Народный художник СССР Николай Никогосян, создавший более полутора тысяч только скульптурных станковых и монументальных работ, многие из которых хранятся в лучших музеях страны, вряд ли мог представить, что его произведения окажутся на улице.

Однако, как сообщает Национальная служба новостей, бывшую мраморную мастерскую скульптора, расположенную на Тишинке недалеко от мастерской Зураба Церетели, выселили. Здание в любой момент может перейти к новому арендатору.

- Церетели здесь появился позже, когда ему передали бывшее здание посольства ФРГ, а папа в своей мастерской с 1978-го года, - рассказывает директор галереи «Нико» Гаянэ Никогосян, дочь выдающегося художника.

- Мраморную мастерскую - отдельно стоящий от галереи небольшой дом общей площадью 55 квадратных метров - отец не успел оформить в собственность. Мастерская отошла городу, и нам категорически велели освободить помещение, которое признано «самовольной постройкой», - говорит Гаянэ Никогосян и продолжает:

- В какие только инстанции я не обращалась. В Администрацию Президента России, Министерство культуры РФ, Департамент культуры города Москвы. Всё без толку, никого судьба культурного наследия вообще не интересует. Все мои письма просто механически пересылались в Департамент городского имущества, который и выдал предписание освободить мастерскую. Пришлось срочно арендовать чужое помещение, вывозить из мастерской на четырех грузовиках скульптуры Николая Багратовича…

Что будет дальше с работами знаменитого скульптора – никто не знает. Как и с мастерской, которую новые арендаторы, вполне возможно, превратят в заурядный склад для своего барахла.

Между тем, в мастерской художника хранилось около 300 больших произведений. Среди них – не только посмертные маски, гипсы 1940-х годов, но и безусловные шедевры в мраморе и дереве, которые требуют постоянного ухода.

- У нас нет претензий к Департаменту городского имущества. Он действует в рамках своих компетенций и вполне логично предлагает нам взять мраморную мастерскую в аренду на коммерческих условиях, - сказала Гаянэ Никогосян корреспонденту сайта ОМС. – Но откуда у нашего культурного центра такие деньги, чтобы оплачивать недвижимость в самом центре Москвы? А безвозмездную или хотя бы льготную аренду нам не предлагают. И, пожалуй, самое главное, что поражает: равнодушие, бюрократические отписки инстанций от культуры, которые не хотят найти компромисс и как-то помочь решить проблему…

Вряд ли в Минкультуры России и Департаменте культуры города Москвы не знают, кто такой Николай Багратович Никогосян - великий художник и труженик, проживший почти 100 лет и ушедший от нас в 2018 году.

Его мастерская, безусловно, является объектом культурного наследия, как минимум, для Москвы. А его творчество – это уже объект национального достояния, которое надо не выгонять из мастерской, а бережно хранить - как для ныне живущих, так и последующих поколений.

Лев КУЛАКОВ

 

В письме сыну Андрею (1920-1978) Георгий Мотовилов утверждает, что настоящий художник не может жить без любви. Правда, было одно исключение...

Георгий Мотовилов. ''Портрет сына Андрея'', 1937. Гипс, высота 54 смГеоргий Мотовилов. ''Портрет сына Андрея'', 1937. Гипс, высота 54 см

"Ты часто пишешь о своей изолированности душевной и об истоках искусства.

… Я, думаю, ты прав и не прав. В тебе, мне кажется, развилась особенно одна сторона жизни, отчасти благодаря воспитанию эстетическому, отчасти по свойствам живой природы.

… Истоками жизни и общения между людьми и истоком наполнения жизни (без чего человек бы очень скучал) есть жажда познания (любознательность) и любовь, понятая широко.

… С ними человек не одинок, и альтруистическое начало в жизни далеко не последнее явление. С ним также человек никогда не одинок.

… В очень редких случаях, например, Леонардо да Винчи (человек с холодной душой) мог наполнить свою жизнь (без любви, широко понятой), потому что был человеком науки. Будь он только художником я, думаю, он страдал бы от отсутствия теплой любознательности.

… Холодным любопытством он обладал свыше всякой меры.

… Теплая любознательность, она же любовь к живому, дала пищу творчеству и жизни большому числу людей.

… Мне кажется, такими были Шекспир и Сервантес, Толстой и Пушкин, Тициан и Ван Гог.

… Толстой говорит: «Всякий любящий человек талантлив», и любовь открывается его героям иногда в последнюю минуту их жизни.

… Это необычайно, что любовь, которая дает множиться животному миру, эта же любовь, переходящая в любознательность, познание и альтруизм, обогащает весь творческий путь человека.

… С ней человек не одинок. И там, где холодный человек может увидеть лишь физиологические отправления - желать есть, жить и любить, человек любящий и теплый увидит многое другое.

… Дядя Ерошка и Лукашка («Казаки»)[1] не менее ценны, чем знание, ибо они часть природы любящей и живущей, по- своему познающей.

… Страждущие и наслаждающиеся герои Шекспира, что бы они были, будь они холодны.

…Как открылся мир Франциску Ассизскому, Христу и апостолам.

… Как можно любит плоть и ее красоту и ее проявления. И как можно сделать талантливо это.

… Не зря писал Лермонтов словами «Демона»: Лишь только Божие проклятье исполнилось, с того же дня природы жаркие явленья навек остыли для меня».

… Ну вот, мой милый, старайся увидеть великое в малом, как оно и есть, и увидеть величие самих героев уже в самой природе многих русских людей. Порой лишь физиологичных, и ощущение пустоты пройдет.

… Ну, прощай, мой дорогой. Очень бы хотел тебя видеть. Даст Бог, скоро кончится война, злодеи будут наказаны, и мир засверкает убранством радости".

Георгий МОТОВИЛОВ

1942 год

Объединение московских скульпторов благодарит семью Мотовиловых-Комовых за предоставленные материалы

 [1] Герои повести Л.Н. Толстого «Казаки» (1863) (Прим. сайта ОМС)

С 26 ноября по 3 декабря 2022 года в музее Храма Христа Спасителя в Москве пройдет выставка Народного художника Российской Федерации Владимира Мокроусова (1936-2021). Сайт ОМС рассказывает о выставке и показывает некоторые произведения скульптора.

Скульптор Владимир МокроусовСкульптор Владимир Мокроусов

Степан Мокроусов-Гульельми. Портрет отца, 1995.Мрамор, 48х23х24 смСтепан Мокроусов-Гульельми. Портрет отца, 1995.
Мрамор, 48х23х24 см

"Бывают художники чей творческий путь преисполнен потребности служения людям. К таким художникам я отношу своего отца Народного художника России Владимира Петровича Мокроусова.

В Советские годы он нетривиально подходил к выбору персонажей, так, еще в 1978 году им был создан образ Петра Первого «У колыбели Русского флота», Сергея Конёнкова, "Русские народные сказки" и удивительные этюды!

Я помню его ориентирующимся на высокие идеалы в мировом искусстве, ищущим тему, которая никем из современников не затронута. Наверное, это качество в кризисные годы перестройки 1987–2000 годов помогло ему с Общиной Храма Христа Спасителя отстаивать идею Возрождения Храма.

Большая честь для меня сегодня представить эту выставку Вашему вниманию, тем более, что поддержать ее согласились непосредственные участники Возрождения Храма Христа Спасителя, а значит России!

С.В. МОКРОУСОВ-ГУЛЬЕЛЬМИ

Страница Владимира МОКРОУСОВА на сайте ОМС

''Даниил Московский'', 2006. Модель памятника для Москвы.Гипс, 160х65х67 см''Даниил Московский'', 2006. Модель памятника для Москвы.
Гипс, 160х65х67 см

''Иван Грозный''''Иван Грозный''

''Князь Дмитрий Пожарский'', 2011. Гипс''Князь Дмитрий Пожарский'', 2011. Гипс

                                                                                                  

''Император Николай II'', 2015-2016. Керамика, позолота, высота 40 см''Император Николай II'', 2015-2016. Керамика, позолота, высота 40 см

Икона ''Голгофа. Царская семья с расстрелянными слугами'', 2008. Бронза, высота 75 смИкона ''Голгофа. Царская семья с расстрелянными слугами'', 2008. Бронза, высота 75 см

''Портрет Ермака Тимофеевича'', 2013. Бронза, 40х27х28 см''Портрет Ермака Тимофеевича'', 2013. Бронза, 40х27х28 см

''Маленький Пушкин на руках Арины Родионовны'', 2015.Бронза, высота 35 см''Маленький Пушкин на руках Арины Родионовны'', 2015.
Бронза, высота 35 см

''С.Т. Конёнков'', 1980. Бронза, 35х27х25 см''С.Т. Конёнков'', 1980. Бронза, 35х27х25 см

Борис Штоколов. БронзаБорис Штоколов. Бронза

''Портрет скульптора Н.П. Криволапова'', 1971.Бронза, гранит, 38х18х20 см''Портрет скульптора Н.П. Криволапова'', 1971.
Бронза, гранит, 38х18х20 см

Выставка "Владимир Мокроусов. "Возрождение"

Музей Храма Христа Спасителя, Москва

26 ноября - 3 декабря 2022

Фото ВАЛЕРИЯ РОДИНА

Объединение московских скульпторов благодарит семью Мотовиловых-Комовых за предоставленные материалы.

С 30 сентября по 27 ноября в Ярославском художественном музее проходит выставка скульптора Александра Смирнова" Когда небо спустилось на землю". Сайт ОМС рассказывает о выставке и показывает произведения художника.

Выставка «Когда небо спустилось на землю» посвящена одной из важнейших тем творчества Александра Смирнова – христианскому искусству.

Создавая пластические образы на библейские, евангельские сюжеты, размышляя над историей Русской православной церкви, скульптор создает целый мир, в котором земное и небесное сосуществуют в едином пространстве, взаимодополняют и обогащают друг друга.

Мир – это не только святые-небожители, не только люди, звери и птицы, его населяющие, но и растения, холмы, реки. Задача изображения природы заставили Смирнова обратиться к редкому для скульптуры жанру, к пейзажу. Его работы полны деревьев, напоминающих облака, и облаков, похожих на кроны деревьев. Скульптор нередко использует сферические поземы для своих произведений. Взгляд художника на изображение направлен, как правило, сверху вниз. Фигуры людей, животных на работах Смирнова неизмеримо меньше природных форм. Эти приемы позволяют создавать яркие запоминающиеся жанровые композиции. Как в капле воды отражается море, так и в небольших произведениях мастера представлен весь необъятный мир.

Для работ Александра Смирнова характерен особый, неторопливый, поистине библейский ритм. Что бы ни изображал мастер: едущее по холму Святое семейство, идущий среди деревьев одинокий путник, любующийся облаками монах, стадо овец, гонимое пастухом, верующие у святого источника, монахи, занимающиеся обыденными делами, – все это вызывает у нас ощущение гармонии Божьего мира.

Следуя традициям религиозного искусства, Александр Смирнов создает и глубоко символические, религиозно-аллегорические композиции. Распиливающий себя, кающийся грешник; вознесшийся на облака на штыках и стрелах сонм новомучеников российских, пострадавших за веру; Сорок мучеников севастийских, представленных железными коваными гвоздями, навевающими ассоциации с орудиями страстей Христовых. Символично и само использование мастером материалов для создания произведений: камень, древесина, текстуру которых мастер заставляет работать на создание образа, и металл, отлитый человеком. Соединение сотворенного Богом и человеком подчеркивают единство и неделимость мироздания.

Важной составляющей искусства Александра Смирнова являются его монументальные работы. Проекты пока еще неосуществленных памятников «Новомученики российские» и «Святой Александр Невский» убедительно показывают талант мастера как создателя городской скульптуры.

На выставке представлено 21 произведение, дающие полное представление о творчестве Александра Смирнова за последнюю четверть века.

Александр Алексеевич Смирнов родился в городе Клинцы Брянской области в 1949 году. В настоящее время живет и работает в Москве. В 1975 году окончил МГУ имени М.В. Ломоносова. Скульптурой начал заниматься в 1980 году. Член Союза художников России, Творческого союза художников России, Международного  художественного фонда, Объединения московских скульпторов. Лауреат премии Виктора Попкова (2006). В художественной жизни начал принимать активное участие в 1983 году и с тех пор его работы экспонировались на Родине и за рубежом более чем на 80-и выставках, в том числе на 14-ти персональных.  Своими учителями считает О.Д. Яновского и всех художников, с которыми работал и общался. Александр Смирнов автор монументальных памятников в Калуге, Брянске, Клинцах. Работы мастера представлены в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, многих музейных и частных собраниях по всему миру.

Куратор выставки: Алексей Федорчук, заместитель директора Ярославского художественного музея.

Видео и текст предоставлены пресс-службой Ярославского художественного музея

Выставка "Когда небо спустилось на землю"
Ярославский художественный музей, Ярославль, Волжская набережная, 23
30 сентября - 27 ноября 2022

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск