Авторы

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

Страницу подготовила София ТУГАРИНОВА, кандидат искусствоведения

Георгий ПОПАНДОПУЛО (15 апреля 1916 – 25 февраля 1992), родился в Геленджике, Краснодарский край.

Отец Георгия Николаевича переехал вместе со своими родителями в 1885 году в Геленджик из Греции. По профессии был строителем.

Георгий Попандопуло окончил семилетнюю школу в Геленджике, затем – школу фабрично-заводского ученичества в Новороссийске.

C 1931 по 1937 годы работал токарем на вагоностроительном заводе в Новороссийске. Благодаря своей аккуратности и дисциплинированности выполнял норму на 280% и был Почетным стахановцем. О молодом передовике производства в 1936 году даже писала газета «Новороссийский рабочий» (и не только она).

Сам он говорил по этому поводу: «Секрет был прост – у меня все инструменты лежали строго на своем месте. Я даже не смотрел на них, просто брал нужный мне инструмент в нужный момент». В будущем все инструменты в его мастерской точно так же будут аккуратно лежать на своих местах, а в самой мастерской будет идеальный порядок.

С детства Георгий Николаевич увлекался резьбой по камню: перочинным ножичком вырезал фигурки животных и птиц на мягкой гальке. В Новороссийске он приходил на пляж, выбирал подходящий камушек и начинал вырезать. Часто вокруг него собирались отдыхающие, которым и доставались эти миниатюры.

Некоторые советовали ему уехать в Москву учиться на художника. Поначалу Георгий Николаевич воспринимал эти советы с улыбкой. Но после того как в заводской и городской газетах появились статьи о его занятии и фотографии его работ, стало очевидно, что это детское увлечение скрывает талант, нуждающийся в развитии.

В 1937 году Георгий Попандопуло был направлен на учебу в Москву. После двух лет занятий на подготовительных курсах поступил на факультет скульптуры Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ), который окончил в 1946 году. Учился у Б.И. Яковлева и Е.Ф. Белашовой.

Участник Великой Отечественной войны.

По окончании института в период с 1946 по 1959 годы работал в мастерской скульптора Ивана Семеновича Ефимова, в соавторстве с которым были созданы интерьеры Ярославского и Ленинградского вокзалов и другие монументально-декоративные произведения. С 1959 года работал самостоятельно над монументальной, парковой и станковой скульптурой, став одним из ведущих советских скульпторов-анималистов. Его монументальные анималистические композиции были установлены по всей территории СССР.

С 1947 года член Союза художников СССР. Член МОСХ.

С 1952 года – активный участник московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставок. Работы Георгия Попандопуло отмечались дипломами и премиями Союза художников СССР, Московского отделения Художественного фонда РСФСР, а также Московского отделения Союза художников как «Лучшая работа года», а также – «За активное участие в выставках». Репродукции работ Георгия Попандопуло и публикации о его творчестве представлены во множестве искусствоведческих изданий.

Монументальные работы Георгия Попандопуло были установлены в Москве, Московской области, городах Золотого кольца России, Светлогорске Калининградской области.  

 

Работы находятся в собраниях

Государственной Третьяковской галереи, Москва.

Государственного Русского музея, С.-Петербург.

Государственного Дарвиновского музея, Москва.

Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Москва.

Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева, Москва.

Тамбовского областного краеведческого музея.

Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова.

Государственного художественного музея Алтайского края, Барнаул.

Сахалинского областного художественного музея, Южно-Сахалинск.

Дома-музея Германа Брахерта (Светлогорск, Калининградская область).

Других музеях России и за рубежом, в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

 

Искусствовед В. А. Тиханова так писала о скульпторе: «Георгий Николаевич Попандопуло вырос в значительного анималиста с самостоятельным мышлением, ничего не взявшего в долг даже у своего могучего учителя и похожего на него лишь серьёзным отношением к делу, душевной чистотой и высокой профессиональной культурой» (В. А. Тиханова. Очерки о советских анималистах. — М.: Советский художник, 1990).

 

О Георгии Попандопуло неоднократно в своих интервью вспоминал скульптор Леонид Соков:

«Оленей делал великий скульптор Попандопуло. Если по Золотому кольцу едешь, там они стоят — гордые, как на параде, только без медалей.

Как-то у меня на комбинате не принимали очередного козла и говорят: «Пусть решит Попандопуло». Я не знал тогда, кто это. Он вызвал меня к себе в мастерскую. Я приехал. Мастерская абсолютно пустая, только одна стена — рога разных животных. Целая стена. Он такой серьезный человек греческого вида, лысый. И первое, что он сделал, — не стал расспрашивать про мои эстетические воззрения, — он спросил, указывая на стену с рогами: «Это кто?» Я говорю: «Это теке».

- А теке — это кто?

- Теке — это разновидность антилопы. Потом: «Это кто?» — «Это тур кавказский». — «А это кто?» Устроил экзамен по рогам. И я все ему ответил, без запинки. Я тогда все это знал наизусть. Ну, он совершенно обалдел: «Поедемте». Приехал и мою скульптуру тут же принял. Понял, что нарвался на своего. Потом, когда я окончил институт, я стал этих козлов лепить. Тут уж я был специалистом».

(Из интервью Леонида Сокова для издания «The Art Newspaper Russia»)

 

«После окончания Строгановки мне дали первый заказ — на парковую скульптуру «Козел». Я тогда увлекался замечательными скульпторами XIX века Пименовым и Демут-Малиновским, часто работавшими в соавторстве.

Одна из монументальных скульптур Демут-Малиновского — быки, которые тогда стояли перед мясными бойнями в Санкт-Петербурге. У этих быков, как колокола в арке, висели между ног огромные яйца. Я повесил такие же «колокола» моему козлу и считал это удачной «художественной находкой».

Пришел худсовет. Мужчины серьезно обсуждали, дамы хихикали, я наивно ничего не понимал. Мой первый заказ не приняли. Секретарь худсовета посоветовала пригласить тогдашнего знаменитого анималиста Георгия Попандопуло.

Тот сразу понял «пластическую ошибку» молодого дарования. Когда я развернул клеенку на скульптуре козла, он сразу взялся левой рукой за яйца, а в правую набрал жидкой глины. Потом вопросительно посмотрел на меня — я не понял, пожал плечами. Попандопуло дернул вниз: «А здесь может быть шерсть», — и правой рукой лихо замазал образовавшееся пустое место жидкой глиной. После он доложил в худсовет, что работа им принята».

(Из интервью Леонида Сокова для издания «АРТГИД»)

 

Из воспоминаний Даниэля Митлянского о Георгии Попандопуло:

«Какие его главные качества? Доброта, порядочность. Я бы сказал, верность доброте и благородству. Всегда готов помочь, всегда добродушно улыбается, всегда люб всем… Не было человека добрее, лучше, отзывчивее Юры Попандопуло. Прекраснейшая была душа! Счастлив всякий, кто его знал и любил!».

 

Газетные публикации

1930-е «Так рождается художественное творчество», «Новый талант» и другие.

2016 «Георгий Попандопуло. К 100-летию со дня рождения», «Газета ОМС».  

 

Журнальные публикации

2017 «Дела скульптурные, дела семейные», журнал «Юный художник»,№8.  

 

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск