30 ноября в Москве открылся культурный центр скульптора Степана Эрьзи. Новое арт-пространство, появившееся благодаря инициативе Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи, расположилось в историческом здании 1934 года на Автозаводской улице, д. 1. Масштабные реставрационные работы в будущем центре велись в течение года.

В открытии Центра приняли участие наши коллеги – академик РАХ Иван Казанский, член-корреспондент РАХ Алексей Благовестнов, Председатель правления секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов Георгий Смирнов.

 

«Эрьзя-Центр» ‒ это первый московский проект Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи, возглавляемого Михаилом Журавлевым. Открытие приурочено к 145-летию со дня рождения выдающегося скульптора. 

Михаил Журавлев на открытии Культурного центра Степана Эрьзи.

На протяжении многих лет Фонд ведет кропотливую и основательную работу по поиску, реставрации и копированию произведений всемирно известного русского скульптора Степана Эрьзи (1876-1959) из частных и зарубежных коллекций Аргентины, Италии, Франции, Азербайджана, Аджарии.

Работы Степана Эрьзи до сих пор находят в самых неожиданных местах мира. Недавно в Россию прибыла "Девочка из Филадельфии". Это оригинальная скульптура, которую фонд приобрел на аукционе. Впереди экспедиции в Грузии, в Франции, Южной Америке.

Главная задача, которую специалисты Фонда решают, копируя произведения, – познакомить любителей творчества этого Мастера в России и за рубежом с его малоизвестными, недоступными или гибнущими работами. Например, "Малую Еву" из Новороссийска хотели раздробить на крошку для строительных работ. Чудом уцелела. Редкий экземпляр и скульптура уругвайского поэта Орасио Кирога, из дерева кебрачо.

Скульптор Иван Казанский на открытии Культурного центра Степана Эрьзи.

Созданием аутентичных копий в Фонде занимается Александр Толокин, чья многолетняя деятельность в качестве реставратора произведений Степана Эрьзи проходила в мастерской Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, на родине скульптора в Саранске.

Александр Толокин в совершенстве владеет техникой реставрации и использует собственную уникальную методику восстановления  сложнейших произведений Степана Эрьзи, выполненных в кебрачо и альгарробо.

В постоянную экспозицию Культурного центра Степана Эрьзи вошли около двух десятков эксклюзивных слепков, оригиналы которых находятся в российских и зарубежных музейных и частных коллекциях. Также в экспозиции представлены книги, архивные и библиографические материалы, журналы, статьи и фотографии, посвященные Степану Эрьзе.

Скульпторы Алексей Благовестнов и Георгий Смирнов на открытии Культурного центра Степана Эрьзи.

Скульптор Степан Нефедов - родом из крестьян мордовского племени эрзя – в честь этого и необычный псевдоним. Степан получал ремесло в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Работал на Урале и на Кавказе, в Италии и Франции. А в 1927 году оказался в Аргентине, где и прожил почти четверть века. Эрьзя вернулся на родину лишь в 1950 году. Вместе с ним на корабле прибыли 300 произведений. Несмотря на щедрые предложения, скульптор не хотел продавать свои работы за рубежом, он мечтал о собственном музее в Москве.

Михаил Журавлев, президент Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи, говорит:

- Правительство Советского Союза обещало Эрьзе, что у него будет свой уголок, свое выставочное пространство и своя мастерская. Мастерская была, выставку в 1954 году сделали и закрыли. Я думаю, кусочек этой мечты наконец-то сегодня сбылся,  мы открываем центр Эрьзи в Москве.

Одна из целей центра – не только вписать имя выдающегося скульптора в культурную жизнь столицы, но и заявить о себе как о новом актуальном арт-пространстве. Поэтому в планах «Эрьзи-Центра» - также проведение музыкальных и театральных вечеров, встречи с интересными людьми, дискуссии об искусстве.

Источник: Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи

 

 

 

 

2 декабря в выставочном зале Союза художников России (Москва, ул. Покровка, д. 37) открывается персональная выставка Марины Степановой-Ланской и Ларисы Серовой «Созвучие».

Выставка, говорится в пресс-релизе, - «пример синтеза вечного и одновременно всегда нового мироощущения художников, стремящихся к развитию своего искусства».

Контрапунктом пересечения авторской манеры Марины Степановой-Ланской и Ларисы Серовой стало  восприятие и освоение пространства через художественно-выразительные возможности материала – керамики и стекла. Но путь к его индивидуальному творческому пониманию у каждого художника был свой, особенный.

Доктор искусствоведения Ирина Перфильева рассказывает о творчестве художников, а сайт ОМС показывает их некоторые работы.

 

Сегодня одним из важнейших критериев в определении художественной ценности произведений стало отнесение их к актуальным, соответствующим новейшим тенденциям – современным видам искусства или неактуальным, созданным по традиционным законам искусства, но, тем не менее,  современным, так как созданы они художниками, живущими здесь и сейчас.

Другим, не менее важным критерием, считается использование при создании современного произведения новейших технологий.

Но, пожалуй, ключевым, если мы обращаемся к традиционным видам искусства, все же представляется верность общечеловеческим ценностям в художественной культуре, развивающейся не ступенями, революционно, а эволюционно, сохраняя сложившиеся ранее эстетические принципы и обогащая их непременно своим, а значит априори новым видением мира.

Выставка произведений Ларисы Серовой и Марины Степановой-Ланской «Созвучие» – пример такого синтеза вечного и одновременно всегда нового мироощущения художников, стремящихся к развитию своего искусства, как миссии его продолжения – из прошлого в будущее.

 

МАРИНА СТЕПАНОВА-ЛАНСКАЯ

Марина Степанова-Ланская на персональной выставке в Красноярске, 2018.

Марина Степанова-Ланская шла по пути постижения станкового искусства, его специфики и одновременно выбирая то, что созвучно керамике как искусству, находящемуся на границе станкового и прикладного. Она – выпускница отделения станковой живописи Художественного училища им. В.И. Сурикова в Красноярске (1977–1981) и Красноярского государственного художественного института по кафедре керамики (1981–1986).

По окончанию вуза выявилась основная предметная форма произведений художника – керамический пласт, в котором синтезировались станковое и декоративное начала ее искусства.

В основе авторского стиля Марины Степановой-Ланской лежат особые художественно-выразительные возможности живописи на керамике, складывающиеся из взаимодействия керамических красок между собой при высокой температуре, когда кроме автора «говорит» огонь и последнее слово за ним. Это подобно чуду, когда художник пишет серо-коричневатыми керамическими пигментами, а после обжига получается изысканная полихромия красок, наполненных не только цветом, но и светом. Это открывает в произведении большую силу воздействия, чем холст и масло.

Художник много путешествует, впитывая художественную культуру других стран и народов – Испании, Португалии, Италии. Но все же самым близким для нее остается древнерусское искусство – творчество А. Рублева, Ф. Грека, Дионисия, Д. Черного – создавших глубокие и духовные образы, вечные и современные.

В искусстве Марины Степановой-Ланской центральное место занимает человек: природа его взаимоотношений с миром, вечные ценности. Таковы ее произведения:  «Валенсия» (2014), «Рождество» (2015), «Вера» (2017), «Советник» (2017). Особую группу составляют образы современников: «Екатерина и Глеб» (2015), автопортрет «Отражение» (2018), серия портретов «Московские лица» (2018), триптих «Мой дед Константин Филиппович» (2020) и «Вселенная для Резо Габриадзе» (2005), в которых воплощен не физический облик, а духовное состояние яркой личности.

Страница Марины СТЕПАНОВОЙ-ЛАНСКОЙ на сайте ОМС

Марина Степанова-Ланская. Отражение. Автопортрет, 2018.

Марина Степанова-Ланская. Рождество, 2015

Марина Степанова-Ланская. Вера, 2017.

Марина Степанова-Ланская. Советник, 2017.

Марина Степанова-Ланская. Портрет молодого человека (из серии Московские лица), 2018.

ЛАРИСА СЕРОВА

Художник Лариса Серова

Если в творчестве Марины Степановой-Ланской образы стремятся к уединению, погружению в созерцание и раздумье, то арт-объекты Ларисы Серовой активно взаимодействуют с окружающим их пространством, преображая и трансформируя его посредством особых свойств стекла: светоносности и светопреломления.

Лариса Серова – выпускница школы предметного проектирования – МВХПУ (бывшее Строгановское) (1975–1980), ученица ведущих мастеров художественного стекла  советского периода: С.Г. Рязановой и Г.А. Антоновой.

Арт-объекты Ларисы Серовой напоминают малые архитектурные формы, работающие в экспозиционном пространстве выставочного зала так же, как они работают в ландшафтном дизайне: через конкретные художественные формы преобразуют его, делая индифферентное пространство эстетически освоенным, обжитым, осмысленно и эмоционально воспринимаемым.

Как и Марина Степанова-Ланская, Лариса Серова погружена в образы чувств и переживаний, свойственные многим людям, но пропущенные сквозь призму своего индивидуального мировосприятия. В ее произведениях мало конкретных изображений, но много намеков, тающих силуэтов и растворяющихся теней, олицетворяющих быстротечность жизни и драгоценность каждого ее момента. Арт-объекты Ларисы Серовой четки и конструктивны в формах, но иллюзорны в развитии их внутреннего пространства.

Образы Ларисы Серовой - это мир впечатлений, эмоций, нахлынувших чувств, воспоминаний и сожалений об утраченном, но не забытом: «Озера» (1993), «Посвящение 2014» (2015), «Пространства» (2018), «Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова…» (2018), «Посвящение Венеции» (2020), «Встреча с морем», «Взаимоотношения» (2020).

Лариса Серова. Встреча с морем, 2020.

Лариса Серова. Озера, 1993.

Лариса Серова. Острова.

Лариса Серова. Прошлогодние цветы.

Лариса Серова. Одиночество.

Марина Степанова-Ланская и Лариса Серова – признанные художники. Их произведения находятся в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном историко-архитектурном художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно», Государственном музее керамики в «Усадьба Кусково XVIII в.», во многих областных художественных музеях России, в музеях, галереях и частных собраниях Великобритании, Нидерландов, Китая, Швейцарии, Швеции, Германии, Франции, Италии.

Выставка представляет подведение творческих итогов работы художников за последние 15 – 20 лет. А так, как художники находятся на подъеме профессионально деятельности, ее можно рассматривать как осознанную потребность, оглянувшись на пройденный путь, определить вектор дальнейшего развития, самому понять, в каком направлении идти дальше.     

Ирина ПЕРФИЛЬЕВА, доктор искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

 

Previous Next

 

 

 

 

Уходящая осень выдалась весьма урожайной на памятники, посвященные русским писателям и другим деятелям отечественного искусства. Об ударном труде московских скульпторов – в репортаже сайта ОМС.

 

ИВАН ЛАЖЕЧНИКОВ

16 сентября в Воскресенске в парке усадьбы Кривякино на берегу Москвы-реки открыли памятник родоначальнику русского исторического романа Ивану Лажечникову (1792-1869). Автор монумента – скульптор Владимир Потлов, который, как и Иван Иванович Лажечников, родился в Коломне.

Кривякино – родовая усадьба Ивана Лажечникова. По замыслу скульптора, будущий писатель присел на парковую скамью, по окончании ратной службы на фронтах Отечественной войны 1812 года.  Присел, надо сказать, с твердым намерением заняться литературным творчеством. Недаром по левую руку мы видим сложенный мундир, кивер и саблю, а по правую – атрибуты писательского труда: перо и бумагу.

Памятник Ивану Лажечникову был задуман Владимиром Потловым довольно давно. В эскизе были также две скамьи с бронзовыми рельефами по обе стороны монумента.

Иван Лажечников прежде всего прославился романами «Ледяной дом» и «Последний Новик». Их,  по словам Александра Пушкина, «с жадностью и наслаждением» читала вся образованная Россия.

Кстати, Иван Лажечников прославился еще один раз, но уже после того, как родственники вскрыли его завещание. В нем было написано, что «жене и детям своим не оставляю никакого состояния, кроме честного имени».

 

ЮРИЙ НИКУЛИН

8 октября в Москве открыли памятную доску Юрию Никулину (1921-1997),  на Большой Бронной, где Народный артист СССР и директор цирка на Цветном бульваре жил с 1970 года. Открытие приурочено к грядущему 100-летию со дня рождения Юрия Валентиновича, которое будет отмечаться 18 декабря.

Памятная доска, выполненная скульптором Александром Рукавишниковым, совсем не похожа на доски, которые чуть ли не каждый день появляются в разных уголках Москвы: она яркая и сразу бросается в глаза.

По словам Михаила Швыдкого, мемориальная доска Юрию Никулину разительно отличается от всех аналогичных табличек в столице:

- Она вообще ни на что не похожа. Это кусочек цирка, который оказался здесь, на перекрестке Большой Бронной.

 

ЭДУАРД ЛИМОНОВ

11 октября на Троекуровском кладбище в Москве открыли памятник писателю Эдуарду Лимонову (1943-2020). Автор – скульптор Михаил Баскаков.

Вот как издание «Daily Storm» описывает монумент: «Эдуарда Лимонова скульптор изваял задумчиво бредущим вперед. Голова памятника в раздумьи опущена. В правой руке он сжимает обрезок арматуры длиной около полутора метров. В позе можно ощутить готовность к удару. Скульптура вызывает ассоциации со знаменитым полотном Гелия Коржева «Поднимающий знамя» или каноническим изображением Георгия Победоносца».

- Было бы странно изобразить Лимонова с листком бумаги или стопочкой книг — конечно, он должен стоять с арматурой, - считает Михаил Баскаков.

Да и сам Эдуард Лимонов, который видел (и не раз) скульптуру Михаила, так комментировал свое прижизненное изображение:

- При чем тут была бы книга? Я вообще человек агрессивный. Мне понравилось решение скульптора. Это вообще злая скульптура, одна из немногих, хороший памятник... На всю Госдуму никого не найдете, кого можно так изобразить.

Лимонов, сообщает «Daily Storm», не позировал в процессе создания статуи. Но Баскаков обращался к писателю за советом. «Лимонову все нравилось», — сказал скульптор. Комментируя свой «революционный» образ, сам писатель заметил, что за него в каком-то смысле «жизнью заплатил». «Нельзя сказать, что я ничего не сделал. Пытался, по крайней мере», — отметил он.

Пока Эдуард Лимонов был жив, вопрос о месте, где можно было бы воздвигнуть памятник, особо не обсуждался. Впрочем, писатель как-то пошутил, что скульптуру надо отправить на его малую родину в Харьков. «Или, может быть, сербы, когда у них сменится правительство, возьмут. На Россию не очень надеюсь».

 

 

МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ

6 ноября на Новодевичьем кладбище в Москве открыли памятник Михаилу Жванецкому (1934-2020). Это произошло спустя ровно год после смерти писателя, родившегося в Одессе.

Вот что сообщает в связи с этим журнал «Москвич Mag»:

- По замыслу создателя скульптуры Владимира Соскиева, на памятнике Михаил Жванецкий взял свой знаменитый кожаный портфель, с которым любил выступать, и ушел в кулисы. Кроме того, благодаря прорези в солнечный день контур сатирика начинает светиться, напоминая, что Жванецкий однажды сказал: «Что такое писательская смерть? Выход в свет».

Об удивительном «солнечном секрете» памятника на страницах портала «Трасса Е-95» сообщает и руководитель Московского отделения Всемирного клуба одесситов, журналистка Сусанна Альперина:

- Если стоишь перед ним – видишь просвет в бронзовой двери, куда «уходит» от нас Михалыч. А если смотреть с другой стороны – виден свет, и если делать полукруг, то этот свет идет за тобой в любом направлении. По кругу. Особенно красиво в солнечный день. Когда солнце – как в Одессе».

Как бы то ни было, отмечает тот же «Москвич Mag», многие москвичи задумку не поняли и принялись памятник критиковать. «Он никогда не поворачивался спиной к нам… », «Соскиев в своем амплуа. Вот теперь Жванецкого низверг лицом вниз в раствор», «Кроме портфеля ничего от Жванецкого, увы, нет…», «Ушел в памятник», — пишут многочисленные комментаторы.

Телеграм-канал «НеМалахов» добавил и такой упрек: «Жванецкого помнят не по трагическому уходу, а по блестящим выходам на сцену и мудрой лукавой улыбке. Да и стоять спиной к возлагающим цветы Михаил Михайлович себе никогда бы не позволил».

Однако есть и другие отклики в многочисленных российских сетях: «А мне нравится!!! Так же оригинально, как и он сам», «Оригинально, конечно, как бы говорит, что спектакль окончен и я ушел в вечность», «А мне кажется, Жванецкий бы одобрил этот памятник!»

 

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ

11 ноября в Калининграде открыли памятник Федору Достоевскому (1821-1881),  в день 200-летия со дня рождения писателя. Автор монумента – скульптор Андрей Следков.

Бронзовый памятник высотой 250 сантиметров, сообщает ТАСС, стоит на постаменте из природного гранита. Достоевский, изображенный в полный рост, прикрывает рукой воробья. Воробей в руках писателя - отсылка к роману «Братья Карамазовы», который заканчивается похоронами мальчика Илюши Снегирева и речью Алеши Карамазова о добре и зле. Умирая, Илюша просит «покрошить на могилке корочку хлебца, чтобы воробушки прилетали».

Андрей Следков в интервью калининградской прессе признался, что ему, в поисках образа Федора Достоевского, пришлось буквально проштудировать, страница за страницей, «Братьев Карамазовых». Этот роман, как известно, не просто великий, но, пожалуй, самый сложный и самый длинный в русской литературе.

А еще Андрей разъяснил, что памятник не случайно получился с зеленым налетом и «его не нужно оттирать»:

- Это называется «патина». В Европе такой цвет скульптуры приобретают спустя сотни лет, но мне хотелось, чтобы памятник Федору Михайловичу был сразу таким и тем самым создавал впечатление того, что он стоит уже сотню лет тут. В природных условиях цвет преображается благодаря птичьему помету и осадкам. Я же для «ускорения» процесса использовал химические составы на основе хлористого аммония и серной печени».

 

НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ И МИХАИЛ БУЛГАКОВ

12 ноября на Большой Никитской улице в Москве, на территории бывшей усадьбы, в которой сегодня располагается Музей военной формы Российского военно-исторического общества, открыли сразу два памятника – писателям Николаю Гоголю и Михаилу Булгакову. Автор монументов - скульптор Михаил Баскаков.

- Булгаков, - пишет журнал «Москвич Mag», - у нас теперь уже второй (первый стоит на Большой Пироговке). Он тоже мог стать третьим, но в свое время против установки другой скульптурной композиции с автором и героями «Мастера и Маргариты» на Патриарших выступили местные жители. В итоге ее часть поставили на Земляном Валу — и на этом успокоились.

Николай Васильевич в исполнении Михаила Баскакова сидит на лавке с тростью, а Михаил Афанасьевич — на балконе второго этажа усадьбы, свесив ноги, положив руку на кота и приветствуя посетителей.

Автор этих строк, присутствовавший на открытии, случайно стал свидетелем разговора молодой дамы с пожилым господином в берете. В это время они как раз проходили под балконом, и барышня тревожно поинтересовалась у своего солидного спутника:

- А не свалится ли нам на голову этот самый Булгаков со своим котярой?

- Не свалится, дорогуша. Скорее, взлетит и понесется к своей Маргарите.

Стоит еще добавить, что в XIX веке этот дом с «нехорошим балконом» снимала семья князей Васильчиковых, в гостях у которых не раз бывали художники и писатели, в том числе и Николай Гоголь. После революции здесь находилась школа, директором которой была сестра Булгакова Надежда Афанасьевна.

 

 

 

АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН

14 ноября на Ваганьковском кладбище в Москве открыли памятник народному артисту СССР Армену Джигарханяну (1935-2020).

Скульптор Микаэль Согоян в интервью «Интерфаксу» рассказал, что в работе над монументом принимали участие друзья, семья и театр Джигарханяна.

Знаменитый артист и режиссер был близким другом выдающегося скульптора Фридриха Согояна (1936-2019), отца Микаэля:

- Мы соприкасались с этим человеком всю жизнь, сколько лет я знаю себя, столько же помню Армена Борисовича. Это тот человек, который входил и выходил в наши двери точно так же, как я входил и выходил в двери его. Я очень хорошо помню театр Маяковского, для меня эти стены были сакральными, - говорит Микаэль.

- Взору, - продолжает Микаэль, комментируя сам памятник, - открывается присевшая фигура на условном гранитном объеме, напоминающем сценические подмостки. Армен Борисович показан уже в преклонных годах. Это одна из его знаковых ролей в спектакле «Беседы с Сократом» Эдварда Радзинского в постановке театра Маяковского.

Перед Микаэлем и его братом скульптором Ваге Согояном стояла непростая задача. На участке, где установлен памятник, в 1987 году была похоронена дочь Армена Джигарханяна Елена. Стелу над ее могилой пришлось перенести в противоположный угол участка и отреставрировать.

Место здесь, по словам Микаэля, «камерное, очень сжатое, неоткрытое, в густой растительности, везде деревья разных пород, что «затемняет и без того столь компактное пространство. Но я думаю, что у нас получилось».

АЛЕКСАНДР ЛЬВОВ

 

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск