25 сентября 2024 года в выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась выставка памяти Зинаиды Васильевны Осиповой (1938-2022).
25 сентября 2024 года в выставочном зале Объединения московских скульпторов (Староватутинский пр., 12) открылась выставка памяти Зинаиды Васильевны Осиповой (1938-2022).
Представляем новые произведения скульптора Ольги Хан, с комментариями самой Ольги, искусствоведов, других художников, а также примечаниями сайта ОМС.
ОЛЬГА ХАН
Ольга Хан родилась в 1977 году в Москве.
В 2000 году окончила Московский государственный университет сервиса, кафедра изобразительного и прикладного искусства. В 2001-м вступила в секцию скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов. Участница московских, российских и международных выставок.
Работы хранятся в Третьяковской галерее, парке искусств "Музеон", Государственном музее В.В. Маяковского (Москва), Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, Тульском историко-архитектурном музее, Калужском инновационном культурном центре, Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева, других галереях и музеях страны, а также частных коллекциях в России и за рубежом.
"ГОЛОВА МЕТАЛЛУРГА"
- Выполненный Ольгой Хан бюст Николая Николаевича Барабошкина (1880-1935), инженера-металлурга, организатора аффинажного производства в России, мыслится как часть экспозиционного триптиха и дополняет бюсты профессоров Соколова и Головина из коллекции Музея истории Екатеринбурга.
Если первые, датированные 1950-ми годами, выполнены в традиционной манере, портретное изображение Барабошкина создано в технике ассамбляж из металлических деталей. Выбор материала подчеркивает сильный и целеустремленный характер героя, а платиновые вставки дают отсылку к его научным достижениям.
Журналистка Елена Полонская, в 1925 году посетившая Свердловск, оставила любопытный отзыв о нашем герое:
- В Свердловске существует Аффинажный завод, где 40% работающие высококвалифицированные специалисты - химики и инженеры. На этот завод поступает уральская платина, а уральская платина составляет девять десятых всей мировой добычи платины. Здесь-то высоко-научным и высоко-секретным способом извлекают драгоценные металлы, сопутствующие платине: осмий, иридий, вольфрам. И автор этого способа - европейская знаменитость, химик Барабошкин, о котором ни я, ни вы никогда, наверное, и не слыхали, состоит главным работником этого завода.
А между тем иностранцы (так мне рассказывали на заводе) предлагали профессору Барабошкину громадные деньги за его секрет. Профессор отказался, так как он русский и уралец и к тому же анархист по убеждениям. Недаром во время борьбы с Колчаком он сам предложил свои услуги славному красному партизанскому отряду Петра Жебенева.
Текст: Музей истории Екатеринбурга
Аффинаж - совокупность металлургических процессов получения благородных металлов высокой чистоты путем разделения их смеси и отделения примесей.
(Примечание сайта ОМС).
"ПЕРЕДВИЖЕНИЕ"
"ДЖОН КОЛТРЕЙН"
Джон Уильям Колтрейн (1926 - 1967) - выдающийся американский джазовый саксофонист и композитор.
- Я хотел бы донести до людей эмоцию что-то вроде счастья, - сказал однажды Джон Колтрейн. - Я хотел бы узнать этот способ, так, чтобы если я хочу, чтобы это был дождь, то пусть сразу начнется дождь. Если один из моих друзей болеет, то я хотел бы играть определенную песню, и он бы выздоравливал. Когда бы у него не было денег, я бы выпускал новую песню, и тут же бы он получал все свои деньги, которые ему так нужны.
Колтрейн скончался от рака печени в возрасте 40 лет.
(Примечания сайта ОМС).
"МАССАЖ, ИЛИ ТРОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР"
"ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА ИРИНЫ ЧИРИКОВОЙ"
Скульптор Ирина Чирикова родилась в 1962 году в Москве. В 1989-м окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), факультет монументально-декоративного и прикладного искусства, отделение керамики.
Член Союза художников СССР, секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов. Участник многочисленных московских, республиканских, всесоюзных, российских и международных выставок и симпозиумов.
О своей работе Ирина Чирикова говорит так:
- Прихожу, беру в руки кисть. Все само идет. Без эскизов. Стараюсь ни от чего не отталкиваться. Так рука идет.
Страница Ирины ЧИРИКОВОЙ на сайте ОМС
(Примечания сайта ОМС).
"ПАРУСА-НЕБЕСА"
"ПОЛЯРНОЕ ВРЕМЯ", "ВОЗДУХ"
Ольга Хан так комментирует свою работу «Полярное время»:
- Первое приближение к месту. Быстрый внимательный взгляд художника-исследователя, выхватывающий из окружающей среды предметы для вдохновения. Знаки, помещенные на белую плоскость, - Полярный круг, снежная тундра, оставляющие во времени свой след.
Символические значения:
Часть конструкции (дерево, металл) - огонь, человек, дом, очаг.
Костыль (металл) - стройка 501, железная дорога.
Номер (пластик) - личный номер, заключение, современность.
Камень (камень) - скала, слой, минерал, окаменелость.
Сук (дерево) - ответвление, временные кольца, звуковая дорожка, лиственница.
Рог (рог лося) - животные, природа, олени, ремесло, тундра, северные народы.
В произведениях «Полярное время» и «Воздух» использованы костыли так называемой «Стройки 501». Стройка 501 (в официальных документах - Великий Северный железнодорожный путь) находилась между Салехардом и Надымом и должна была связать берега Баренцева с побережьем Охотского моря и Чукотки. Нереализованный легендарный проект Иосифа Сталина, по минимальным оценкам историков, унес десятки жизни заключенных ГУЛАГА.
Работы «Воздух» (совместно с Евгенией Шадриной-Шестаковой) и «Полярное время» выполнены для проекта Сергея Баранова «Страна оленья» и экспонировались в Салехарде.
(Примечание сайта ОМС).
"НИКОЛА"
"ГОРОД СЧАСТЬЯ"
- В новом проекте Федор Воробьев и Ольга Хан соединили свои идеи с большой педагогической практикой. В результате в Екатеринбурге была создана скульптура - «Город счастья».
Установка современной скульптуры - это целый комплекс обучающих упражнений, направленных на развитие объемного мышления у ребенка. Как только что нарисованный узор при помощи пространственного мышления может вырасти в трехмерный объект? Почему цвет визуально меняет форму?
Вот некоторые из целого ряда интересных вопросов, отвечая на которые в процессе создания скульптуры дети сумели вырваться из плоскостного восприятие мира. Разрабатывая и конструируя скульптуру, маленькие пациенты Пансионата Центра детской онкологии и гематологии Екатеринбурга смогли почувствовать, как совершенно плоские детали могут нам построить объемный, цветной, сказочный город.
Текст: «Must Art Gallery»
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ДРОВЯНЫМ ОБЖИГОМ
Место: арт-резиденция в селе Шелота Верховажского района Вологодской области.
Время: июль 2024 года, ежегодный фестиваль «Шелота - точка притяжения».
Печка: дровяная печь туннельного типа «Train kiln» («Поезд-печь»). По традиции, печь должна носить женское имя. Вага - так назвали печь участники фестивалей в честь реки, у которой располагается арт-резиденция. Строили печь керамисты из Вологды, Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельской области под руководством вологодского мастера Владимира Холщагина.
Владимир Холщагин:
- Самое главное, что печь является соавтором художника. Получить такие эффекты ни в каком другом типе печей невозможно.
(Примечания сайта ОМС).
«БИТВЫ МАЛЕНЬКИХ ПТИЦ»
Работа создана «под впечатлением стихотворения Андрея Суздалева «Орнитология».
битвы маленьких птиц
похожих на серые листья
невыносимая дерзость
кратких вопросов-ответов
их быстрые в небе рисунки
мгновенно стирает мой взгляд
два пёрышка тихо баюкают
потревоженный воздух
и только дикие гуси
мне что-то кричат о любви -
о той, что не здесь
они разбираются в этих вопросах
лучше, чем мы,
потому, вероятно, так грустны
Андрей Суздалев родился в 1973 в Москве. В 1989-1992 учился в Московском театральном художественно-техническом училище. В 1995 окончил Московскую школу современного искусства «Свободные мастерские» (теория и практика современного искусства). С 2005 руководит мастерской «Движущиеся картинки».
Профессиональные интересы: компьютерная анимация, объекты, инсталляция, графика, книга художника, поэзия.
Стихотворение опубликовано с сохранением авторской пунктуации.
(Примечание сайта ОМС).
ВМЕСТО СЛОВ
Материал подготовил ЛЕВ КУЛАКОВ
Фото: архив Ольги Хан, «Must Art Gallery», сайт Объединения московских скульпторов
Сайт ОМС показывает совместные работы в интерьере, выполненные в разные годы скульпторами Максимом Аксёновым, Виктором Корнеевым и Игорем Новиковым.
Скульптор Ольга Колосова прислала для своей страницы на сайте ОМС новые произведения. Показываем их и рассказываем о художнике.
ОЛЬГА КОЛОСОВА
Ольга Колосова родилась в 1981 году в Москве.
2003 Окончила Московское художественное училище прикладного искусства имени М.И. Калинина по специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализация - «Художественная обработка дерева и кости».
С 2008 Участница московских, российских и международных выставок.
2008 Диплом и премия Московского отделения Союза художников России за участие в выставке «Молодежная-ХХVIII».
2009 Лауреат премии имени Ю.Г Орехова.
2010 Окончила Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, факультет скульптуры, диплом с отличием. Педагог - М.В. Переяславец. Золотая медаль Российской академии художеств за успехи в учебе.
После института проходила стажировку в Творческой скульптурной мастерской Российской академии художеств под руководством академика, Народного художника СССР В.Е. Цигаля, а также академика, Народного художника России А.В. Цигаля.
С 2010 Член Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.
2012 Диплом Правительства Москвы и Московская молодежная премия имени К. Малевича на выставке-конкурсе «Москва - глазами молодых» в ЦДХ.
2013-2017 Работала преподавателем скульптуры и рисунка в Арт-пространстве «Rukav», руководитель - академик, Народный художник России А.И. Рукавишников.
2014 Автор мемориальной доски Герою Советского Союза, летчику-испытателю А.Б. Юмашеву, бронза. Москва.
2015 Стипендиат Правительства Москвы.
С 2017 Член Союза художников России.
2017 Диплом Российской академии художеств за активное участие в выставочных проектах Академических творческих мастерских Российской академии художеств в 2014-2016 годах.
2019 Диплом Российской академии художеств за активное участие в выставочных проектах Академических творческих мастерских Российской академии художеств в 2016-2018 годах.
2021 Благодарность Российской академии художеств за участие и организацию выставки «Творческая мастерская скульптуры: опыт и поиск».
Работает как в станковой, так и в монументальной пластике. Произведения находятся в частных коллекциях и галереях России и за рубежом.
Страница Ольги КОЛОСОВОЙ на сайте ОМС
Фото из архива Ольги КОЛОСОВОЙ
В архиве Комитета по делам религий при Совете Министров СССР значилось дело под заголовком «Письма лауреата Ленинской премии скульптора С.Т. Коненкова за 1938-1940 г. религиозного содержания на имя И.В. Сталина и А.Н. Златоврацкого» [1].
В деле, помимо писем, приложены шесть рисунков скульптора, которые позже исследователи творчества Конёнкова объединили в серию с условным названием «Космогония». В этой эзотерической (то есть, понятной только посвященным) графике зашифрованы судьбы мира и сроки конца света. Рисунки ударившийся в мистику Конёнков сопроводил невразумительными для обычных читателей религиозными текстами, а также начертанием всяческих загадочных символов.
Нет, чудны дела твои, Господи! В 1930-е, находясь в Америке, Сергей Тимофеевич, в прошлом (в России) - бунтарь и безбожник, участник Революции 1905 года, Ленинского плана монументальной пропаганды и вообще запросто выпивавший за вечер ведро водки с Сергеем Есениным, вдруг перековался в неофита. Вступил в религиозную секту «Ученики Христа», основанную проповедником Чарльзом Расселлом. Начал внимательно изучать Священное писание.
Свою интерпретацию главных мировых событий и грядущего Апокалипсиса, идущую вразрез с классическими толкованиями Библии, Конёнков непременно хотел донести до Сталина. По мнению художника, Царства Христа, то есть, второго пришествия Мессии, ждать не следует, ибо это Царство уже существует - его строят большевики в СССР, хотя сами, будучи атеистами, и не ведают того.[2]
Надо сказать, что относительно недавняя публикация этих писем и рисунков, отосланных «дорогому брату во Христе» - Иосифу Сталину, навела шороху. Российская пресса, падкая, как ей и полагается, на сенсации и не въезжающая во всякие там «космогонии», ухватилась совсем за другое - за предсказания, увиденные в письмах.
Так, по мнению журналистов и притершихся к ним околонаучных «экспертов», Конёнков, этот «советский Нострадамус», в своих духовных посланиях из-за океана в Кремль «со всей определенностью» указал исходную дату наступившего (и к слову, подзатянувшегося) конца света, за которым непременно последует Мировая революция, - 1914 год. С фантастической точностью скульптор, якобы, назвал и срок начала Великой Отечественной войны, потому что еще в письме 1940 года он предупреждал Сталина о том, что финальная битва между «Армией Божией» и «Армией Сатаны» развернется весной 1941-го.
Возможно, Конёнков и в самом деле был великим провидцем. Но все-таки в одном он сильно промахнулся, когда начертал Сталину такое:
- Знаете ли Вы, что Святое писание говорит, что от 1948 г. люди умирать не будут? И среди этих людей Вы, дорогой Брат Иосиф Виссарионович, и те, которые способствовали установлению Царства Божия здесь на Земле, умирать не будете. После 1948 г. войны не будет более никогда».
Как ни крути, а все-таки Иосиф Виссарионович взял и умер, причем уже после 1948 года - в 1953-м. И те, которые вместе с ним строили «Царство Божие здесь на Земле», тоже отошли ко Господу - прямиком на Новодевичье кладбище.
Сталин, «проводник высшей силы», на письма обожествлявшего его Конёнкова не ответил.
Но еще больше Сергей Тимофеевич обожествлял (нет, не то - боготворил!) свою Родину - Россию. И когда 22 июня 1941 года началось действительно решающее сражение между «Армией Божией» и «Армией Сатаны», Сергей Конёнков вместе со многими другими выдающимися соотечественниками, проживавшими в США, начал деятельно сотрудничать с Комитетом помощи Советской России, секретарем которого была его жена - Маргарита Конёнкова. У этого Комитета было несколько десятков филиалов по всей Америке, и только в одном Нью-Йорке комплектованием посылок с одеждой в СССР занималось 500 человек[3].
Кроме того, в годы Великой Отечественной войны Сергей Конёнков неутомимо трудился над образами легендарных советских полководцев, будущих маршалов великой Победы. Лепить ему приходилось по фотографиям, присылаемым из далекого Советского Союза. Так что вклад скульптора в разгром фашизма был не только материальным, но и художественным.
Прибыв в СССР в конце 1945 года, скульптор, словно никогда в его жизни не было ни писем к Сталину, ни размышлений по поводу космогонии и Апокалипсиса, с «великим воодушевлением» (так в мемуарах) вернулся к воспеванию коммунизма, революции, В.И. Ленина и прочих необходимых для госзаказа вещей, хотя и продолжал вплоть до самой смерти тайком в мастерской работать над образами Иисуса Христа.
А еще уже 80-летний Сергей Тимофеевич вернулся к замечательной русской традиции. Правда, выпивал он теперь не с Есениным или Шаляпиным, а с подмастерьями, если верить воспоминаниям сотрудничавшего со скульптором архитектора Саввы Бродского. И не ведро водки, как случалось в молодости, а всего лишь «чемодан пива».
Согласитесь, тоже неплохо, в таком-то возрасте!
Лев КУЛАКОВ
Сергей КОНЁНКОВ. ПИСЬМА И.В. СТАЛИНУ
[1] Сегодня дело хранится в Государственном архиве Российской Федерации. А.Н. Златоврацкий (1878-1960) - скульптор, ученик С.Т. Конёнкова в Москве. Александр Златоврацкий вел переписку с Конёнковым, когда тот находился в США.
[2] Александр Зайцев. "Дорогой брат Сталин": 150 лет со дня рождения Сергея Конёнкова, скульптора и мистика». Журнал "Профиль", 10 июля 2024 года.
[3] Александр Зайцев. "Дорогой брат Сталин": 150 лет со дня рождения Сергея Конёнкова, скульптора и мистика». Журнал "Профиль", 10 июля 2024 года.
г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3
Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru
Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00
Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51
Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21