Прозвище прозвищем, однако жизнь Анатолия Комелина оказалась совсем не смешной. Рассказывает жена скульптора – известный художник Ирина Старженецкая.
1979 год. Июль, август. Переславль-Залесский. Творческая группа молодых скульпторов из разных городов России на даче Кардовского. Старинный парк. Множество птиц; ворон, галок и грачей. Все эти черные летающие облака - старожилы вековых деревьев.
Молодой скульптор из Барнаула в клетчатом пиджаке, с всклокоченными темными волосами и с такой же бородой, короче, персонаж В.И. Сурикова «Утро Стрелецкой казни». Есть небольшой подготовительный этюд в профиль, он в экспозиции Русского музея. Это Комелин - один к одному.
Можно подумать, что он из яицких казаков, но это не так, родом он из земель вятских. Но энергией своей мамы Екатерины Федоровны вся семья переехала в Барнаул к ее родному брату, чтобы мальчик учился в художественной школе.
Все потому, что с детства он лепил, и эту способность она поощряла. Так вот, 79-й год. Переславль. Комелин резко отличается от всех, такой мощный природный дар не забить даже в провинции, хотя на молодежном выставкоме про его скульптуру кто-то сказал (ни черепа - ни одухотворенности). Что бы Комелин дальше делал в Барнауле?
1981 год. 31 января Комелин переехал в Москву. В черном овечьем тулупе в талию, в котором можно ходить на зимнюю рыбалку, и уж совсем из картин Сурикова: в кармане у Комелина был один рубль.
Но довольно скоро он начал осваивать пространство московских выставок, получил мастерскую в Варсонофьевском переулке - глубокий подвал в старом доме, рядом с Лубянкой. По версии Ильфа и Петрова, здесь жила Людоедка Эллочка. Словом, Комелин был доброжелательно принят цехом скульпторов. Старшее поколение: А. Пологова, С. Асерьянц, М. Смирнов, М. Воскресенская, В. Думанян, Д. Шаховской, А. Красулин, Е. Мунц, С. Миренская помогли Комелину врасти в творческую жизнь Москвы.
Передо мной дома стоят его первые этюды, сделанные в начале московского периода, это конец 70-х - начало 80-х. Они и сейчас ничуть не устарели. Но с бронзой Комелин покончил быстро, как, впрочем, и с всклокоченной шевелюрой, двигаясь в непредсказуемом направлении, осваивая одному ему ведомую тему. Исчерпав ее, мог начать опять с нуля. Были замки с механизмами, затем «плоская скульптура», состоящая из двухметровых березовых досок, внезапно подаренных нам в Тарусе.
Материал подсказывает содержание и наоборот. В начале 90-х началась работа с камнем, это обусловлено храмовой резьбой. Москва, Таруса, Калуга. Более 20 лет Комелин напряженно и неистово погружен в это искусство. Смыслы в церковном творчестве и в той работе, кажущейся совсем не предопределенной, одни и те же. Точность звучания, слух, архитектоника - соотношение сущего, приношение.
Комелин совсем не любит путешествовать. Такие объекты, как аэропорт, паспортный контроль, таможня стесняют его свободу. Путешествия заглушают послание, слух. Вот на рыбалке на рассвете в четыре часа утра - звучание, высшее звучание несомненно. Ты один в тумане, встает солнце - смысл бытия.
Но вот инфаркты и операция на сердце, а затем и лодку украли, подвели черту и в этой страсти. Теперь все мысли и дела, как в едином луче, сосредоточены на поиске единственно верного решения.
Любимые воспоминания Комелина, как он лес валил в армии в стройбате в болотистых лесах Удмуртии и как он чуть не лишился кисти правой руки, починяя гусеницу разувшегося трелёвочного трактора, в то время как водитель не сумел переключить нужную передачу.
Затем веселые годы обучения в Пензенском училище имени Савицкого. Вернувшись в Барнаул, Комелин преподавал в детской художественной школе. Как здорово они пили, а учебный процесс заключался в следующем: «сняли шапки, взяли глину».
В Москве мастерская в Варсонофьевском служила перевалочным пунктом для скульпторов из всего Советского Союза. Когда Комелин переехал в новую мастерскую на Садовой-Спасской, куда-то подевались все друзья скульпторы с периферии. Ценным жизненным опытом оказался инфаркт (почти несовместимый с жизнью). Потом операция на сердце. Сердце Комелина исправлял Великий Художник Миша Алшибая.
Украсило Комелина и падение при работе над иконостасом в храме Петра и Павла в Тарусе, падение с высоты третьего ряда иконостаса головой в пол, прямо пред царскими вратами на мраморную солею; \\отбил земной поклон\\ - семь переломов, но обошлось. Комелин постоянно находится под током высокого напряжения, и когда он ходит пешком по Москве на бешеной скорости, мысленно и не только, расталкивая всех вокруг, и когда носится на велосипеде по тарусском дорогам, ставя рекорды, иногда сталкиваясь с легковым транспортом, не договорившись, кто при повороте кому должен уступить дорогу.
В молодости Комелин был человек веселый, у него даже было прозвище в училище Смешной, теперь с весельем совсем дело обстоит иначе, он прямо-таки завязан в прочный узел и целенаправлен только в сторону решений задач искусства.
Во всем, что делает Комелин, существует память времен, со времен архаики, через романское искусство, затем русское средневековье - каменную пластику к сегодняшнему времени. Высокая внутренняя культура, не через знание, а через память. Это редкое свойство с годами только обостряется. И сейчас он не теряет ни минуты на внешний мир, в котором нет никакого смысла, а сосредоточен на том единственно верном звуке, который определяет силу поиска.
Ирина СТАРЖЕНЕЦКАЯ
(Текст по: альбом «Анатолий Комелин. Знаки бытия», Москва, 2014)