Художник Ирина Старженецкая рассказывает о проекте Анатолия Комелина "Зона свободной ответственности".
- Войдя в зал, я не увидела ничего, кроме цеха. Крашенные кирпичные стены в белый цвет, конструктивный потолок, множество прямоугольных колонн разной толщины, два балкона - само по себе уже театр. Первое впечатление, что в этой архитектуре, насыщенной деталями конструкций, ничего не может удержаться, преодолеть экспансию самого цеха. Кирпич, металл, провода, цепи - уже завораживает.
И дерево, доски, ДСП, картон и ржавый металл, и оцинкованное железо кажутся столь легковесными, временными, мне захотелось плакать. Я испытала печаль суетности искусства, его временности, хрупкости. Зачем... Все тщетно, или я уже ничего не понимаю.
Но постепенно все поменялось местами. Необходимо усилие проникнуть в суть происходящего, и уходит цех и остается дух, материя отодвигается, и ты видишь, что это теорема Пуанкаре и нужно быть Григорием Перельманом, чтобы захотеть решить эту задачу. Глядя на вроде бы случайные сложения протяженных досок и вертикальных плоскостей тонкого металла, кругов, понимаешь, что все ответственно. Каждый пространственный ход продуман с абсолютной точностью, и, уходя с выставки, ты помнишь только состояние аскетизма формы, материи, протеста против гламура и насилия, царящих вокруг нас.
Ирина СТАРЖЕНЕЦКАЯ
(Текст: альбом «Анатолий Комелин. Знаки бытия», 2014. Москва, 2014)
Фото из архива Анатолия КОМЕЛИНА