В интервью художнику Хаиму Соколу Анатолий Машаров рассказывает о своей творческой эволюции, а сайт ОМС показывает работы замечательного скульптора.
1. «И ГРЕШИЛ, И УВЛЕКАЛСЯ»
- Анатолий Михайлович, вы окончили Суриковский институт?
– Да, в 1968. Мне было уже за 30, когда я окончил. Активно начал выставляться с 1972 года.
– Настроения 60-х, оттепель на Вас повлияли?
– Безусловно. Но когда я учился в институте, все уже было запрещено, и постоянно была угроза отчисления. Тем более я из Украины, и моих друзей из Строгановки преследовали по обвинению в национализме.
– Так Вы считаете себя русским, украинским или советским художником? Или Вы вообще против такой классификации?
– Трудно сказать. Понимаете, я считаю себя украинцем. Но национальной тематикой я не интересуюсь. Мне кажется, это, возможно, важное, но все-таки довольно узкое направление.
– А что на Вас повлияло? Именно как на художника?
– Я формировался на мировом искусстве.
– А на чем конкретно? Насколько я понимаю, доступ к мировому искусству, прежде всего XX века, был ограничен.
– Да, доступ был ограничен – прежде всего к современному искусству. Особенно не жаловали абстракцию, за которую могли отчислить и даже посадить.
– Но Вы «грешили» этим?
– Конечно. И грешил, и увлекался, и получал двойки за это еще в училище.
– А откуда же Вы знали об этом?
– Я ходил в библиотеку иностранной литературы.
– А Вы общались с так называемыми «неофициальными» художниками?
– Нет, почти нет. Я ходил иногда на квартирные выставки.
– Мне интересно, в какой среде Вы росли? Советское официальное искусство Вас, по понятным причинам, не привлекало, но и к «неофициальному» Вы тоже не примкнули. Как формировался Ваш собственный почерк?
– Я же изучал историю искусств. Знаю архаику, египетское искусство, и африканскую скульптуру и пластику, и Возрождение, и готику, и новое искусство.
– До какого времени? До XX века?
– Да. В конце 60-х особенно интересовал меня Мур. И какое-то устойчивое впечатление, безусловно, осталось. Но, конечно, я не мог совсем уйти от антропоморфности. Тогда я уже понимал все, но практики еще не было. Я тогда еще не знал, как это на ощупь.
– А была ли у Вас какая-то собственная идея?
– В начале у меня было 5 больших работ (они пропали), больше двух метров в гипсе, разбились – я делал социальные типы, самых униженных и бедных людей. Хотя в Москве, когда видели их, все время спрашивали: «Это что, герои Солженицына?» По характеру это были именно они.
– То есть Вы создавали трагедию?
– Да, рабство, нищета. Социальная тематика мне и сейчас не безразлична. Но я просто сейчас так напрямую с этим не работаю. А тогда мне хотелось передать. И была выставка на Кузнецком мосту. Я там должен был выставляться вместе со скульптором Берлиным, он тогда уже абстракцией занимался. Но за день до открытия пришли какие-то люди с генеральскими лампасами и опечатали зал. Выставка так и не открылась.
– А что, на Ваш взгляд, им могло не понравиться?
– Я как раз тогда собирался выставить «героев Солженицына». Берлин, наоборот, выставлял такие работы, уходящие от реальности.
2. «Я МОГУ ВООБЩЕ ЗАМОЛЧАТЬ»
– Но Вас реальность всегда интересовала?
– До поры до времени. Один мой знакомый говорил: «Сначала я во все это верил. И в сапоги верил. А потом все на хер пошло». Так и у меня. Спало все, как старая одежда. Ушло.
– И что пришло?
– Я считаю, я ушел на большие глубины.
– А в чем это заключалось?
– Ну, моя работа стала более эпической, что ли, более образной, пластически более разнообразной.
– Расскажите поподробней. Детали, мне кажется, важны в данном случае. Я уже обращал внимание – вы создаете такие вытянутые, обобщенные фигуры.
– Да, вот две женские фигуры. Это одна из моих самых ранних работ. Она называется «Весна». Здесь и религиозный мотив есть.
– А что именно?
– Ну, одна другой приносит весть. Кроме того, я увлекался Джакометти и его влияние здесь безусловно присутствует.
– Это какой год?
– Примерно 1972.
– То есть уже тогда Вас интересовала религиозная тематика?
– Она и до сих пор меня интересует. Хотя с религией у меня не простые отношения.
– Можно ли сказать, что для Вас искусство было средством постижения себя, нежели целью как таковой?
– Да, так можно сказать. В большой степени так и было.
– И все эти годы Вы оставались таким последовательным нонконформистом. То есть ни с нонконформистами не общались, ни с конформистами. Вы по природе одиночка?
– Да. Все мои работы это ступени. Я же родился в такие времена, в бедной, неграмотной семье. То есть я всю жизнь «по капле выдавливал из себя раба». Я выдавливал из себя все советское. Вот, например, моя последняя работа. Она называется «Оглянувшийся». После этой работы я могу вообще замолчать. Вот он оглянулся. А что он увидел, я никогда никому не скажу.
Записал ХАИМ СОКОЛ
(Текст по: альбом «Анатолий Машаров. Скульптура и графика», Москва-Нью-Йорк-Иерусалим, 2011)
Фото: Анна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ