В жизни и творчестве Анатолия Васильевича Врубеля есть особенная для него линия, связанная со спортом. С ранней юности тогда еще будущий скульптор увлекался легкой атлетикой, боксом и академической греблей. Особенно хорошо Врубелю давался бег на короткие и средние дистанции.
Тем более знаменательным и важным для Анатолия Васильевича стало знакомство с выдающимся советским спортсменом, легендой отечественной спортивной гимнастики Борисом Анфияновичем Шахлиным.
В 1964 году великий гимнаст в седьмой раз стал чемпионом Олимпийских игр и в 1967 году завершил спортивную карьеру из-за инфаркта, который у него случился во время тренировки. Исключительные спортивные достижения стали поводом для принятия руководством СССР решения об установке памятника Борису Анфияновичу. И в середине 1960-х годов (по воспоминаниям дочери А.В. Врубеля Ларисы) Шахлин неоднократно посещал мастерскую Врубеля, чтобы позировать ему для этюдов к памятнику.
Анатолий Васильевич был глубоко потрясен этой встречей и вспоминал о ней долгие годы. Интересно даже некоторое сходство судеб скульптора и спортсмена, которые были почти ровесниками. Хотя можно отнести это сходство на счет общей трагической судьбы детей, чьи родители на своих плечах и ценой своих жизней добились Победы в Великой отечественной войне. Анатолий в раннем возрасте потерял отца и рос на попечении одинокой матери. Борис остался сиротой и воспитывался бабушкой. В очень юном возрасте из-за стесненных обстоятельств оба были вынуждены принять решение о выборе будущей профессии, в которой проявили редкий талант и большое упорство.
Однако вернемся к истории портрета Бориса Шахлина. Судя по сохранившимся эскизу и рабочей модели, это мог быть памятник, удивительно мощный и достоверный в своей документальной простоте. Композиционно его решение схоже по строгости и величию с памятниками античным атлетам-олимпионикам.
Здесь необходимо отметить, что применение античных принципов создания пластической композиции в скульптуре - характерная черта и принципиальная художественная позиция в творчестве А.В. Врубеля, унаследованная им от Г.И. Мотовилова во время учебы на кафедре скульптуры Строгановского училища. Характерная поза гимнаста, стоящего на старте и готовящегося к выполнению гимнастического комплекса, наполнена внутренним напряжением и глубокой концентрацией. Взгляд, устремленный прямо, спокойное, почти бесстрастное и уверенное в победе выражение лица, легкий наклон тела вперед - все эти черты создают одновременно возвышенный и динамичный образ, выражают ежесекундную пиковую готовность и сильнейшее внутреннее напряжение великого спортсмена.
Во всей фигуре гимнаста прочитывается готовность, подобная готовности ракеты, стоящей на стартовой площадке космодрома. Перед нами образ советского человека эпохи великих свершений и фундаментального оптимизма, эпохи, наполненной молодой энергией периода «оттепели». Таким образом, монументальный пластический язык, характерный для предыдущей - сталинской - эпохи, Анатолий Васильевич перенес и трансформировал в духе новейших для советского монументального искусства тенденций середины 1960-х годов.
Особенное внимание Анатолий Врубель уделил созданию портретного бюста Шахлина, на основе которого чуть позднее скульптор создал монументальную версию бюста, видимо, в качестве фрагмента модели в натуральную величину для проекта памятника Шахлину. К сожалению, эти бюсты не сохранились до настоящего времени, но остались фотографии, сделанные Врубелем в его мастерской. Помимо того, что это, вероятно, единственный прижизненный скульптурный портрет Бориса Шахлина, бюст интересен еще и тем, что он был выполнен с натуры и обладает тончайшим портретным сходством, в чем можно убедиться, сравнив его с фотоизображениями великого гимнаста.
Здесь не в полной мере выражены черты монументального портрета, это академическая подготовительная работа, в большей степени связанная со стадией изучения натуры. К примеру, показана характерная явная асимметрия лица Бориса Анфияновича, которая вместе с тем не вносит никакого диссонанса в зрительное восприятие этого портрета. Другая особенность, говорящая о натурном характере описываемого бюста, это детали спортивной одежды, в которой, по всей видимости, позировал Шахлин.
С документальной точностью зафиксирована толщина тканей, ширина лямок от спортивных брюк, ширина канта и отстрочка вокруг пройм. При всех его достоинствах, этот бюст рассчитан на восприятие с близкого расстояния и свидетельствует о кропотливом натурном изучении индивидуальной пластики и, благодаря высокой детализации, даже несет на себе отпечаток некоторого психологизма, который, однако, не связан с какой-либо эмоциональностью, драмой или критикой героя. Это, скорее, достоверный и убедительный в своей документальности образ выдающегося современника, характеризующийся внимательным и уважительным личным отношением автора к Шахлину и его достижениям, а также это в своем роде собирательный образ эпохи с характерным подчеркиванием мужества, упорства и силы воли во внешности. Этот бюст был отлит в гипсе и не был затонирован.
Существовал и второй бюст, выполненный Врубелем, как было сказано выше, на основе натурного портрета. Вероятно, он создан как фрагмент будущего памятника и был предназначен для презентации проекта. Здесь уже присутствуют черты обобщения и трансформации на базе конструктивного каркаса и основных тектонических масс тела, характерные для пластического языка монументальной скульптуры.
Эти изменения в сторону большей монументальности и идеализации касаются не только черт лица, но так же и формы прически и даже формы ушей спортсмена. Вместе с особенным пластическим языком, в котором сочетается возвышенная монументальность, глубокое знание натуры и анатомических особенностей строения тела спортивного гимнаста, также выявлены и акцентированы индивидуальные особенности внешности Бориса Анфияновича, что никак не нарушает необходимой для монументального портрета идеализированности образа и обобщенности формы.
Здесь детали одежды имеют уже очень условное обозначение, в отличие от бюста, выполненного с натуры, хотя и сохраняют еще достаточно конкретное представление о спортивной одежде олимпийца. Такие признаки, как лаконичная форма, акцент на пластику и соотношения больших масс, крупные членения, выразительные и чуть преувеличенно глубокие пространственные ходы, плотно натянутая поверхность, которые всецело подчинены композиционному и образному замыслу памятника, характерны для описываемого бюста.
Перед зрителем предстает несомненно мужественный герой, внешность которого красива где-то даже типичной для советского монументального мужского образа красотой, но вместе с тем лицо, посадка головы, выражение лица глубоко характерны для индивидуальной пластики тела Шахлина и очень тонко переданы скульптором. Прямой открытый взгляд, расслабленная мускулатура лица напоминают бесстрастные лица богов-олимпийцев Пергамского алтаря, находящихся в самой гуще драматического события, которое никак не отражается на их мимике в эмоциональном плане. Так создается возвышенный образ сродни образам обожествленных античных олимпиоников, что возвращает нас к традиции, которую в Строгановском училище заложил на кафедре монументально-декоративной скульптуры её основатель Г.И. Мотовилов.
В этих особенностях ярко проявлено высочайшее мастерство Анатолия Васильевича Врубеля и его глубоко личное почтительное отношение к Борису Анфияновичу Шахлину. Этот бюст был так же отлит в гипсе, но, в отличие от предыдущей версии, затонирован. И, судя по рабочей модели памятника, был окрашен серебристой краской, имитирующей отливку в алюминии. Таким образом, можно составить некоторое представление о том, каким виделся будущий памятник автору.
В те годы, когда создавался эскиз памятника, он так и не был реализован, причина пока неизвестна. По всей видимости, А.В. Врубель был единственным скульптором, кто принимал участие в проектировании памятника, и этот проект не был конкурсным, так как в этом случае существовал бы памятник, созданный в то же время, но с другим авторством. Вероятно, это был государственный заказ, в пользу чего свидетельствует факт позирования Б.А. Шахлина Врубелю в его личной творческой мастерской.
Ныне существующие памятники Борису Шахлину созданы гораздо позднее, уже в начале XXI века. Однако, оценить высокую художественную ценность и достоинства работы Анатолия Васильевича можно на фотографиях, иллюстрирующих настоящую статью.
В завершение темы необходимо хотя бы кратко упомянуть ныне существующие памятники Борису Шахлину, ведь его выдающиеся заслуги перед историей олимпийского движения в России и мире были актуальны не только в 50-х и 60-х годах XX века, но и поныне. К настоящему моменту существуют два памятника - один установлен на родине Бориса Шахлина в Ишиме, Тюменская область; второй на могиле спортсмена в Киеве.
Хронологически первым реализованным памятником выдающемуся спортсмену стал монумент, установленный в 2010 году на месте его захоронения на Байковом кладбище в Киеве. Там в свои последние годы Борис Анфиянович жил и работал в Национальном университете физического воспитания и спорта. Авторами данного бронзового памятника стали скульпторы Н. Тихонов и М. Янковская.
20 декабря 2011 года на родине Бориса Шахлина в Ишиме при содействии Екатеринбургского художественного фонда был установлен выполненный из нержавеющей стали памятник, авторами которого являются С.Титлинов, А. Медведев и С. Савин.
2025 год ознаменован сразу несколькими юбилейными датами, которые так или иначе связаны между собой - 200 лет со дня основания Строгановского училища (ныне РГХПУ имени С.Г. Строганова), 80 лет отпразднуют две из нескольких старейших кафедр РГХПУ монументально-декоративной скульптуры и академического рисунка, с историей которых непосредственно связан и следующий юбилей - 95 лет со дня рождения скульптора, выпускника и преподавателя Строгановки, заведующего кафедрой Академического рисунка Анатолия Васильевича Врубеля, судьба которого на протяжении полувека с лишним была самым тесным образом связана с жизнью и развитием сообщества скульпторов и нашего художественного образования.
Эта жизнь и это развитие состоят не только из крупных свершений и больших коллективных событий, они наполнены также и отдельными проектами, мечтами и дружбами, личными воспоминаниями и эпизодами, которые укрепляют многочисленные горизонтальные связи внутри сообщества и становятся опорой для сотрудничества и консолидации. Один из таких интересных эпизодов представлен вниманию читателей в этой статье.
Анастасия ВРУБЕЛЬ,
скульптор, член Объединения московских скульпторов,
старший преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры РГХПУ имени С.Г. Строганова
Москва, 4 января 2025 года
Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель