Авторы

Геннадий ПРАВОТОРОВ, родился 24 мая 1941 года в Курске.

1959 Окончил Курское художественное училище, отделение живописи.

1968 Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), кафедра монументально-декоративной скульптуры, педагоги: профессор Г.А. Шульц, Р.Р. Иодко, Г.Д. Жилкин.

1968-1982 Преподавал на кафедре рисунка Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова.

С 1970 Участник московских, всероссийских, всесоюзных зарубежных и международных выставок. Персональные выставки прошли во многих городах России и других стран.

1971-1973 Ассисентура Московского высшего художественно-промышленного училища, педагоги: Ф.Ф. Волошко, В.К. Замков.

1974 Член Союза художников СССР/России.

С 1987 Член правления Союза художников. В настоящее время – Секретарь союза художников России, Председатель Комиссии по скульптуре.

1992 Член секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов.

1994-1997 Участник воссоздания Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве, воссоздал рельефы на колоколах Храма.

1996 Заслуженный художник Российской Федерации.

1997 Член Союза писателей России. Автор 9 сборников стихов и прозы.

2004 Народный художник Российской Федерации.

2007 Академик Российской академии художеств, Отделение скульптуры.

 

Основные монументальные произведения:  

1973 Панно «Слово о полку Игореве».

1992 Мемориальная доска строителю Тобольского Кремля Семену Ремезову (бронза, Тобольск, Тюменская область).

1993 Мемориальная доска писателю Ивану Бунину (бронза, Москва).

1997 Рельефы для здания Мэрии города Москвы: «Юрию Долгорукому», «Даниилу Московскому», «Москва», «Герб города Москвы» (бронза).

2001 Мемориальная доска 170-летию венчания А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой (бронза, Москва).

2009 Мемориальная доска писателю Юрию Казакову (бронза, Москва).

2010 Памятник авиаконструктору М.Л. Милю (бронза, Москва).

2011 Портреты-барельефы космонавтов (бронза, 14 произведений, Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, Саратовская область).

Памятники-бюсты Героям Социалистического труда Е.М. Давыдову и А.М. Славину (бронза, Московская область).

2013 Мемориальная доска оперному певцу Василию Петрову (бронза, Москва).

Памятник «Человеку доблестного труда» (гранит, Медынь Калужской области).

2014 Памятник императору Николаю II. Совместно с А. Ковальчуком (бронза, гранит, Белград, Сербия).

2018 Мемориальная доска пребыванию в тобольской ссылке семьи императора Николая II (Тобольск, Тюменская область).

 

Работы в области медальерного искусства

Медали: «Куликовская битва», «Жница», «Плач», «Пушкин и Натали», «Александр Пушкин», «Георгий Свиридов», «Протопоп Аввакум», «Кирилл и Мефодий», «Андрей Рублев», «М.Ю. Лермонтов», «П.И. Чайковский», «А. Блок», «Скульптор С.Т. Коненков», «М.А. Шолохов», «Прага», «Плач», «Завет», «Ученый-химик Д.И. Менделеев», «Храм Христа Спасителя». 

Серии медалей: «Освоение космоса» (1985), «Династия Рюриковичей» (2007), «Президенты Императорской Российской академии художеств» (2007), «Династия Романовых», «Патриархи московские и всея Руси» (2008-2010), «Славен град Тобольск» (1993-2008). 

Плакеты (более 80 произведений): «Кони. Схватка», «Сон», «Сеятель», «Бег», «Юдифь», «Соперники», «Тень», «Первый Патриарх Иов», «Гармония», «П.М. Третьяков», «Весна», «Земля», «Суд Пилата». 

 

Станковые произведения хранятся 

Государственный исторический музей, Москва.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва.

Музеи России.

Российские и зарубежные коллекции. 

 

Награды и премии: 

1975 Первая премия Второй Международной медальерной выставки в Москве.

1978 Лауреат премии Ленинского комсомола.

1991 Золотая медаль имени А. Иванова Союза художников России.

Премия Международного конкурса FIDEM.

1997 Медаль «В память 800-летия Москвы».

1998 Золотая и серебряная медали Российской академии художеств.

Диплом Союза художников России.

1999 Знак «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ.

Золотая медаль имени В.И. Сурикова Союза художников России.

Золотая медаль имени А.С. Пушкина (к 200-летию со дня рождения поэта) творческих союзов России.

2001 Диплом Союза художников России.

2016 Золотая медаль имени А. Иванова ассоциации «Золотой Витязь».

Первая премия Международного конкурса «Возрождение».

Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Орден «За служение искусству» РАХ, Медаль «Достойному» РАХ.

 

О творчестве Геннадия Правоторова

В современном изобразительном искусстве творчество скульптора Геннадия Ивановича Правоторова хорошо известно. Его произведения более 50 лет экспонируются на крупнейших выставках нашей страны и в других государствах, вызывая интерес профессионального сообщества и, по праву, занимая одно из центральных мест среди творений современных медальеров.

В таком единодушном признании сказывается уважение к мировоззренческой основе его работ, оценка высокого мастерства и независимых, свободных от штампов пластических решений. Импонирует и выразительность, смысловая глубина и символичность образов, в том числе и лирических, а также легкий, часто импрессионистический, стиль лепки.

Г.И. Правоторов талантливо работает в различных пластических формах – монументальных и станковых, создает круглые скульптуры и рельефы. Но более всего служит медальерному искусству, которому посвятил большую часть своего творческого пути. Существует мнение, что основным свойством мелкой пластики, в силу ее ограниченных размеров, является камерность художественных образов. На самом деле и небольшие по размерам медали, и крупные, в том числе монументальные, скульптуры часто решают одни и те же задачи, но разными средствами и приемами. Для большого мастера работа во всех видах мелкой пластики притягательна широкими возможностями пластического эксперимента, импровизации.

Г.И. Правоторов: – «Поле медали – круг, и я был втянут в его орбиту сразу по окончании Строгановки и нахожусь в этой добровольной неволе по сей день. Круг – это ведь бесконечность с бесконечными возможностями творческого диапазона и, как говорил великий Буонарроти о глыбе камня, из которой можно вызволить любые образы, рождающиеся творческим духом художника, так и в малом, но емком круге медали с его неизмеримыми орбитами».

За долгие годы Г.И. Правоторовым создано множество классических круглых наградных и памятных медалей, разнообразных по тематике и художественным решениям, большое количество всевозможных плакет, разных по пластическому языку и форме. Только для тиражирования им выполнено более 200 медалей, которые находятся в постоянном обороте.

Тематика произведений весьма разнообразна: история государства российского, культура, современность, экология, космос, тема гармонии человека и природы, любви и материнства и др. Через них художник выражает свое философское видение мира, транслирует зрителю духовные, нравственные ценности. Поэтому так высока требовательность скульптора не только к образному решению, но и к технической стороне самой лепки, к тщательной проработке деталей. 

К созданию памятных наградных медалей Г.И. Правоторов относится с особым почтением, поскольку в большинстве своем они посвящены крупным историческим событиям и масштабным личностям. А историю, достоверную, основанную на фактологическом материале, Геннадий Иванович уважает и в каждом таком произведении воспринимает сюжет как пролог к большой теме, к важным смыслам, которые закладываются в художественный образ.

При этом, любая медаль требует своего пластического решения, использования различных исполнительских манер, в зависимости от задач и целей произведения. Создавая новую работу, скульптор неизменно погружается в обширный исторический материал, делает множество вариантов эскизов, из которых складывается окончательное пластическое и изобразительное решение.

За прошедшие годы им тщательно изучены и осмыслены многие события и персоны прошлых эпох. Так было при создании серий памятных медалей «Династия Рюриковичей», представляющей русских государей от Владимира Мономаха до Федора Иоанновича, «Династия Романовых», «Патриархи Московские и всея Руси» и др. Создание исторического портрета в малой пластической форме требует особого мастерства и умения выразить весь спектр поставленных задач. Это не просто, но в данном случае изображения не только исторически достоверны. Они представляют собой выразительные портретные образы, часто дополненные атрибутами, которые отражают масштаб деятельности человека. К ним примыкают работы, выполненные по библейским, евангельским сюжетам. 

К 250-летию Российской академии художеств им также создана серия медалей «Президенты Российской – Императорской академии художеств». Она охватила весь период существования этой институции, вплоть до наших дней. Серия состоит из 17 медалей с памятными и наградными функциями.

Изучения большого пласта отечественной истории, связанной с освоением Сибири, потребовала работа над большой серией «Славен град Тобольск», в которую вошло свыше 50 медалей. Богатый краеведческий материал дал возможность высветить широкий спектр исторических событий этого региона, представить галерею выдающихся людей.

Среди портретных образов – первопроходец земли Сибирской Ермак Тимофеевич; губернатор Тобольска, историк и писатель Д.Н. Бантыш-Каменский; исследователь Тобольского севера А.А. Дунин-Горкавич; просветитель Сибири митрополит Филофей; первый русский генералиссимус А.С. Шеин; композитор А.А. Алябьев; ученый Д.И. Менделеев; художники В.Г. Перов и В.И. Суриков; писатель П.П. Ершов; художник и историк М.С. Знаменский; медали «Царская семья в Тобольске» и др. По сути своей, серия стала художественной летописью бескрайней Сибири.

Историческая тема в творчестве Г.И. Правоторова продолжает развиваться и сейчас. Создан медальный цикл «Русские полководцы», своего рода галерея портретов военачальников от Александра Невского до Георгия Жукова. Далее появились памятные медали «Минин и Пожарский», «Куликовская битва». Этот ряд органично продолжили произведения, посвященные истории духовности и культуры – серия «Поэты и писатели Серебряного века» и другие. Не остались без внимания скульптора и темы современности, в том числе освоение космоса. 

Творчеству Г.И. Правоторова свойственна склонность к развернутой трактовке тем. Часто, воплотив тот или иной замысел в медалях, скульптор продолжает развивать его в рельефных плакетах. Конечно же, это позволяют ему по-новому, глубже раскрыть смыслы и использовать более широкий диапазон художественных средств. Им созданы по-настоящему эпические произведения, такие, как триптих «800-летие «Слова о полку Игореве», диптих «1812 год», «Минин и Пожарский», емкие по содержанию и выразительные в своей живописной лепке произведения.

И в наградных, и в памятных медалях Г.И. Правоторов неизменно решает чисто творческие задачи вне зависимости от предъявляемых условий. Поэтому именно он стал автором наградных медалей Союза художников России («Духовность, традиции, мастерство», имени В.И. Сурикова, имени А.И. Иванова»), Союза архитекторов России (имени А.В. Щусева, имени И.В. Жолтовского» и др.), Московского союза художников, «Пушкинской медали» творческих союзов России и многих других.

В этом виде пластического искусства скульптор нашел свои приемы, выработал свой почерк, что делает узнаваемым его авторство в любом выставочном контексте. Однако медали это только одна сторона его творчества. 

Как уже прозвучало, скульптор увлеченно работает над плакетами, которые заслуживают отдельного внимания. Им создано более 80 произведений такого плана. Не оставлены в стороне вечные в искусстве темы: любовь, семья, дети, которые, как правило, решены им эмоционально и искренне. При этом Г.И. Правоторов глубоко убежден, что лирический мотив всегда должен  транслировать нравственное здоровье и вечные ценности жизни.  

По настоящее время остаются актуальными слова народного художника СССР Олега Комова: – «Обрести собственное лицо в скульптуре в наше время чрезвычайно трудно: слишком большая конкуренция, много претендентов на лидерство. Среди постоянно меняющегося калейдоскопа выставок в общем-то запоминается немного авторов, чье творчество постоянно дает о себе знать. Одним из таких художников я назвал бы Правоторова. Представитель древнейшего вида скульптуры – медальерного искусства поражает нас оригинальными работами, будь то медали, плакеты или небольшие скульптуры. Я всегда задавал себе вопрос, откуда у этого мастера такая эрудиция там, где все давным-давно открыто и, вроде бы, ничего нового придумать нельзя. Более того, некоторые скульпторы, пользуясь нестрогим на сегодня отношением к медали, нарушают ее обязательные правила (в частности, соблюдение плоскости) и превращают свои произведения в бесформенные, некрасивые брошки. Этот отказ от «грамматических правил» не свойственен Правоторову. В традиционной форме он умеет находить оригинальные выразительные композиции, исполненные, я бы сказал, в «мерцающей» технике. Правоторов умеет из бронзы «высечь искру»: обладая незаурядными способностями рисовальщика, он умеет так изящно обработать рельеф, что свет начинает играть в мелких плоскостях, создавая искрящуюся феерию. Правоторов –  романтик в полном смысле этого слова, а это не часто бывает даже у очень сильных художников. Добрый человек, прекрасный педагог, он еще много раз будет радовать нас своими артистическими произведениями».

Татьяна БОЙЦОВА, искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ, Почетный член РАХ

 

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск