23 января 2025 года в Галерее «Выхино» Объединения «Выставочные залы Москвы» откроется выставка «Пласты и сплетения», которая первой представит художественно-образовательный проект 2025 года - «Материалы творчества».

 Миссия Галереи – открывать средствами искусства визуально-пластическую красоту окружающего мира. В этом году мы предлагаем сделать это через взаимодействия художников с разнообразными материалами творчества.

Сегодня интерес к традиционных материалам, исследование их свойств и культурного кода становится одним из трендов современного искусства.

Мы расскажем о значении материалов в творчестве художника, представляя авторские интерпретации их природных особенностей и пластических качеств.

Первая выставка проекта «Материалы творчества» будет посвящена контрастной паре природных материалов, добытым из земли и выросшим из нее - керамике и ткани. 

Керамика – первый материал, который создал человек. Керамика - природный и естественный, уникальный по возможностям материал, с которым работают мастера и художники с древних времен по настоящее время.  Выставка покажет работы художников, которые экспериментируют с различными особенностями и техниками керамики: от масштабных «пластов» - выразительных поверхностей, соединяющих фактуру и живопись, до объемной геометрической и органической скульптуры и инсталляции.

Ткань как материал также имеет природную основу - первыми текстильными волокнами были почти не обработанные побеги трав. Технология позволила создавать более тонкие натуральные материалы - льняные, конопляные, джутовое волокно, шерсть животных. Художников традиционно привлекала работа с тканью, художественный текстиль является одним из распространённых видов декоративно-прикладного искусства.

В сегодняшних художественных практиках текстиль как материал масштабно используется в коллажах и скульптурах, арт-объектах и инсталляциях.

На выставке будут продемонстрированы разнообразные возможности керамики и текстиля в произведениях современных художников.

Участники выставки:

Галина Антипова, Николай Антипов, Мария Арендт, Екатерина Афонина-Суховерцева, Ольга Божко, Татьяна Бригадирова, Федор Воробьев, Александр Ворохоб, Елена Гамбарян, Елена Дудырина, Александр Ермолаев, Еремей Ермолаев, Женя Кожина, Анастасия Иваненкова, Евгения Канак, Лариса Климова, Наталья Косовец, Ксения Ладатко, Надежда Лебедь, Анастасия Мартынова, Борис Михайлов, Юлия Моргуновская, Наталья Мурадова, Галина Овчинникова, Анна Панченко, Виктор Пащенко, Елена Петько, Анна Плотникова, Ольга Равинская, Виктор Решетников, Елена Русланова, Елена Сединкина, Ольга Сокеркина, Марина Степанова-Ланская, Ольга Субботина, Наталья Тарасова, Ольга Халдеева, Ольга Хан, Елена Хлендовска, Илина Червонная, Елена Шарганова, Анна Щетинина, Елена Юдина, Борис Юрчатов.

Открытие: 23 января в 18:00.

Регистрация на открытие: https://galereya-vykhino.timepad.ru/event/3199267/.

Адрес галереи «Выхино»:  м. «Юго-восточная», ул. Ташкентская, 9.

Текст: галерея «Выхино.

 

 

 

 

 

В жизни и творчестве Анатолия Васильевича Врубеля есть особенная для него линия, связанная со спортом. С ранней юности тогда еще будущий скульптор увлекался легкой атлетикой, боксом и академической греблей. Особенно хорошо Врубелю давался бег на короткие и средние дистанции. 

Анатолий Врубель на соревнованиях по бегуна звание кандидата в мастера спорта СССР. Москва, октябрь 1954Анатолий Врубель на соревнованиях по бегу
на звание кандидата в мастера спорта СССР. Москва, октябрь 1954

Тем более знаменательным и важным для Анатолия Васильевича стало знакомство с выдающимся советским спортсменом, легендой отечественной спортивной гимнастики Борисом Анфияновичем Шахлиным.

В 1964 году великий гимнаст в седьмой раз стал чемпионом Олимпийских игр и в 1967 году завершил спортивную карьеру из-за инфаркта, который у него случился во время тренировки. Исключительные спортивные достижения стали поводом для принятия руководством СССР решения об установке памятника Борису Анфияновичу. И в середине 1960-х годов (по воспоминаниям дочери А.В. Врубеля Ларисы) Шахлин неоднократно посещал мастерскую Врубеля, чтобы позировать ему для этюдов к памятнику.

Анатолий Васильевич был глубоко потрясен этой встречей и вспоминал о ней долгие годы. Интересно даже некоторое сходство судеб скульптора и спортсмена, которые были почти ровесниками. Хотя можно отнести это сходство на счет общей трагической судьбы детей, чьи родители на своих плечах и ценой своих жизней добились Победы в Великой отечественной войне. Анатолий в раннем возрасте потерял отца и рос на попечении одинокой матери. Борис остался сиротой и воспитывался бабушкой. В очень юном возрасте из-за стесненных обстоятельств оба были вынуждены принять решение о выборе будущей профессии, в которой проявили редкий талант и большое упорство.

Однако вернемся к истории портрета Бориса Шахлина. Судя по сохранившимся эскизу и рабочей модели, это мог быть памятник, удивительно мощный и достоверный в своей документальной простоте. Композиционно его решение схоже по строгости и величию с памятниками античным атлетам-олимпионикам.

Здесь необходимо отметить, что применение античных принципов создания пластической композиции в скульптуре - характерная черта и принципиальная художественная позиция в творчестве А.В. Врубеля, унаследованная им от Г.И. Мотовилова во время учебы на кафедре скульптуры Строгановского училища. Характерная поза гимнаста, стоящего на старте и готовящегося к выполнению гимнастического комплекса, наполнена внутренним напряжением и глубокой концентрацией. Взгляд, устремленный прямо, спокойное, почти бесстрастное и уверенное в победе выражение лица, легкий наклон тела вперед - все эти черты создают одновременно возвышенный и динамичный образ, выражают ежесекундную пиковую готовность и сильнейшее внутреннее напряжение великого спортсмена.

Во всей фигуре гимнаста прочитывается готовность, подобная готовности ракеты, стоящей на стартовой площадке космодрома. Перед нами образ советского человека эпохи великих свершений и фундаментального оптимизма, эпохи, наполненной молодой энергией периода «оттепели». Таким образом, монументальный пластический язык, характерный для предыдущей - сталинской - эпохи, Анатолий Васильевич перенес и трансформировал в духе новейших для советского монументального искусства тенденций середины 1960-х годов.

 Рабочая модель памятника Борису Шахлину на выставке МОСХ, 1960-еРабочая модель памятника Борису Шахлину на выставке МОСХ, 1960-е

Особенное внимание Анатолий Врубель уделил созданию портретного бюста Шахлина, на основе которого чуть позднее скульптор создал монументальную версию бюста, видимо, в качестве фрагмента модели в натуральную величину для проекта памятника Шахлину. К сожалению, эти бюсты не сохранились до настоящего времени, но остались фотографии, сделанные Врубелем в его мастерской. Помимо того, что это, вероятно, единственный прижизненный скульптурный  портрет  Бориса Шахлина, бюст интересен еще и тем, что он был выполнен с натуры и обладает тончайшим портретным сходством, в чем можно убедиться, сравнив его с фотоизображениями великого гимнаста.

Здесь не в полной мере выражены черты монументального портрета, это академическая подготовительная работа, в большей степени связанная со стадией изучения натуры. К примеру, показана характерная явная асимметрия лица Бориса Анфияновича, которая вместе с тем не вносит никакого диссонанса в зрительное восприятие этого портрета. Другая особенность, говорящая о натурном характере описываемого бюста, это детали спортивной одежды, в которой, по всей видимости, позировал Шахлин.

С документальной точностью зафиксирована толщина тканей, ширина лямок от спортивных брюк, ширина канта и отстрочка вокруг пройм. При всех его достоинствах, этот бюст рассчитан на восприятие с близкого расстояния и свидетельствует о кропотливом натурном изучении индивидуальной пластики и, благодаря высокой детализации, даже несет на себе отпечаток некоторого психологизма, который, однако, не связан с какой-либо эмоциональностью, драмой или критикой героя. Это, скорее, достоверный и убедительный в своей документальности образ выдающегося современника, характеризующийся внимательным и уважительным личным отношением автора к Шахлину и его достижениям, а также это в своем роде собирательный образ эпохи с характерным подчеркиванием мужества, упорства и силы воли во внешности. Этот бюст был отлит в гипсе и не был затонирован.

Портретный бюст Бориса Шахлина, выполнен с натурыПортретный бюст Бориса Шахлина, выполнен с натуры

Существовал и второй бюст, выполненный Врубелем, как было сказано выше, на основе натурного портрета. Вероятно, он создан как фрагмент будущего памятника и был предназначен для презентации проекта. Здесь уже присутствуют черты обобщения и трансформации на базе конструктивного каркаса и основных тектонических масс тела, характерные для пластического языка монументальной скульптуры.

Эти изменения в сторону большей монументальности и идеализации касаются не только черт лица, но так же и формы прически и даже формы ушей спортсмена. Вместе с особенным пластическим языком, в котором сочетается возвышенная монументальность, глубокое знание натуры и анатомических особенностей строения тела спортивного гимнаста, также выявлены и акцентированы индивидуальные особенности внешности Бориса Анфияновича, что никак не нарушает необходимой для монументального портрета идеализированности образа и обобщенности формы.

Здесь детали одежды имеют уже очень условное обозначение, в отличие от бюста, выполненного с натуры, хотя и сохраняют еще достаточно конкретное представление о спортивной одежде олимпийца. Такие признаки, как лаконичная форма, акцент на пластику и соотношения больших масс, крупные членения, выразительные и чуть преувеличенно глубокие пространственные ходы, плотно натянутая поверхность, которые всецело подчинены композиционному и образному замыслу памятника, характерны для описываемого бюста.

Перед зрителем предстает несомненно мужественный герой, внешность которого красива где-то даже типичной для советского монументального мужского образа красотой, но вместе с тем лицо, посадка головы, выражение лица глубоко характерны для индивидуальной пластики тела Шахлина и очень тонко переданы скульптором. Прямой открытый взгляд, расслабленная мускулатура лица напоминают бесстрастные лица богов-олимпийцев Пергамского алтаря, находящихся в самой гуще драматического события, которое никак не отражается на их мимике в эмоциональном плане. Так создается возвышенный образ сродни образам обожествленных античных олимпиоников, что возвращает нас к традиции, которую в Строгановском училище заложил на кафедре монументально-декоративной скульптуры её основатель Г.И. Мотовилов.

В этих особенностях ярко проявлено высочайшее мастерство Анатолия Васильевича Врубеля и его глубоко личное почтительное отношение к Борису Анфияновичу Шахлину. Этот бюст был так же отлит в гипсе, но, в отличие от предыдущей версии, затонирован. И, судя по рабочей модели памятника, был окрашен серебристой краской, имитирующей отливку в алюминии. Таким образом, можно составить некоторое представление о том, каким виделся будущий памятник автору.

Портретный бюст Бориса Шахлина, выполненныйАнатолием Врубелем как фрагмент будущего памятникаПортретный бюст Бориса Шахлина, выполненный
Анатолием Врубелем как фрагмент будущего памятника

 

В те годы, когда создавался эскиз памятника, он так и не был реализован, причина пока неизвестна. По всей видимости, А.В. Врубель был единственным скульптором, кто принимал участие в проектировании памятника, и этот проект не был конкурсным, так как в этом случае существовал бы памятник, созданный в то же время, но с другим авторством. Вероятно, это был государственный заказ, в пользу чего свидетельствует факт позирования Б.А. Шахлина  Врубелю в его личной творческой мастерской.

Пластилиновый этюд с натуры, положенный в основу композиции предполагаемого памятника Борису ШахлинуПластилиновый этюд с натуры, положенный в основу композиции предполагаемого памятника Борису Шахлину

 Ныне существующие памятники Борису Шахлину созданы гораздо позднее, уже в начале XXI века. Однако, оценить высокую художественную ценность и  достоинства работы Анатолия Васильевича можно на фотографиях, иллюстрирующих настоящую статью.

В завершение темы необходимо хотя бы кратко упомянуть ныне существующие памятники Борису Шахлину, ведь его выдающиеся заслуги перед историей олимпийского движения в России и мире были актуальны не только в 50-х и 60-х годах XX века, но и поныне. К настоящему моменту существуют два памятника - один установлен на родине Бориса Шахлина в Ишиме, Тюменская область; второй на могиле спортсмена в Киеве.

Хронологически первым реализованным памятником выдающемуся спортсмену стал монумент, установленный в 2010 году на месте его захоронения на Байковом кладбище в Киеве. Там в свои последние годы Борис Анфиянович жил и работал в Национальном университете физического воспитания и спорта. Авторами данного бронзового памятника стали скульпторы Н. Тихонов и М. Янковская.

Надгробный памятник Борису Шахлину, 2010. Бронза.Скульпторы Н. Тихонов, М. Янковская. Байково кладбище, Киев, УкраинаНадгробный памятник Борису Шахлину, 2010. Бронза.
Скульпторы Н. Тихонов, М. Янковская. Байково кладбище, Киев, Украина

 20 декабря 2011 года на родине Бориса Шахлина в Ишиме при содействии Екатеринбургского художественного фонда был установлен выполненный из нержавеющей стали памятник, авторами которого являются  С.Титлинов, А. Медведев и С. Савин.

Памятник Борису Шахлину, 2011. Сталь.Скульпторы С. Титлинов, А. Медведев, С. Савин.Ишим, Тюменская областьПамятник Борису Шахлину, 2011. Сталь.
Скульпторы С. Титлинов, А. Медведев, С. Савин.
Ишим, Тюменская область

2025 год ознаменован сразу несколькими юбилейными датами, которые так или иначе связаны между собой - 200 лет со дня основания Строгановского училища (ныне РГХПУ имени С.Г. Строганова), 80 лет отпразднуют две из нескольких старейших кафедр РГХПУ монументально-декоративной скульптуры и академического рисунка, с историей которых непосредственно связан и следующий юбилей - 95 лет со дня рождения скульптора, выпускника и преподавателя Строгановки, заведующего кафедрой Академического рисунка Анатолия Васильевича Врубеля, судьба которого на протяжении полувека с лишним была самым тесным образом связана с жизнью и развитием сообщества скульпторов и нашего художественного образования.

Эта жизнь и это развитие состоят не только из крупных свершений и больших коллективных событий, они наполнены также и отдельными проектами, мечтами и дружбами, личными воспоминаниями и эпизодами, которые укрепляют многочисленные горизонтальные связи внутри сообщества и становятся опорой для сотрудничества и консолидации. Один из таких интересных эпизодов представлен вниманию читателей в этой статье.

Анастасия ВРУБЕЛЬ,
скульптор, член Объединения московских скульпторов,
старший преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры РГХПУ имени С.Г. Строганова

Москва, 4 января 2025 года

Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель

 

 

 

15 января 2025 года в выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась выставка  "Графика. Наброски".

В экспозиции представлены графические произведения Олега Давидовича Яновского, Почетного члена Российской академии художеств, которые выполнены во время экспедиций с геологами по сибирским маршрутам, а также наброски, сделанные в зоопарке.

Вместе с учителем показывают свои работы и его ученики - Алексей Ефимов, Александр Игнатов, Алексей Марков, Игорь Лукшт и Александр Регельсон.

В день открытия состоялась презентация альбома "Олег Яновский и ученики", посвященного 85-летию Олега Давидовича.

Наш корреспондент Маргарита Камардина показывает экспозицию выставки.

Сайт Объединения московских скульпторов показывает новые произведения Левона Погосяна и рассказывает о художнике.

ЛЕВОН ПОГОСЯН

Левон Погосян родился 27 июля 1995 года в Ванадзоре, Армения.

2015 Окончил Ереванский государственный художественный колледж имени П. Терлемезяна, педагог - скульптор Юрий Минасян, дед Левона Погосяна.

С 2012 Участник республиканских, московских, российских и международных выставок.

2016 Лауреат Молодежной премии Президента Республики Армения за серию скульптур «Старые Боги».

2020 Окончил Ереванскую государственную академию художеств, педагог - скульптор Гарегин Давтян.

С 2021 Член Союза художников Армении.

С 2022 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

Страница Левона ПОГОСЯНА на сайте ОМС

''Похищение Европы'', 2024. Гипс тонированный, 120х60х35 см''Похищение Европы'', 2024. Гипс тонированный, 120х60х35 см

''Эмоция'', 2024. Гипс тонированный, 50х50х30 см''Эмоция'', 2024. Гипс тонированный, 50х50х30 см

''Девушка в жабо'', 2024. Гипс, 40х35х30 см''Девушка в жабо'', 2024. Гипс, 40х35х30 см

''Минотавр'', 2024. Пластик тонированный, 50х50х40 см''Минотавр'', 2024. Пластик тонированный, 50х50х40 см

''Натурщик'', 2024. Гипс тонированный,  50х30х20 см''Натурщик'', 2024. Гипс тонированный, 50х30х20 см

''Плутоника'', 2024. Гипс, 50х35х35 см''Плутоника'', 2024. Гипс, 50х35х35 см

Фото из архива Левона ПОГОСЯНА

В доме, где росла скульптор Надежда Крандиевская (1891-1963) двери особо не закрывались. Ее отец - Василий Афанасьевич - был издателем и журналистом с очень большими связями в разных кругах, а мать - Анастасия Романовна - известной писательницей, рассказы которой читал сам Антон Павлович Чехов.

«Прогрессивная русская интеллигенция» шла к Крандиевским беспрерывно. Здесь всегда останавливался, приезжая из Нижнего, уже гремевший на всю Россию писатель Максим Горький. Часто он приводил с собой очень интересных граждан, находившихся, правда, на подозрении у полиции.

Еще один небезызвестный литератор засиживался у Крандиевских допоздна - Алексей Николаевич Толстой. Позже он женится на Наталье - сестре Надежды Крандиевской.

А вскоре в этом доме скульптору Крандиевской будет позировать молодая поэтесса, которую звали Марина Цветаева.

Поступив в 1909 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Надежда Крандиевская будет учиться еще с одним легендарным поэтом - Маяковским.

Владимир Владимирович, злой на язык, никого не щадивший в разговоре, бунтарь, призывавший за ненадобностью даже «Пушкина сбросить с корабля современности», при встречах с Крандиевской был на удивление деликатен и уважителен, помалкивал: уважал, однако, бесспорный и всем очевидный талант еще совсем молоденькой «скульпторши».

Но ведь это только литературные сливки общества. Уже в 1911 году Крандиевская станет «своей» в другой артистической среде. Ее позвали на выставку «Союза русских художников», участники которой - живописцы Виктор Васнецов, Константин Коровин, Василий Суриков, Валентин Серов, Константин Юон, скульпторы Павел Трубецкой и Александр Матвеев горячо приветствуют работы Надежды Крандиевской.

Да, жить в Москве очень интересно, и какие люди рядом с тобой! Просто голова кружится.

Не удивительно, что в апреле 1911 года двадцатилетняя восходящая звезда - Надежда Крандиевская отказалась от «скучного» предложения архитектора А.К. Иванова ехать в провинцию: нужно было заполнить декоративной скульптурой интерьеры нового здания симферопольского банка.

Крым Крандиевская променяла на Париж, куда на год отправилась заниматься в студии знаменитого скульптора Бурделя.

Судьба Крандиевской, прожившей полвека в искусстве, сложилась так, что ей почти ничего не удалось создать в жанре монументального творчества, хотя она участвовала почти во всех конкурсах, объявляемых советской властью. Какой-то злой Рок ее преследовал с того времени, когда она сказала решительное «нет» архитектору Иванову.

Например, после Октябрьской революции 1917 года по ленинскому плану монументальной пропаганды Надежде Крандиевской поручили памятник выдающемуся украинскому философу XVIII века Григорию Сковороде. Сколько она его книг и книг о нем перечитала, сколько было эскизов, моделей, сколько всего пришлось пережить, передумать. А главное, и деньги были отпущены, материалы...  Но памятник Сковороде так и не появился в Москве, хотя к идее его создания возвращались даже спустя много лет после смерти Ленина в 1924 году.

В 1920-м Крандиевская наряду с Верой Мухиной, Борисом Королевым, Сергеем Конёнковым, другими лучшими скульпторами страны принимает участие в конкурсе на монумент «Освобожденному труду», который собирались установить в столице. 1 мая того же года Ленин даже произнес речь на закладке этого монумента, после чего посетил выставку конкурсных проектов. И снова - не Судьба! Мало того, что памятник, в конце концов, не увидел света божьего, так даже не сохранилась фотография проекта, выполненного Крандиевской.

Другой пример: в 1931 году Надежда Крандиевская вместе со своим мужем -  архитектором Петром Файдышем участвует в конкурсе на проект памятника бойцам Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Конкуренты очень серьезные - Иван Шадр, Александр Матвеев, Матвей Манизер.

Памятник дальневосточным бойцам планировали установить у небольшой железнодорожной станции, расположенной в долине среди степных просторов Даурии. Учитывая его местоположение, условия обозрения издали во время движения поезда или в момент его очень коротких остановок, Крандиевская решила свой проект как скульптурно-архитектурный комплекс.

Итак, в основании мемориального сооружения - огромная надгробная плита со ступенями, которые ведут к могилам бойцов. Над закругленной стороной плиты возвышается четырехгранный обелиск, увенчанный эмблемой земного шара и динамичной фигурой красноармейца с винтовкой в поднятой руке. А у подножия обелиска на кубическом основании - фигуры двух рабочих с эмблемой серпа и молота[1].

Проект Крандиевской был очень интересным, жюри особенно отмечало, что он легко воспринимался издали. Скульптор даже была отмечена премий, но только не памятником, который так и не воздвигли.

Везде и всегда не везло Крандиевской с публичными работами. Москва обрастала десятками монументов в честь Ленина, Сталина, Кирова, Орджоникидзе и их соратников. Пушкина, наконец. Но  всё это - без участия Крандиевской.

Она даже «пролетела» мимо памятников Максиму Горькому и Алексею Толстому (можно сказать, почти родственнику). А ведь некогда эти писатели были завсегдатаями ее дома.

Пожалуй, всё, что мы можем сегодня разглядеть от Крандиевской в Москве (и то с биноклем), - это ее трехметровые бетонные фигуры Колхозницы и Красноармейца, установленные в 1937 году на крыше Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (теперь это Российская государственная библиотека). Плюс девять (в четыре натуральные величины каждый) бронзовых бюстов-медальонов великих ученых, размещенных на фасаде того же здания и тогда же. Здесь, правда, хотя бы увеличительные стекла не потребуются: корифеи науки (Архимед, Ньютон, Галилей и другие товарищи) хорошо видны, если двигаться по Воздвиженке в сторону Моховой.

Впрочем, Судьба однажды сжалилась над Крандиевской. В годы Великой Отечественной войны и позже художнице удалось установить несколько надгробных памятников на Новодевичьем кладбище. Два из них - превосходные образцы советской мемориальной скульптуры: надгробия восьмилетней Наде Шаталиной (архитектор - Иван Жолтовский) и Герою Советского Союза, летчику-штурмовику, гвардии старшему лейтенанту Юрию Зыкову. Он был не намного старше Нади. Погиб в 21 год, в Белоруссии, во время смертельного боя с фашистами.

Этим замечательным мемориальным произведениям Крандиевской тоже не повезло (в смысле доступа к ним), если вспомнить историю Новодевичьего, где закапывали руководителей государства и другой «особо ценный контингент». То в некрополе действовал строжайший пропускной режим - пускали только родственников, то вход сделали платным, и лишь относительно недавно проход стал доступен всем посетителям.

Правда, в Москве есть еще одно здание, которое всем нам хорошо знакомо и к которому причастна Крандиевская. В 1940 году она вместе с мужем Петром Файдышем приступила к скульптурному убранству возводившейся в центре столицы гостиницы, создав для нее барельеф над главным входом, а также фигуры Рабочего, Колхозницы и Воина для установки на крыше.

Работа не была завершена, потому что, во-первых, началась война, а во-вторых, в 1942-м Петр Петрович Файдыш был арестован «за антисоветскую агитацию, пораженческие настроения и клевету на Красную Армию». Приговор Особого Совещания при НКВД СССР - пять лет исправительно-трудовых лагерей. Архитектор Файдыш, родившийся в 1892 году, погибнет в 1944-м в Омском лагере, а спустя 14 лет Московский городской суд его реабилитирует.

В гулаговской карточке Файдыша в графе «Профессия /место работы» было записано: «архитектор-скульптор, постройка гостиницы НКВД».

Да-да, речь идет именно о той самой гостинице, над которой в 1940-1941 годах он трудился вместе с женой - Надеждой Крандиевской. А строилась она для комфортного пребывания в ней сотрудников органов госбезопасности, которые Петра Петровича и сгубили.

Вот такая еще одна - глумливая, беспощадная - «ответка» от иронии Судьбы.

Ну и в завершение. Гостиница НКВД, уже после войны, когда по эскизам Крандиевской и Файдыша знаменитый советский скульптор Николай Томский закончит их работу, получила название «Пекин». То есть, строилась она на площади… Маяковского.

Того самого, который вместе с Крандиевской учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и который, против своего обыкновения, ни разу, как он это умел (беспощадно, на века припечатав), не «скаламбурил» над ней.

Хотя бы с Маяковским - в жизни и судьбе - Надежде Васильевне повезло.

Лев КУЛАКОВ

[1] Цитата по: А.В. Парамонов. "Н.В. Крандиевская", М., "Советский художник", 1969.

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск