Авторы

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

Страницу подготовила Марина САФОНОВА, коллекционер-исследователь

Алексей СОТНИКОВ, (3 октября 1904 – 18 февраля 1989), родился в станице Михайловская, Краснодарский край.

С 1928 по 1931 учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН), Москва.

С 1931 по 1934 принимал участие в конструировании летательного аппарата «Летатлин» совместно с В.Е. Татлиным.

 С 1934 по 1968 работал штатным художником и скульптором на Дулевском фарфоровом заводе, Московская область.

С 1937 начал участвовать в выставках. В том же году был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже за работу «Ягненок» (фарфор).

В 1942-1945 работал скульптором в Студии военных художников имени М.Б. Грекова (Москва), где задолго до окончания войны создает одно из своих самых известных произведений – вазу «Победа» (1943).

В 1958 удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе за работы «Сокол», «Курица», фонтан «Рыбаки» (фарфор).

В 1962 работа «Сокол» (фарфор) стала эмблемой, логотипом и клеймом Дулевского фарфорового завода.

В 1978 удостоен звания «Заслуженный художник РСФСР».

 

Подробнее об Алексее Сотникове

Алексей Георгиевич Сотников родился в Кубанской станице в семье казака. Отец умер рано, семья жила бедно, игрушек в детстве не было. Алексей Сотников вспоминал, что после дождя в станице все дети лепили игрушки из кубанского жирного чернозема.

В то время казачество презирало школы. Казак должен был трудиться на земле и нести царскую службу. Но отец Сотникова считал по-другому и отдал сына обучаться грамоте у заезжего псаломщика, затем мальчик три года учился в начальной казачьей школе, два года - в высшем начальном училище.

В 1918 году Алексей Георгиевич поступил в профтехшколу, готовившую кузнецов, слесарей, маляров и плотников. В 1925 году он уехал в Краснодар и продолжил обучение в художественно-педагогическом техникуме. После трех лет обучения Алексей Сотников поехал в Москву и сдал вступительные экзамены в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) на керамический факультет.

В 1928-1931 он учился во ВХУТЕИНе у В.Е. Татлина, П.В. Кузнецова, Л.А. Бруни, Д.П. Штеренберга, И.С. Ефимова, О.Т. Павленко.

Время было тяжелое, голодное, не было жилья. Бедность была страшная: свою единственную шинель во время занятий Алексей Георгиевич, чтобы не украли, цепью через рукав запирал на замок. Приходилось искать заработки, Алексей Георгиевич сажал деревья в Лефортово, помогал писать декорации в театре В.Э. Мейерхольда, мыл полы в клубе на Рождественке после сеансов.

Как писал впоследствии Алексей Георгиевич, самым близким и важным для его образования педагогом был Владимир Татлин, который вел конструирование новых бытовых вещей. Его лозунг «Через раскрытие материала к новой вещи» сподвиг Сотникова на третьем курсе института разработать конструкцию первой детской посуды, поильников, уложенных в специально сплетенную корзину для хранения и переноски. Сконструировал чайник без ручки с утолщенными рифлеными боками, за которые удобно было браться руками.

В 1931 году ВХУТЕИН был расформирован. В 1931-1934 годах Алексей Георгиевич работал с Владимиром Татлиным в его мастерской, занимаясь керамикой и летательным аппаратом «Летатлин».

В 1934-м Алексей Сотников пришел на работу в штат художественной лаборатории Дулевского фарфорового завода. На заводе он создает модели фигур людей и животных, посуду, вазы, фризы для зданий, проекты фонтанов.

Темы и сюжеты своих работ скульптор часто брал из жизни родной станицы, они не придуманы, а лично пережиты скульптором. «В Москве мне снился сон, будто бы рядом, в какой-то части столицы моя станица. Обрадовался: что же я сюда не ходил! Это же так близко!». Любовь к природе, наблюдательность позволяла ему «подсознательно в душе» фиксировать увиденное и воплощать в своем творчестве.

Жизнь среди живой природы у некоторых рождает привычку, у Алексея Сотникова по его собственному признанию – любовь. Любимым жанром у скульптора была анималистка, скульптор вырос среди животных и считал, что «животные – как мы».

Искусствовед Сергей Орлов рассказывал, что на Международной выставке в Париже в 1937 году скульптура Сотникова «Ягненок» стояла невысоко. На вернисаже к ней подошли две дамы с мальчиком. Они разговорились, а мальчик забрался на постамент, обнял «Ягненка» и начал целовать. Сотников часто привозил свои работы в родную станицу и там тоже было несколько случаев, когда малыши целовали «Ягненка».

Кстати, свою последнюю работу Алексей Георгиевич Сотников лепил дома, в родной станице на Кубани. Скульптура изображала мужчину, державшего на вытянутых руках женщину, это была песнь любви, гимн Женщине. Азарт охватил скульптора, он делал скульптура все выше и выше, пытаясь придать ей размах и мощь, но вскоре она уперлась в потолок. И тогда скульптор… разобрал потолок в собственном доме! 

Марина САФОНОВА

 

 

 

Работы хранятся

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Государственный Русский музей, С.-Петербург.

Государственный исторический музей, Москва.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва.

Государственный Дарвиновский музей, Москва.

Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, Москва.

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва.

Государственный музей керамики «Усадьба Кусково», Москва.

Музей-усадьба «Царицыно», Москва.

Государственный центральный музей современной истории России, Москва.

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва.

Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Московская область.

Ликино-Дулевский краеведческий музей, Московская область.

Музей Дулевского фарфора, Московская область.

Другие музеи Москвы и России.

Музеи Украины, Латвии и других стран бывшего СССР.

Частные коллекции в России и за рубежом.

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск