В коллекции керамики и стекла Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля стараниями хранителя Людмилы Ведерниковой (1948–2022) собрались три произведения Асты Бржезицкой» на «банную» тему. Людмила Романовна рассказывает об этих работах.
- В нашем собрании есть майоликовая композиция «Мой ребенок такой нервный», подарок автора. Аста рассказывала, что во время войны жила некоторое время в Красноярске. И однажды наблюдала эту сцену в бане. Сидят на лавке две тетки - пышнотелая и худая; последняя болтает без умолку, намыливая при этом голову ребенку, отвернувшись от него. Ребенок, понятно, орет. Так продолжается довольно долго - то водой горячей на него плеснут, то мыло в глаза. Кругом пар, соседки что-то ей говорят, а она:
- Не обращайте внимания, мой ребенок такой нервный. - И дальше болтать. А пышнотелая - с узлом волос, закрученным низко над лбом, ногами в тазике - медлительная, томная, без реакций.
Через много лет эта сценка превратилась в скульптурную композицию. Вначале в терракоте - сейчас она хранится у Лидии Ровинской. Потом в майолике - в нашем музее.
… Но как интересно работает порой мысль художника. Приезжаю я к Асте после большого перерыва. Как всегда - глаза летят к полкам - что новенького? И вдруг вижу - сидит эта пышнотелая, а рядом - весь в золоте -лебедь, положив голову на сгиб ее локтя. Стою, смотрю…
- Аста, это ведь… «Леда»!? Ну и тетка, просто Кустодиев! - говорю в восторге. До сих пор ясно слышу ее слова в ответ:
- Людочка, ну кто же знает вкусы Зевса? Может, он как раз таких и любил?»
Фигура Леды повторяет пышнотелую из композиции «Мой ребенок такой нервный», повторяет полностью, только без тазика. Аста использует ее совсем в другой работе, тоже в бане…[1]
… «С легким паром!» - роскошный сандуновский диван, на который скульптор посадила, как героев знаменитого фильма, драматурга Эмиля Брагинского и режиссера Эльдара Рязанова, у каждого по одной ноге помещено в таз. Вот он - тазик. Намек на многолетнее совместное творчество. Когда еще только была задумана эта работа, Рязанов пошутил, мол, на него фарфора может не хватить, но Аста его успокоила:
- Ничего, я на антураже сэкономлю, выделю тазик один на двоих.
- А когда, - продолжала Аста, - Рязанов пришел ко мне, увидев готовую работу, он повалился на диван и заколыхался от смеха. Он не мог остановиться, через всхлипы доносилось:
- Аста Давыдовна… Аста Давы… скажите… ну, где вы видели… голого… Брагинского? [2]
(Текст по: Людмила Ведерникова. «С днем рождения, Аста! К 100-летию со дня рождения А.Д. Бржезицкой», издание «Среди коллекционеров», М., 2012)
[1] В интервью искусствоведу Вильяму Мейланду (журнал «Столица», 1993) Аста Бржезицкая вспоминала:
- Как-то раз, когда я принесла на худсовет свою «Леду», мне председатель сказал: «Ты ее на совет не ставь, ты мне ее лучше подари. Все равно отклонят… (Прим. сайта ОМС).
[2] Рабочие на Дулевском фарфоровом заводе окрестили эту композицию «Одна шайка» (Прим. сайта ОМС).