13 июня 2024 года в выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась Отчетная выставка творческих групп Бабушкинского скульптурного комбината. Подробности - в фоторепортаже Маргариты КАМАРДИНОЙ и Екатерины ЯКОВЛЕВОЙ.

Страницу моей графики открывает рисунок времен Строгановки «Натурщик Басанько Игорь Степанович». Это человек-легенда, в молодости он был силовым жонглером в цирке, а натурщиком стал из-за травмы спины. Пока мы его рисовали, он любил рассказывать, как позировал для многих известных монументов: «Рабочий и колхозница» - В.И. Мухиной, «Воин-освободитель» в Берлине - Е.В. Вучетича, «Тракторист и колхозница» на арке главного входа ВДНХ, «Юрий Долгорукий» в Москве и многих других. В начале 1990-х ему, единственному из натурщиков, было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

На уроке рисунка  спрашиваем его: Игорь Степанович, как же Вы такой тяжеленный молот у Мухиной держали? «Молот- то? Так ведь мне из фанеры его сделали» - отвечает он серьезно, но, видя наши физиономии и поняв прикол, - смеется, а потом продолжает: «А вот в цирке я нешуточными гирями жонглировал - железными, молодой, здоровый был...»

Рисунок у нас преподавал Юрий Авраамович Тур - профессиональный скульптор. Рисовали мы на больших планшетах с натянутым ватманом, так что рисунок получался размером в натуру.

Был, также вечерний натурный класс, где я делал быстрые наброски мягким материалом: уголь, сангина, соус. Это была хорошая школа и, наверное, во многом через рисунок я постепенно вышел на скульптурную стезю.

Когда начинаешь рисовать модель, то почти всегда именно она, своей уникальной пластикой, определяет идею будущей скульптуры. Так было, когда я лепил «Весну», «Помону», «Еву», «Труженицу» и другое, в результате чего можно резюмировать: это всегда было плодотворное соавторство Скульптора и Модели. Публикация этой страницы, помимо всего прочего, еще и дань уважения и благодарности всем известным и неизвестным моделям, которые работали рядом со мной.

ВЛАДИМИР ПОТЛОВ,

Май 2024 года

Сайт ОМС представляет произведение Владимира Потлова "Римские видения" и стихотворение Романа Славацкого, посвященное художнику и его работе. 

                                         Владимиру Потлову

Пеплом и древностью грезится Вечный Град,

Смерти и Времени хрипло бросая вызов!

Страшные арки расправил пустой Театр,

Словно бы заколдованный римский призрак.

 

Вечер несет Селене ночную тушь,

Слышатся в улочках шорохи мертвых душ…

 

Пылью кирпичной осыпан дубовый Трон,

Бронзовый череп таращит свои глазницы…

…Чудится в сумраке русский "глагол времен",

Чудятся над Полтавой родные птицы.

 

Ах, ностальгия! Настоянный горький мед,

Старого храма седые резные створы!...

…А на руинах в разливы летейских вод

Смотрится Гоголь, нахохленный точно ворон.

Роман СЛАВАЦКИЙ (1957-2021)

Видео: Михаил КАЛАМКАРОВ

Фото из архива Владимира ПОТЛОВА

Владимир Потлов. "Римские видения" (Трон для гения), 2018.Дуб тонированный, бронза, 121х105х51 смВладимир Потлов. "Римские видения" (Трон для гения), 2018.
Дуб тонированный, бронза, 121х105х51 см

                                         

Просматривая работы  «Алтайского периода», невольно переносишься в далекие времена молодости. Шел 1984 год, когда я впервые  оказался на Алтае, в  связи с работой над памятником, который был посвящен вхождению Горного Алтая в состав России в 1756 году. Ансамбль памятника включал в себя скульптурную композицию в бронзе: «Навеки вместе» - встреча двух всадников, русского и алтайца, а также гранитный горельеф «Горный Алтай», отражающий исторические события тех времен.

В период с 1984 по 1988 годы я часто бывал на Алтае, собирал необходимый этнографический материал, а главное, стремился уехать подальше от цивилизации, в горы и работать непосредственно на натуре. Детство мое прошло в деревне, поэтому, оказавшись в алтайском селе, я чувствовал себя как дома.

И наконец - я «дорвался» - кругом много лошадей, всадников, в вольерах ходят маралы… Мне открылся целый мир, доселе неведомый, но, как будто, знакомый…

Вначале - поездки были короткие (успевал только сфотографировать), и затем работал  по фотографиям, но все, что я делал, было неубедительным.

Осенью 1985 года я уехал на Алтай на месяц и  начал лепить этюды с натуры. И вот - произошло очередное прозрение -  оказалось, что лошадь я совсем не знаю. К этому времени у меня уже сложилась некая концепция работы с моделью - я направлял все внимание в глубину, выявляя конструктивную суть формы, характер образа, опуская внешние детали. Этот метод дал убедительные результаты. Отливал этюды в бронзе, выставлял. По реакции коллег, я понял, что нахожусь на верном пути.

Впечатлений в поездках по разным районам Алтая было так много, что «оскульптурить» все  - было нереально. Попутно я стал делать рисунки, быстрые наброски. Если в скульптуре требовалась определенная самодисциплина, то в  набросках я был абсолютно свободен. Рисовал я на чем придется: маленькие листки  из блокнота, оберточная бумага и т. п; карандаш, перо и тушь, уголь - это то, что было под рукой. Никаких особых задач в рисовании я не ставил, кроме  фиксации мимолетных моментов Жизни и некоторых пластических идей. Так, идея горельефа «Горный Алтай» возникла внезапно, когда я двигался по Чуйскому тракту и вдруг увидел необычные скалы... Это было ритмически и пространственно организованное, пластическое совершенство, над которым Природа трудилась тысячи, а может и миллионы лет. Мне оставалось лишь наполнить эту пластику образами. Помню главное ощущение того времени - будто после долгой жажды я припал к живому источнику. 

Эскиз горельефа ''Горный Алтай'', 1988. Фото, пастель, 60х90 смЭскиз горельефа ''Горный Алтай'', 1988. Фото, пастель, 60х90 см

С тех пор много воды утекло… Остались этюды, рисунки, наброски,  составляющие отдельный «Алтайский цикл», который, я надеюсь, интересен не только мне. Я жил и работал непосредственно среди алтайцев и запечатлел, как мог, тот Алтай, которого уже нет.

Владимир ПОТЛОВ

Май 2024 года    

Фото из архива Владимира ПОТЛОВА

Сайт ОМС рассказывает о скульпторе Владимире Потлове и показывает его новые произведения.

ВЛАДИМИР ПОТЛОВ

Владимир Потлов родился в 1949 году в Коломне Московской области.

1969 Окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, рисунок - Р.С. Тавасиев, скульптура - Г.С. Лемешек.

С 1970 Участник московских, республиканских, всесоюзных, российских и международных выставок.

1970 Серебряная медаль ВДНХ СССР за скульптуру «Всадник», шамот, эмаль.

1975 Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), рисунок - Ю.А. Тур, скульптура - В.В. Александрова-Рославлева.

1975-1976 Служба в Гвардейской Таманской дивизии.

1983 Член Союза художников СССР/России.

Премия МОСХ за скульптуры «Весна» (1982), «Труженица полей» (1983), бетон, цветные цементы.

1984 Участник конкурса на проект памятника «Россия-Алтай», 1-я премия.

1987 Серебряная медаль ВДНХ СССР» за скульптуры «Осень» (1983, бетон, цветные цементы), «Материнство» (1987, бронза).

1989 Персональная выставка «Россия-Алтай», Горно-Алтайская автономная область.

1992 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

1994, 1995, 2005, 2008 Персональные выставки. Совместно с Людмилой Кулишовой. Коломна, Зарайск, Московская область.

2004 Премия «Яркий дебют» за цикл скульптурных работ в дереве на выставке в МВЦ «Крокус Экспо», Москва.

Диплом ООН за участие в международной выставке «Отражения русского балета». Москва.

2007 «Премия года» за многофигурную интерактивную композицию «Призраки затонувшего корабля (2005, дерево) на выставке «75 лет Московскому союзу художников», ЦВЗ «Манеж», Москва.

2012 Заслуженный художник Российской Федерации.

2023 Персональная выставка «Скульптура. Замыслы и воплощения». Культурный центр  «Лига», Коломна, Московская область.

Владимир Потлов - автор многих монументальных произведений, установленных в Коломне и Воскресенске Московской области. Работы скульптора хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО»,  Волоколамском, Зарайском и Коломенском кремле, в других музеях и галереях нашей страны, а также в частных собраниях России, Украины, Италии, Бельгии и США.

Страница Владимира ПОТЛОВА на сайте ОМС

Памятник писателю И.И. Лажечникову, 2021. Бронза, 215х250х200 см.Архитекторы А.Н. Белкин, И.В. Дранкевич.Усадьба "Кривякино", Воскресенск, Московская областьПамятник писателю И.И. Лажечникову, 2021. Бронза, 215х250х200 см.
Архитекторы А.Н. Белкин, И.В. Дранкевич.
Усадьба "Кривякино", Воскресенск, Московская область

"Встреча И.И. Лажечникова и А.С. Пушкина на Блюдечке" (сквер в Коломне), 2023.Модель памятника для Коломны Московской области. Композит, патина, 92х81х40 см. Архитектор А.Н. Белкин"Встреча И.И. Лажечникова и А.С. Пушкина на Блюдечке" (сквер в Коломне), 2023.
Модель памятника для Коломны Московской области. Композит, патина, 92х81х40 см. Архитектор А.Н. Белкин

"Н.М. Карамзин", 2023. Гипс, патина, 54х25х30 см.Усадьба купцов Лажечниковых, Коломна, Московская область"Н.М. Карамзин", 2023. Гипс, патина, 54х25х30 см.
Усадьба купцов Лажечниковых, Коломна, Московская область

Памятная икона "Венчание Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской", 2023. Композит, тонировка, 153х80х5,5 см.Соборная площадь, Коломна, Московская областьПамятная икона "Венчание Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской", 2023. Композит, тонировка, 153х80х5,5 см.
Соборная площадь, Коломна, Московская область

"Лошадка-качалка с извозчиком", 2022. Дерево, кожа, раскраска, 86х109х36 см"Лошадка-качалка с извозчиком", 2022. Дерево, кожа, раскраска, 86х109х36 см

"Маралуха", 2024. Бронза, 18х21х5 см"Маралуха", 2024. Бронза, 18х21х5 см

"Animal", 2023. Искусственный камень, 26х20х20 см"Animal", 2023. Искусственный камень, 26х20х20 см

"Торс лучника", 2023. Гипс, патина, 50х42х23 см"Торс лучника", 2023. Гипс, патина, 50х42х23 см

"Утро", 2023. Бронза, 26х10х14 см"Утро", 2023. Бронза, 26х10х14 см

"Праматерь", 2024. Искусственный камень, 42х16х16 см"Праматерь", 2024. Искусственный камень, 42х16х16 см

"Незнакомка", 2024. Гипс, 89х80х42 см"Незнакомка", 2024. Гипс, 89х80х42 см

"Сидящая балерина", 2024. Композит, дерево, 19х39х17 см"Сидящая балерина", 2024. Композит, дерево, 19х39х17 см

"Певец Игорь Тальков", 2024. Эскиз памятника. Композит, габбро, 20х26х14 см"Певец Игорь Тальков", 2024. Эскиз памятника. Композит, габбро, 20х26х14 см

"Женщина и мужчина", 2023. Бронза, дерево, 26х39х36 см"Женщина и мужчина", 2023. Бронза, дерево, 26х39х36 см

"Свобода и раб", 2023. Композит, патина"Свобода и раб", 2023. Композит, патина

"Жизнь", 2024. Композит, 23х83х9 см"Жизнь", 2024. Композит, 23х83х9 см

Фото из архива Владимира ПОТЛОВА

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск