Скульптор Гузель Галямова делится впечатлениями о выставке «Восточная сказка», которая проходит в Институте востоковедения РАН.
Выставка восточной тематики в творчестве московских художников проводится в стенах Восточного культурного центра Института востоковедения РАН не в первый раз. В 2024 году секция скульптуры МСХ объединила свои усилия с секцией прикладного искусства. Результат превзошел все ожидания. Пространство выставки «Восточная сказка» выстроено, как анфилада комнат, в перемещении по которой обнаруживаешь новые смыслы и имена.
Восток с его экзотической романтикой, привлекал художников Европы с середины XIX века. Вспомним «восточных женщин» Делакруа и одалисок Энгра. В дальнейшем возникает отдельное течение - Ориентализм. В России его представителем можно считать художника Верещагина («Двери Тимура» 1872). Отдельные произведения скульптора Лансере можно также отнести к его исследовательскому увлечению арабскими странами («Всадник-туарег»и «Всадник-бедуин», 1880-е годы).
Разнообразие Востока открылось всему миру еще одной яркой гранью после выхода Японии из международной изоляции в период Мейджи. Тогда откровением для европейцев стали эстампы и прикладное искусство. Страсть к коллекционированию предметов в восточном вкусе охватила все слои высшего европейского общества. Показательна в этом плане выставка «Восточная коллекция Петра Щукина» в музее народов Востока, проводимая в эти дни. Петр Щукин начал формировать свое собрание, покупая образцы шелковых тканей Китая и Японии, позднее в сферу его интересов попало декоративно-прикладное искусство и предметы русской старины.
Известно, что братья Гонкуры обладали большой коллекцией восточных предметов, около тысячи наименований было представлено на посмертном аукционе Дрюо.
В театральном искусстве «мод ориенталь» проявилась в творчестве «Русских сезонов» Дягилева. Всем знакомы эскизы Льва Бакста для балетных постановок, примечательно, что и этот аспект представлен на выставке скульптурой Ольги Колосовой «Танцовщица Ида». Знаменитая муза Серебряного века Ида Рубинштейн изображена в момент исполнения танца «Семи покрывал».
Включение керамики в экспозицию, созданную в стенах Института востоковедения, кажется более чем уместно. Ведь именно на Востоке возникло и получило свое развитие в наиболее совершенных формах искусство керамики. Это неоспоримый факт.
Кажется, все виды современной керамики представлены в залах: грубый шамот (в работах С. Лазарева, Н. Мещаниновой, Т. Пименовой, Е. Постниковой, Р. Шерифзянова, Е. Яковлевой), тонкая роспись (М. Камардина, В. Чибисов) и глазурная живопись на керамических декоративных пластах и блюдах (В. Заботкин, Т. Обухова, Г. Поликарпова, М. Степанова-Ланская, Н. Синева, И. Чирикова). Особую эстетическую выразительность привносит использование золота в декоре керамических панно из шамота в творчестве Петра Хохловкина.
Конечно, всегда интересно наблюдать, когда помимо художественных и технических решаются задачи пространственные, как сценография в театральной постановке. Внутреннее напряжение диалога возникает в скульптуре П. Тураева «Кок-чай». Обращает на себя внимание работа О. Карелиц, где смысловым центром служит ваза с фруктами и три руки застывшие в осязательном жесте как бы тянутся к ней. Сложный ассоциативный ряд рождается при осмотре композиции О. Хан, представляющей из себя серию кубков. Архитектурные формы, поднимающиеся из чаш сосудов: что это? Видения любителей абсента? Испанские замки? Мираж Фата-Моргана? Каждый решает сам.
А. Створа представила верблюда, исполненного в гончарной технике. При расстановке на подиуме его голова и два горба вырастают из пространства и создается иллюзия, что он полузанесен песчаной бурей в пустыне. В композиции И. Красношлыковой «Индийский чай» слон, изображенный на этикетке любимого напитка, становится главным действующим персонажем.
Некоторые работы возникают из сочетания разных материалов, в этом универсальность скульптуры: «Сова» Г. Смирнова в технике сварного металла глядит своими керамическими глазами-блюдцами, произведения Н. Наумова мыслятся как сборные конструкции из металла, дерева, камня и керамики. В этом же ключе исполнен арт-объект в виде кальяна Т. Стивкина.
Присутствие произведений из стекла расширяет перечень материалов скульптуры: А. Криволапов много и плодотворно работает в технике моллирования, «Хабиби» А. Молчановского демонстрирует возможности оптического стекла.
Можно поздравить организаторов и участников выставки с созданием этого проекта. Образно говоря, хочется пожелать им провести еще 1000 и 1 выставку такого высокого художественного и содержательного уровня.
Гузель ГАЛЯМОВА, скульптор