Анатолий Врубель с коллегами во дворе здания МВХПУ, 1960-е. Борис Шахлин на летней Олимпиаде в Риме, 1960. Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель

БОРИС ШАХЛИН И АНАТОЛИЙ ВРУБЕЛЬ. ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА, КОТОРОГО НЕТ

В жизни и творчестве Анатолия Васильевича Врубеля есть особенная для него линия, связанная со спортом. С ранней юности тогда еще будущий скульптор увлекался легкой атлетикой, боксом и академической греблей. Особенно хорошо Врубелю давался бег на короткие и средние дистанции. 

Анатолий Врубель на соревнованиях по бегуна звание кандидата в мастера спорта СССР. Москва, октябрь 1954Анатолий Врубель на соревнованиях по бегу
на звание кандидата в мастера спорта СССР. Москва, октябрь 1954

Тем более знаменательным и важным для Анатолия Васильевича стало знакомство с выдающимся советским спортсменом, легендой отечественной спортивной гимнастики Борисом Анфияновичем Шахлиным.

В 1964 году великий гимнаст в седьмой раз стал чемпионом Олимпийских игр и в 1967 году завершил спортивную карьеру из-за инфаркта, который у него случился во время тренировки. Исключительные спортивные достижения стали поводом для принятия руководством СССР решения об установке памятника Борису Анфияновичу. И в середине 1960-х годов (по воспоминаниям дочери А.В. Врубеля Ларисы) Шахлин неоднократно посещал мастерскую Врубеля, чтобы позировать ему для этюдов к памятнику.

Анатолий Васильевич был глубоко потрясен этой встречей и вспоминал о ней долгие годы. Интересно даже некоторое сходство судеб скульптора и спортсмена, которые были почти ровесниками. Хотя можно отнести это сходство на счет общей трагической судьбы детей, чьи родители на своих плечах и ценой своих жизней добились Победы в Великой отечественной войне. Анатолий в раннем возрасте потерял отца и рос на попечении одинокой матери. Борис остался сиротой и воспитывался бабушкой. В очень юном возрасте из-за стесненных обстоятельств оба были вынуждены принять решение о выборе будущей профессии, в которой проявили редкий талант и большое упорство.

Однако вернемся к истории портрета Бориса Шахлина. Судя по сохранившимся эскизу и рабочей модели, это мог быть памятник, удивительно мощный и достоверный в своей документальной простоте. Композиционно его решение схоже по строгости и величию с памятниками античным атлетам-олимпионикам.

Здесь необходимо отметить, что применение античных принципов создания пластической композиции в скульптуре - характерная черта и принципиальная художественная позиция в творчестве А.В. Врубеля, унаследованная им от Г.И. Мотовилова во время учебы на кафедре скульптуры Строгановского училища. Характерная поза гимнаста, стоящего на старте и готовящегося к выполнению гимнастического комплекса, наполнена внутренним напряжением и глубокой концентрацией. Взгляд, устремленный прямо, спокойное, почти бесстрастное и уверенное в победе выражение лица, легкий наклон тела вперед - все эти черты создают одновременно возвышенный и динамичный образ, выражают ежесекундную пиковую готовность и сильнейшее внутреннее напряжение великого спортсмена.

Во всей фигуре гимнаста прочитывается готовность, подобная готовности ракеты, стоящей на стартовой площадке космодрома. Перед нами образ советского человека эпохи великих свершений и фундаментального оптимизма, эпохи, наполненной молодой энергией периода «оттепели». Таким образом, монументальный пластический язык, характерный для предыдущей - сталинской - эпохи, Анатолий Васильевич перенес и трансформировал в духе новейших для советского монументального искусства тенденций середины 1960-х годов.

 Рабочая модель памятника Борису Шахлину на выставке МОСХ, 1960-еРабочая модель памятника Борису Шахлину на выставке МОСХ, 1960-е

Особенное внимание Анатолий Врубель уделил созданию портретного бюста Шахлина, на основе которого чуть позднее скульптор создал монументальную версию бюста, видимо, в качестве фрагмента модели в натуральную величину для проекта памятника Шахлину. К сожалению, эти бюсты не сохранились до настоящего времени, но остались фотографии, сделанные Врубелем в его мастерской. Помимо того, что это, вероятно, единственный прижизненный скульптурный  портрет  Бориса Шахлина, бюст интересен еще и тем, что он был выполнен с натуры и обладает тончайшим портретным сходством, в чем можно убедиться, сравнив его с фотоизображениями великого гимнаста.

Здесь не в полной мере выражены черты монументального портрета, это академическая подготовительная работа, в большей степени связанная со стадией изучения натуры. К примеру, показана характерная явная асимметрия лица Бориса Анфияновича, которая вместе с тем не вносит никакого диссонанса в зрительное восприятие этого портрета. Другая особенность, говорящая о натурном характере описываемого бюста, это детали спортивной одежды, в которой, по всей видимости, позировал Шахлин.

С документальной точностью зафиксирована толщина тканей, ширина лямок от спортивных брюк, ширина канта и отстрочка вокруг пройм. При всех его достоинствах, этот бюст рассчитан на восприятие с близкого расстояния и свидетельствует о кропотливом натурном изучении индивидуальной пластики и, благодаря высокой детализации, даже несет на себе отпечаток некоторого психологизма, который, однако, не связан с какой-либо эмоциональностью, драмой или критикой героя. Это, скорее, достоверный и убедительный в своей документальности образ выдающегося современника, характеризующийся внимательным и уважительным личным отношением автора к Шахлину и его достижениям, а также это в своем роде собирательный образ эпохи с характерным подчеркиванием мужества, упорства и силы воли во внешности. Этот бюст был отлит в гипсе и не был затонирован.

Портретный бюст Бориса Шахлина, выполнен с натурыПортретный бюст Бориса Шахлина, выполнен с натуры

Существовал и второй бюст, выполненный Врубелем, как было сказано выше, на основе натурного портрета. Вероятно, он создан как фрагмент будущего памятника и был предназначен для презентации проекта. Здесь уже присутствуют черты обобщения и трансформации на базе конструктивного каркаса и основных тектонических масс тела, характерные для пластического языка монументальной скульптуры.

Эти изменения в сторону большей монументальности и идеализации касаются не только черт лица, но так же и формы прически и даже формы ушей спортсмена. Вместе с особенным пластическим языком, в котором сочетается возвышенная монументальность, глубокое знание натуры и анатомических особенностей строения тела спортивного гимнаста, также выявлены и акцентированы индивидуальные особенности внешности Бориса Анфияновича, что никак не нарушает необходимой для монументального портрета идеализированности образа и обобщенности формы.

Здесь детали одежды имеют уже очень условное обозначение, в отличие от бюста, выполненного с натуры, хотя и сохраняют еще достаточно конкретное представление о спортивной одежде олимпийца. Такие признаки, как лаконичная форма, акцент на пластику и соотношения больших масс, крупные членения, выразительные и чуть преувеличенно глубокие пространственные ходы, плотно натянутая поверхность, которые всецело подчинены композиционному и образному замыслу памятника, характерны для описываемого бюста.

Перед зрителем предстает несомненно мужественный герой, внешность которого красива где-то даже типичной для советского монументального мужского образа красотой, но вместе с тем лицо, посадка головы, выражение лица глубоко характерны для индивидуальной пластики тела Шахлина и очень тонко переданы скульптором. Прямой открытый взгляд, расслабленная мускулатура лица напоминают бесстрастные лица богов-олимпийцев Пергамского алтаря, находящихся в самой гуще драматического события, которое никак не отражается на их мимике в эмоциональном плане. Так создается возвышенный образ сродни образам обожествленных античных олимпиоников, что возвращает нас к традиции, которую в Строгановском училище заложил на кафедре монументально-декоративной скульптуры её основатель Г.И. Мотовилов.

В этих особенностях ярко проявлено высочайшее мастерство Анатолия Васильевича Врубеля и его глубоко личное почтительное отношение к Борису Анфияновичу Шахлину. Этот бюст был так же отлит в гипсе, но, в отличие от предыдущей версии, затонирован. И, судя по рабочей модели памятника, был окрашен серебристой краской, имитирующей отливку в алюминии. Таким образом, можно составить некоторое представление о том, каким виделся будущий памятник автору.

Портретный бюст Бориса Шахлина, выполненныйАнатолием Врубелем как фрагмент будущего памятникаПортретный бюст Бориса Шахлина, выполненный
Анатолием Врубелем как фрагмент будущего памятника

 

В те годы, когда создавался эскиз памятника, он так и не был реализован, причина пока неизвестна. По всей видимости, А.В. Врубель был единственным скульптором, кто принимал участие в проектировании памятника, и этот проект не был конкурсным, так как в этом случае существовал бы памятник, созданный в то же время, но с другим авторством. Вероятно, это был государственный заказ, в пользу чего свидетельствует факт позирования Б.А. Шахлина  Врубелю в его личной творческой мастерской.

Пластилиновый этюд с натуры, положенный в основу композиции предполагаемого памятника Борису ШахлинуПластилиновый этюд с натуры, положенный в основу композиции предполагаемого памятника Борису Шахлину

 Ныне существующие памятники Борису Шахлину созданы гораздо позднее, уже в начале XXI века. Однако, оценить высокую художественную ценность и  достоинства работы Анатолия Васильевича можно на фотографиях, иллюстрирующих настоящую статью.

В завершение темы необходимо хотя бы кратко упомянуть ныне существующие памятники Борису Шахлину, ведь его выдающиеся заслуги перед историей олимпийского движения в России и мире были актуальны не только в 50-х и 60-х годах XX века, но и поныне. К настоящему моменту существуют два памятника - один установлен на родине Бориса Шахлина в Ишиме, Тюменская область; второй на могиле спортсмена в Киеве.

Хронологически первым реализованным памятником выдающемуся спортсмену стал монумент, установленный в 2010 году на месте его захоронения на Байковом кладбище в Киеве. Там в свои последние годы Борис Анфиянович жил и работал в Национальном университете физического воспитания и спорта. Авторами данного бронзового памятника стали скульпторы Н. Тихонов и М. Янковская.

Надгробный памятник Борису Шахлину, 2010. Бронза.Скульпторы Н. Тихонов, М. Янковская. Байково кладбище, Киев, УкраинаНадгробный памятник Борису Шахлину, 2010. Бронза.
Скульпторы Н. Тихонов, М. Янковская. Байково кладбище, Киев, Украина

 20 декабря 2011 года на родине Бориса Шахлина в Ишиме при содействии Екатеринбургского художественного фонда был установлен выполненный из нержавеющей стали памятник, авторами которого являются  С.Титлинов, А. Медведев и С. Савин.

Памятник Борису Шахлину, 2011. Сталь.Скульпторы С. Титлинов, А. Медведев, С. Савин.Ишим, Тюменская областьПамятник Борису Шахлину, 2011. Сталь.
Скульпторы С. Титлинов, А. Медведев, С. Савин.
Ишим, Тюменская область

2025 год ознаменован сразу несколькими юбилейными датами, которые так или иначе связаны между собой - 200 лет со дня основания Строгановского училища (ныне РГХПУ имени С.Г. Строганова), 80 лет отпразднуют две из нескольких старейших кафедр РГХПУ монументально-декоративной скульптуры и академического рисунка, с историей которых непосредственно связан и следующий юбилей - 95 лет со дня рождения скульптора, выпускника и преподавателя Строгановки, заведующего кафедрой Академического рисунка Анатолия Васильевича Врубеля, судьба которого на протяжении полувека с лишним была самым тесным образом связана с жизнью и развитием сообщества скульпторов и нашего художественного образования.

Эта жизнь и это развитие состоят не только из крупных свершений и больших коллективных событий, они наполнены также и отдельными проектами, мечтами и дружбами, личными воспоминаниями и эпизодами, которые укрепляют многочисленные горизонтальные связи внутри сообщества и становятся опорой для сотрудничества и консолидации. Один из таких интересных эпизодов представлен вниманию читателей в этой статье.

Анастасия ВРУБЕЛЬ,
скульптор, член Объединения московских скульпторов,
старший преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры РГХПУ имени С.Г. Строганова

Москва, 4 января 2025 года

Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск