Творческая биография Сергея Кольцова создана по материалам альбома «А.В. Парамонов. С.В. Кольцов», М., «Советский художник», 1962
ГЛАВНОЕ О СЕРГЕЕ КОЛЬЦОВЕ
Сергей Кольцов. В Париж с женой по заданию Родины
Сергей Кольцов. Графика, живопись
Сергей КОЛЬЦОВ (30 сентября 1892 - 6 октября 1951), родился в Санкт-Петербурге в семье ремесленника-краснодеревщика. Через год после рождения сына семья Кольцовых переехала в Москву.
1907 Окончив пятиклассное городское училище, поступает в Строгановское художественно-промышленное училище, педагог - скульптор Н.А. Андреев.
1916 Окончил Строгановское училище со званием художника по прикладному искусству. Получил диплом первой степени и золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку. Первая мировая война помешала воспользоваться этой возможностью. Сергей Кольцов был призван в армию и направлен на юго-западный фронт.
1918 Участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Осенью этого года по заказу Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос) начинает работать над фигурой для памятника Ивану Болотникову. Памятник установлен не был: скульптура погибла в нетопленной мастерской зимой 1918-1919 годов.
В этом же году исполнил памятную доску, вмонтированную в стену Бутырской тюрьмы в Москве: многофигурная композиция была посвящена Октябрьской революции 1917 года. Не сохранилась.
С конца 1918 Красноармеец, участник Гражданской войны, участвовал в боях на Украине.
Октябрь 1919 Откомандирован в Московскую высшую школу военной маскировки в качестве начальника команды художников.
Октябрь 1920 По ходатайству Наркомпроса демобилизован из армии для работы над памятником Карлу Марксу в Москве. Еще находясь в школе маскировки, Сергей Кольцов принял участие в конкурсе на проект памятника. Эскизы монумента были рассмотрены в Кремле с участием советского вождя В.И. Ленина, который утвердил проект в граните и бронзе, предложенный скульптором С.С. Алёшиным. К этой работе Сергей Алёшин привлек Сергея Кольцова.
Высота утвержденного памятника Карлу Марксу с постаментом достигала 15 метров. Высота скульптурной группы (фигуры К. Маркса, Революционера-коммуниста, Рабочего с молотом на плече, Женщины-работницы, Комсомольца и Пионера) равнялась девяти метрам.
1 мая 1920 На Площади Свердлова в Москве (ныне Театральная площадь) состоялась закладка памятника Карлу Марксу, во время которой с речью выступил В.И. Ленин. Вскоре после закладки началось выполнение модели. Архитектурная разработка памятника, планировка площади и привязка монумента к месту были поручены архитекторам А.А. и В.А. Весниным.
Памятник выполнялся скульпторами в большой деревянной мастерской недалеко от Белорусского вокзала. В этой несохранившейся мастерской А.М. Опекушин создавал свой легендарный памятник А.С. Пушкину для Москвы.
1921 Сергей Кольцов избран председателем секции изобразительного искусства Московского областного союза работников искусств.
1924 Памятник Карлу Марксу выполнен в глине. Автор фигур Рабочего и Комсомольца - Сергей Кольцов. Работа над монументом продолжалась до 1927 года, когда он был закончен и отформован в гипсе. Однако установить его так и не удалось. В 1961 году на Театральной площади в Москве был возведен гранитный памятник Карлу Марксу, выполненный Львом Кербелем.
1925 Сергей Кольцов избран председателем секции скульпторов и членом правления Ассоциации художников революционной России (АХРР).
1927 На 10-й выставке АХРР, посвященной десятилетию Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), экспонируется конная статуя полководца М.В. Фрунзе, выполненная Сергеем Кольцовым в бронзе.
Август 1928 Вместе с женой, художницей А.Г. Кольцовой-Бычковой (1892-1985) командирован Наркомпросом (лично А.В. Луначарским) для усовершенствования мастерства за границу. Два года пробыл в Париже, где изучал классическое и современное искусство. В основном занимался графикой и живописью, участвовал в выставках «Осенний салон», общества «Независимых художников», в салоне «Барейро».
1930 Первая персональная выставка в парижской галерее «Сенат».
23 июля 1931 В зале Всероссийского кооперативного объединения «Художник» («Всекохудожник») на Кузнецком Мосту в Москве открылась персональная выставка Сергея Кольцова «Париж». Вступительное слово к каталогу выставки, изданному в том же году «Всекохудожником», написано А.В. Луначарским.
Выставка стала настоящей сенсацией. В ее экспозиции были представлены карандашные наброски парижских типажей, живописный «Парад инвалидов», вдохновленный шествием на День памяти о Первой мировой войне, акварельные уличные сценки. Завершали экспозицию скульптуры, напоминающие работы Огюста Родена и Константина Бранкузи.
По словам московского искусствоведа Ксении Гусевой, 140 произведений Сергея Кольцова погружали зрителя «в ауру Парижа рубежа веков, в ревущие двадцатые - где, с одной стороны, танцуют чарльстон, с другой - безработица, Франция переживает послевоенный экономический кризис. Очень фактурная противоречивость. Этот проект принес Кольцову славу».
1933 На московской выставке «15 лет РККА» экспонируется выполненная Сергеем Кольцовым в гипсе карикатурная серия «Контрреволюционеры», в которую вошли фигуры «Штабной генерал», «Поп», «Казачий урядник».
1934 Сергей Кольцов выполняет эскиз неосуществленной скульптурной группы (фигуры Красноармейца, Шахтера, Работницы) для станции московского метрополитена «Комсомольская».
С 1934 Начинает много работать над парковой скульптурой. Создает для массового тиражирования фигуры «Теннисистка» и «Дискобол» (1934), «Материнство» (1935), «Атлет со штангой» (1946), «Пловчихи» и «Купальщицы» (1947).
1935 По командировке «Всекохудожника» Сергей Кольцов едет на каспийские рыбные промыслы. Во время двухмесячного пребывания там художник сделал много зарисовок, этюдов в пластилине и маслом, по которым выполнил несколько скульптурных и живописных работ, рисующих типы рыбаков и их труд.
В этом же году совместно со скульптором С.С. Алёшиным Сергей Кольцов выполняет пятиметровую скульптурную группу «Рабочий и красноармеец», которая должна была завершить наземный вестибюль станции московского метрополитена «Арбатская». Сергей Кольцов - автор фигуры Красноармейца. Трактовка скульптурной формы была рассчитана на исполнение группы в кованой меди. Проект не был реализован.
1938 Сергей Кольцов создает свою наиболее значительную работу в области монументально-декоративной скульптуры - двадцатиметровый гипсовый горельеф «Передовые люди животноводства» для павильона «Животноводство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Скульптурный фриз был установлен на небольшой высоте внутри павильона.
1941-1948 Избран председателем бюро секции скульптуры Московского отделения Союза советских художников.
1941 Создает большую по размерам двухфигурную композицию «Защита раненого командира в бою», экспонировавшуюся зимой 1941-1942 годов на выставке живописи, скульптуры и графики «Великая Отечественная война» в выставочном зале на Кузнецком Мосту в Москве.
1942 Совместно со скульптором М.С. Рукавишниковым и архитектором Н.Д. Виноградовым участвует в реконструкции скульптурного оформления здания Государственного академического Большого театра СССР, пострадавшего во время одной из бомбардировок. Были восстановлены капители колонн портика и два барельефа с масками на главном фасаде. Основная работа велась по воссозданию двух круглых скульптур в нишах главного фасада - статуй «Терпсихоры», «Мельпомены» и левой барельефной фигуры летящего «Гения» на фронтоне портика. Статую «Терпсихоры» выполнил Сергей Кольцов, он же вылепил фигуру «Гения».
1942-1944 Работает на серией рельефов «Защита «Москвы, в которую вошли композиции «На крыше», «Постройка надолба», «Всевобуч», «Кавалерийская разведка». Часть из них экспонировалась на выставке «Героический фронт и тыл (1943-1944), а также на Всесоюзной художественной выставке 1946 года в Москве.
1944 Создает совместно с О.В. Андреевой тонированные гипсовые скульптуры «Командир», «Рабочий», «Конструктор», установленные на станции московского метрополитена «Бауманская».
С 1945 Работал деканом факультета архитектурно-декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища. С этого же года - член правления Российского производственно-творческого кооперативного товарищества художников-скульпторов («Росскульптор»).
1948 Присвоено ученое звание доцента по кафедре скульптуры.
1950-1951 Работает над рельефами для скульптурного оформления арок шлюзов Волгостроя в Угличе и Рыбинске.
1974 Посмертная выставка в выставочном зале Союза художников РСФСР.
Основные монументальные произведения
1918 Фигура к памятника Ивану Болотникову для Москвы, гипс. Не сохранилась.
Мемориальная доска, посвященная событиям Октябрьской революции 1917 года. Фасад Бутырской тюрьмы, Москва. Не сохранилась.
1920-1927 Памятник Карлу Марксу для Москвы, фигуры Рабочего и Комсомольца. гипс. Проект С.С. Алёшина, архитекторы А.А. и В.А. Веснины. Не реализован.
1923 Автор аллегорической фигуры «Свобода», бетон. Памятник Карлу Марксу по проекту С.С. Алёшина. Собинка, Владимирская область.
1935 Скульптурная группа «Рабочий и красноармеец», гипс. Совместно с С.С. Алёшиным. Для станции московского метрополитена «Арбатская». Не реализовано.
1938 Горельеф «Передовые люди животноводства», гипс. ВДНХ, Москва.
1942 Реконструированные статуя «Терпсихоры», левая барельефная скульптура летящего «Гения», бетон. Фасад, фронтон портика Государственного академического Большого театра СССР, Москва. Демонтированы в 2011 году.
1944 Фигуры «Командир», «Рабочий», «Конструктор», гипс тонированный. Совместно с О.В. Андреевой. Станция метрополитена «Бауманская», Москва. В 1970-х заменены на бронзовые копии.
1947 Проект памятника публицисту и критику Н.А. Добролюбову для Ленинграда, гипс. Архитектор А.П. Великанов. Не реализован.
1950-1951 Барельефы «Сельское хозяйство», «Животноводство», каждый - 17 м². Архитектор В.А. Петров. Арка шлюза Угличского гидроузла, Ярославская область.
Барельефы «Степан Разин», «Наука», «Энергетика», «Судоходство», «Сельское хозяйство". В составе творческого коллектива. Архитектор Г.В. Гориневский. Арка шлюза Рыбинского гидроузла, Ярославская область.
Скульптура хранится
Государственный Русский музей, С.-Петербург.
Государственный музей городской скульптуры, С.-Петербург.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Государственный исторический музей, Москва.
Музей Москвы.
Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва.
Театр «Уголок дедушки Дурова», Москва.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Национальный музей Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова, Элиста.
Псковский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова.
Ярославский художественный музей.
Другие музеи и галереи России.
Киевская картинная галерея, Украина.
Частные коллекции в России и за рубежом.
г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3
Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru
Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00
Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51
Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21