема не говорит об упрощении задачи. Реалистический портрет мне слепить гораздо проще. Стилизация - дело непростое. А эмоционально – потерявший голову от любви Шагал.  Это, естественно, его находка, а не моя.

Что касается «Восточного портрета», мне хотелось бы, чтобы он напоминал архитектуру минарета.

«ПОЛУНОЧНЫЙ СПАС» (бронза, 2007)

Формальное решение было создано как в польской христианской скульптуре, так и в пермской. Я пытаюсь переосмыслить этот канон в бронзе, хотя до сих пор не уверен, нужно ли это делать вообще.

«ЦАРЕВИЧ» (бронза, 2012)

Вдохновлен народной игрушкой разных культур: крито-микенской, древнерусской, перуанской, мексиканской. Вещи простые, но решены очень здорово, это и поражает.

«ЧАША» (бронза, 2011)

Рельеф на круглом объеме. Вдохновили, прежде всего, русские изразцовые печи. Большой мощный объем, который детально сверху обработан. Подобная задача ставилась и в «Царевиче», и в «Царе царей». Эмоционально: робость и неуверенность маленького человека перед большим миром. Чаша наполнена до краев войной, ужасом и бедой.

«ДЕВОЧКА-ЗМЕЯ» (бронза, 1999)

Здесь я следую культурам мексиканской и крито-микенской. Архаичная молчаливость - смысловая нагрузка этой работы. Не движение, а символ движения, скорее всего так.

«ТУЛУЗ-ЛОТРЕК» (бронза, 2001)

В формальном плане чисто архитектурная задача - конус, разорванный посередине, а эмоциональная задача - яркий, несуразный и талантливый человек.

«АМАРКОРД» (бронза, 2010)

Формально - это как человек с обручем, только тут мальчик, вокруг которого штаны вместо обруча. Эмоционально: удивление самому себе. Навеяно творчеством Федерико Феллини, а именно фильмом «Амаркорд», что в переводе означает «я вспоминаю».

«ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ» (бронза, 1991)

Давно созданная работа, которая произошла из увлечения архаическими женскими образами. В композиции практически нет пластической задачи, а задача скорее строительная.

Фигура состоит, как детская пирамидка, из отдельных объемов, нанизанных на один стержень. И, конечно же, я работал над  устойчивостью в падающей фигуре. 

«ДЕД МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ» (бронза, 2010)

Формально все очень просто - это объединение двух объемов в третий. Один объем - зайцы, другой - Мазай, третий - лодка. Эмоционально: это просто прикол.

Страница Александра СМИРНОВА-ПАНФИЛОВА на сайте ОМС

Сайт Александра СМИРНОВА-ПАНФИЛОВА

Одежда и аксессуары с принтом Александра СМИРНОВА-ПАНФИЛОВА

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь-референт правления секции скульптуры МСХ и ОМС
Т.А. Малецкая 8 (495) 472-51-51

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск