ЛЮДМИЛА БОГУСЛАВСКАЯ: БУНТ ВМЕСТЕ С ГЛИНОЙ

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

В какой момент ремесло вдруг неожиданно перерастает в творчество? Где та грань, которая отделяет традицию от новаторского эксперимента? На эти вопросы отвечает известный искусствовед Ольга Холмогорова, побывавшая на персональной выставке Людмилы Богуславской «Сопротивление материала».

Понятия «глиняное изделие», «керамический сосуд» звучат сегодня музейно и устаревше. Сразу вспоминаются полутемные залы краеведческих экспозиций, где эта – одна из самых древних в истории человечества – ремесленная продукция соседствует, как правило, с археологическими находками, вызывающими исключительно бытовые реминисценции.

Объекты Людмилы Богуславской решительно переворачивают эти устоявшиеся прикладные ассоциации, уводя вектор нашего восприятие в пространство радикального языкового эксперимента. Ее керамическая скульптура актуальна и даже дерзка в своем желании преодолеть инерцию и предопределенность материала, его вековую «косность».

Являясь первородным ремеслом и ровесником истории человечества, работа с глиной притягивала многих реформаторов новейшего художественного языка именно как энергетийный источник и связь с корнями.

Людмила Богуславская продолжает именно этот экспериментальный подход. Ее проекты постоянно преодолевают закономерную предопределенность материала, решают сложные конструктивные задачи, представляют собой уникальную точку касания традиционного ремесленного знания и новаторского, в какой-то степени бунтарского переосмысления природных возможностей глины. Ставя перед собой и материалом масштабные инсталляционные задачи, она побуждает керамику осваивать непривычные для нее выразительные и технологические возможности, вводя ее в пространство актуальных языков.

 

Сопрягая невозможное для мягкого, закаляемого, а также разрушаемого, но и создаваемого огнем материала, скульптор временами работает на грани технологических пределов (как, например, в работах «Узел», «Объект 11/13», «Аргумент»).

Высокотемпературный обжиг буквально испытывает ее замыслы на прочность, а автора – на состоятельность и своего рода профессиональную «огнеупорность», на готовность идти до конца в реализации поставленной задачи, порой изначально «нереальной» по технологическим параметрам производственного процесса.

Сверхзадачи вообще присущи художнику Богуславской. Будучи по своей природе больше скульптором, чем керамистом, она буквально испытывает керамические материалы (глиной, шамотом) задаваемой планкой, укрощает их упрямое сопротивление, открывая самим им неведомые, скульптурные возможности.

Большинство ее работ именно из области глиняной скульптуры. Они конструктивны, монументальны, формально самодостаточны. Они – не предметы, а метафоры состояний и энергий. Их синкретический язык питается разными источниками: безупречным ремесленным знанием, плотностью смыслов (идущей от ее писательской практики) и, наконец, ясной пластической задачей, которая во многом выработалась в многолетнем диалоге и соприсутствии в одной мастерской с ее мужем – талантливым скульптором Александром Соколовым.

Она не лепит, а скорее строит, преодолевая природные ограничения глины, трансформируя ее из материала традиционного в новаторский.

Именно поэтому выставка названа «Сопротивление материала» (СОПРОМАТ) и отсылает к той основополагающей отрасли механики, которая исследует прочность и устойчивость конструкций, деформацию и внутреннее напряжение, умножающие диапазон возможностей начального объекта. Однако конструктивность не умаляет чувственной основы ее образов, пронизанных тонкой эмоциональной вибрацией.

В них нет ничего случайного. И имена, и серийность ее работ важны и основополагающи для их понимания. «Светильники», «Брошенные дома», «Свалка», «Песок» – это не просто говорящие названия, облегчающие прочтение композиций. За каждой серией стоит творческий и жизненный этап, концепция, ясно очерченная задача, которые задают масштаб подходов к восприятию ее искусства.

Большинство ее серий отличает инсталляционный подход, замешанный на масштабности смыслов и пространственной реализации. Это та смесь ремесла, традиции и творческого эксперимента, которая притягивала в силовое поле керамики крупнейших представителей искусства ХХ века от Пабло Пикассо и Хуана Миро до Яниса Кунеллиса и Аниша Капура.

Ольга ХОЛМОГОРОВА,

искусствовед, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Фото Валерия РОДИНА

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск