Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Билар ЦАРИКАЕВ, родился в 1955 году в селе Чикола, Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика (ныне Республика Северная Осетия – Алания).
1973-1977 Учеба в Орджоникидзевском художественном училище (ныне Владикавказское художественное училище им. Азанбека Джанаева).
1984-1990 Учеба на факультете скульптуры Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, класс профессора И.П. Бондаренко. Активная творческая жизнь началась с первого курса Суриковского института.
С 1977 Участник московских, региональных, всесоюзных, российских и международных выставок.
1988 Член секции скульптуры Московского союза художников.
1990 Член Объединения московских скульпторов.
Основные выставки и симпозиумы
1991 Гран-при Всероссийского симпозиума по камню. Владикавказ.
2005 Выставка ООН «Преображение Кавказа. Исцеление и обновление». Москва.
2008 II международный художественный симпозиум «Аланика» (Организаторы симпозиума – Министерство культуры Республики Северная Осетия - Алания и художественная галерея «IR-ART»). Владикавказ.
2009 XIII Московский международный художественный салон «ЦДХ–2010. Большое в малом».
Выставка, посвященная 200-летию Н.В.Гоголя. Московский Дом национальностей.
2010 Выставка «Дары Осетии». Государственная Дума Российской Федерации. Москва.
Выставка «Диалог культур в пространстве академической школы». Московский академический художественный лицей Российской академии художеств.
2012 Выставка современного искусства Кавказа «Вершины. В ладонях неба». Центральный дом художника, Москва.
2013 Лауреат юбилейной международной выставки-конкурса Творческого союза дизайнеров (в номинации «Скульптура»). Центральный дом художника, Москва.
2017 Выставка в Российской академии художеств «Скульптура/Живопись» (совместно с Ритой Хасо). Москва.
Выставка в Государственном музее Востока «Семь монологов. Скульпторы и живописцы Осетии».
Звания
Заслуженный художник Республики Северная Осетия – Алания (2017).
Награды
Золотая медаль Российской академии художеств (2012).
Работы хранятся
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Художественный музей им. М.С. Туганова, Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания.
Музеи России.
Частные коллекции России, Америки, Германии, Англии, Италии, Франции, Венгрии, Польши.
О творчестве Билара Царикаева
- Работы Билара Царикаева неординарны и парадоксальны по замыслу и форме. Они сказочны, затейливы, метафоричны.
Билар Царикаев создает уникальный пантеон мифических персонажей – Святой Георгий Победоносец, Илья Пророк на огненной колеснице, «Пан» (1997), осетинское божество плодородия и охоты «Афсати» (2012), божество огня, тотемные олени и бараны, русалки и неолитические Венеры.
Герои Царикаева обладают гротесковой внешностью и особой притягательной силой. Пристальный взгляд Афсати проникает в душу, настоятельно убеждает собрать силы, осуществить самое важное, невероятное.
Персонажи Царикаева одушевляют природу, концентрируют ее созидательную жизненную силу. Фигуры сказочных героев возникают как фантастические сплетения форм, нарастающие стволы сказочного леса. Художник изобрел собственную скульптурную форму, единую субстанцию. Непрерывная, змеевидная форма то вздувается буграми, то сжимается, растет, расширяется как единая крона.
Непрерывная форма проникает во все скульптуры, во все сюжеты.
ФОРМА-АКРОБАТ восходит к пластическим экспериментам Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Сальвадора Дали. Эти мастера оказали на Царикаева решительное воздействие, сформировали его оригинальный авторский почерк. Царикаев исполнил портрет Пикассо в экспрессивной, гротесковой стилистике скульптур самого Пикассо.
Царикаев обращается к преданиям и легендам разных народов, к образам осетинского эпоса. Преобразуя традиционные сюжеты, он создает свой собственный экзотический эпос.
Интересы Царикаева многообразны и неординарны, поэтому столь популярно его творчество.
Сергей ОРЛОВ, искусствовед
Билар Царикаев – один из самых одаренных современных осетинских скульпторов, своим творчеством поднимающий осетинскую пластику на уровень мировых достижений. В его произведениях заметно влияние архаического наивного искусства, пластические приемы в работах неброски, ненавязчивы, деликатны. Художник тяготеет к станковым формам.
Билар Царикаев влюблен в кобанскую бронзу. Он может делать мастерские стилизации под древность. Фибулы, булавки, зооморфные фигурки, кинжалы – все вроде похоже, но есть в них что-то не позволяющее назвать их просто удачными повторами или копиями. Черты архаики проявляются и в композиционном, и в образном решении работ. В композиции мастер часто отдает предпочтение фронтальной постановке фигур, что характерно для архаического искусства, где скульптура, будучи достаточно обобщенной, играющей роль определенного символа, знака, предмета или явления, не требовала от зрителя кругового обхода, внимательного детального рассмотрения.
Герои произведений скульптора почти не имеют индивидуальных особенностей, условно решены лица – глаза, рот, нос в виде налипов, что характерно для кобанской бронзы.
Национальная характерность в работах намеренно не подчеркивается. Фигуры лепятся по определенному канону, они довольно приземистые, головы несколько крупноваты по отношению к телу, гипертрофированные формы и размер рук и ног, и здесь опять прослеживается стилистика кобанских вещей. Например, работы «Осетинская невеста», «Фсати», «Несение креста», «Автопортрет». Если же изображается животное, то, как и в произведениях звериного стиля, акцент делается на какой-то характерной детали. Например, у птиц это крылья и клюв, как в «Дереве птиц», у оленей – рога, у ослика в «Бегстве в Египет» – уши. Именно эти черты – принцип похожести, мотив повтора и приемы архаизации – указывают на глубинную связь с традиционной народной культурой.
Работы Царикаева монументальны, но их монументальность заключена не в размере, а в точном соотношении масс, в отсутствии излишней детализации, дробящей цельную форму образа. У Царикаева нет работ, сюжетно связанных с современной жизнью, он отдает предпочтение мифологическим, символическим, религиозным темам».
Агунда ТАНДУЕВА, искусствовед
г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3
Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru
Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00
Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51
Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21