Московская школа скульптуры - бездуховна и натуралистична. Скульптура - не товар на прилавке. Молодое искусство делают старики. Наконец, почему забыт Траскунов? 

Обо всем этом  известный скульптор Нинель Владимировна Богушевская (1924-1987) говорила в интервью 1985 года.  Накануне открытия ставшей уже легендарной выставки десяти художников в Москве.

Публикуем это интервью, а заодно показываем произведения Нинели Богушевской, посвященные московским художникам.

 

- В чем для Вас заключается смысл участия в настоящей групповой выставке? Что Вы ждете от этой выставки?

- У меня есть скульптура, которая, к сожалению, не увидит света. В ней изображен одинокий человек, разговаривающий с воображаемым собеседником. Так вот, хочу, чтобы этого не было. На групповой ли, на персональной - не имеет значения, где. Важно, чтобы тебя услышали и хотя бы частично поняли.

- Какие принципы экспонирования Вы считаете наиболее благоприятными для себя?

- Любые, за исключением тех, где работы, как товар на прилавке, поставлены к стенке, в ряд, где дано лобовое освещение, где им отведена верхняя полка или нижняя.

- Изменилось ли что-нибудь в Вашем творчестве с момента последней групповой выставки?

- Наверное, мастерство.

- Существует ли, по Вашему мнению, «московская школа» живописи (скульптуры)? Если «да», то в чем для Вас заключается суть этой школы?

- Таковой школы не вижу. Однако, если что-то объединять под условным названием «московская школа», то в основе ее - бездуховный натурализм, замаскированный весьма разнообразным формотворчеством. Скорее, имеет смысл говорить об удачных работах различных художников. Их много, но они, на мой взгляд, бессистемны.

- Что в современном советском искусстве Вам, как художнику, наиболее близко? Что наиболее чуждо?

- Наиболее мне чужды все виды спекуляции в искусстве.

- Что Вас привлекает в искусстве молодых художников? Что настораживает?

- В искусстве есть либо вечно молодые, либо вечно старые. Быть может, как это ни парадоксально, молодое искусство делают старики.

- Каково Ваше отношение к критике?

- Меня интересует все, что говорят искусствоведы. К критике отношусь хорошо, однако хочу, чтобы критик «разул глаза» и научился, наконец, различать подделку и подлинники. Изучение тенденций в искусстве - тема необязательная, и все-таки лучше... Почему забыты, например, такие художники, как А. Траскунов?[1] Почему не знают, кто такая М. Соловьева?[2] В этом виноваты искусствоведы и критики. Таких примеров, к сожалению, множество.

Вильям МЕЙЛАНД 

(Текст по: Каталог групповой выставки произведений московских художников, МО СХ РСФСР, 1985)

[1] Арон Борисович Траскунов (1908-1977). Родился в Риге, учился в Москве в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин)  у И. Чайкова, В. Фаворского и П. Кузнецова. Занимался декоративной и прикладной скульптурой малых форм, преимущественно эмалированной керамикой, автор  жанровых и анималистических композиций (Прим. сайта ОМС).

[2] Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова (1935-2025). Родилась в Ленинграде, училась в Ленинградском высшем художественно-промышленном училищем имени В.И. Мухиной у В. Ингала и П. Якимович. Керамист, художник декоративно-прикладного искусства, график, реставратор, педагог. С 1997 года жила в Бостоне (США) (Прим. сайта ОМС).

6 ноября 2025 года в выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась выставка "Флора и фауна". Екатерина Яковлева показывает экспозицию выставки.

 

Сайт ОМС показывает скульптурные серии "Цветы" и "Пловцы", созданные художником Сергеем Судаковым.

"ЦВЕТЫ"

- Первые работы серии "Цветы» появились в конце 2021 года, продолжая существовать, несмотря на течение времени. Мне хотелось запечатлеть акварельный рисунок на дереве, сохранив его эскизную легкость. Материал был просто обработан и покрашен, чтобы продемонстрировать его текстуру и цвет.

Некоторые цветы выглядят свежими, а другие начинают увядать. Мои скульптуры отражают изменения и увядание, наблюдая за растениями, встречающимися на улицах. Прототипы можно найти в работах других художников. Цветы - это мотив, к которому можно возвращаться снова и снова. Они символизируют уют и основное желание украсить свое жизненное пространство. Мои цветы - это попытка замедлить течение времени, заморозить минуты спокойствия и умиротворения.

Сергей СУДАКОВ

Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 32х27х18 смИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 32х27х18 см

 

Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 33х20х12 смИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 33х20х12 см

 Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 33х27х25 смИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 33х27х25 см

Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 43х10х10 смИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 43х10х10 см

 Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 45х16х15 смИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 45х16х15 см

Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 55х15х17 смИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 55х15х17 см

Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 62х21х17 смИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 62х21х17 см 

Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 63х25х19 смИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 63х25х19 см

Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 68х25х25 смИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил, 68х25х25 см

Из серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрилИз серии ''Цветы'', 2021-2022. Дерево, акрил

"ПЛОВЦЫ"

- Искусство - один из проводников наследия прошлого. Так, фреска "Ныряльщик из Пестума", открытая в ходе археологических раскопок в 1960-е годы, входит в список самых известных культурных артефактов древних греческих городов. О символике и семантике этого произведения исследователи спорят до сих пор. Это прыжок в море смерти, т.е. символический переход, или просто фиксация повседневности?

В новой серии скульптур "Пловцы" Сергей Судаков подходит к изображению пластики человеческого тела не из представлений «рафинированного» неоклассицизма, а напрямую - от живой натуры. Скульптор следует внутренней динамике человека, которая возникает в момент, когда принято решение совершить прыжок в воду. Лаконичные по форме, его пловцы вместе композиционно тяготеют к инсталляции и, как следствие, располагают к восприятию пространства как части художественного материала. Герои Судакова готовятся к погружению в воду, стоя на капителях колонн витрувианского ордера разной степени руинированности. Эти детали архитектурной конструкции будто бы проступили сквозь толщу веков и, символизируя остовы старого мира, распавшейся римской империи, служат ступенью в новый мир/рим.

Судаков мастерски передает переходное состояние своих героев, которые метафорически ныряют из одной среды (эпохи) в другую. Бассейн служит вневременным вместилищем, заполненным сонмом невидимых еще образов. Погружаться на его дно или оставаться на поверхности - выбор ныряльщика.

Судаков слегка тонирует скульптуры красками приглушенных оттенков. Это вызывает эффект "движения" произведений искусства по линии времени - от момента создания к настоящему. Известно, что совершенные по красоте античные скульптуры (и архитектура) были окрашены, а вовсе не были белоснежными мраморными изваяниями. Судаков же высекает своих героев из дерева разных пород, придавая им черты «обычного» человека, не идеального по пропорциям и строению мышц тела. Пластическими средствами художник выражает их мысли и чувства, порой не самые возвышенные, но всегда точно связанные с тем моментом, который они чувственно переживают.

Произведения автора - моментальные слепки, где в скульптурном материале запечатлены герои, остановленные в своем движении. Состояние внутренней тишины и сосредоточенность на движениях тела пловцов как нельзя лучше ассоциируются с ощущением растянутого или остановленного времени.

Герои Судакова становятся способными чувствовать мир "на кончиках пальцев". Зыбкость, неопределенность момента смены среды с воздушной на водную становится образным выражением переходного времени. Прыжок в воду - это прыжок в неизвестность. Бассейн, наполненный водой, можно сравнить с омутом памяти, коллективным бессознательным или непроявленным будущим, густо замешанным на вековой памяти людей и места.

Так куда же готовятся совершить прыжок пловцы Судакова - в вечность или в новое время? Какие жемчужины добудут они на блистательном белом дне чаши бассейна - ветхие заветы старого мира или истины нового мира?

Дарья ЧУПРИКОВА, искусствовед

"Ныряльщик из Пестума", 480-470 до н.э. Фреска, 100х215 см.Национальный архитектурный музей Пестума, Италия"Ныряльщик из Пестума", 480-470 до н.э. Фреска, 100х215 см.
Национальный архитектурный музей Пестума, Италия

Из серии ''Пловцы'', 2024-2025. Дерево, акрилИз серии ''Пловцы'', 2024-2025. Дерево, акрил

Из серии ''Пловцы'', 2025. Дерево, акрил, 163х65х56 смИз серии ''Пловцы'', 2025. Дерево, акрил, 163х65х56 см

Из серии ''Пловцы'', 2025. Дерево, акрил, 170х43х33 смИз серии ''Пловцы'', 2025. Дерево, акрил, 170х43х33 см

Из серии ''Пловцы'', 2025.Дерево, акрил, битумный лак, 163х46х32 смИз серии ''Пловцы'', 2025.
Дерево, акрил, битумный лак, 163х46х32 см

Фото: сайт Сергея СУДАКОВА

15 октября 2025 года в выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась выставка Рамиля Шерифзянова "Много-Разно-Образ-ия". Сайт ОМС показывает открытие и экспозицию выставки.

Сайт Объединения московских скульпторов рассказывает о художнике Михаиле Губинском и показывает его произведения последних лет.

Михаил Губинский родился в 1990 году во Владимире.

2007 -2011 Учился во Владимирском государственном университете имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, художественно-графический факультет, преподаватель рисунка - С.В. Ермолин.

С 2010 Участник областных, московских и российских выставок.

В 2011 Переехал в С.-Петербург. Дважды пытался поступить на факультет живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Не поступил. Прошел по конкурсу на факультет дизайна среды Санкт-Петербургского государственного университета.

2014-2020 Учился в МГАХИ имени В.И. Сурикова, факультет скульптуры, педагоги М.В. Переяславец и С.Г. Мильченко

С 2021 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

Страница Михаила ГУБИНСКОГО на сайте ОМС

''Зайчиха'', 2024. Бронза, 40х15х10 см''Зайчиха'', 2024. Бронза, 40х15х10 см

''Атлет'', 2017. Гипс, 90х50х20 см''Атлет'', 2017. Гипс, 90х50х20 см

''В последний раз'', 2025. Гипс, 35х20х20 см''В последний раз'', 2025. Гипс, 35х20х20 см

''Аврора'', 2023. Бронза, 15х12х9 см''Аврора'', 2023. Бронза, 15х12х9 см 

''Борьба за мяч'', 2017. Бронза, камень, 40х30х15 см''Борьба за мяч'', 2017. Бронза, камень, 40х30х15 см

''Михаил Пастухов'', 2025. Шамот, 30х20х20 см''Михаил Пастухов'', 2025. Шамот, 30х20х20 см 

''Ника'', 2023. Бронза, 30х10х10 см''Ника'', 2023. Бронза, 30х10х10 см

''Эльза'', 2023. Бронза, 35х30х20 см''Эльза'', 2023. Бронза, 35х30х20 см

''Любовь поэта'', 2024. Мрамор, 35х40х15 см''Любовь поэта'', 2024. Мрамор, 35х40х15 см

Фото из архива Михаила ГУБИНСКОГО

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск