Скульптура не должна быть случайной, это предмет, которому хочется существовать. Так считал выдающийся российский скульптор Дмитрий Шаховской. По нашей просьбе сын Дмитрия Михайловича Иван Шаховской - художник, искусствовед, хранитель наследия скульптора - отобрал для сайта ОМС произведения Дмитрия Шаховского, которые можно считать знаковыми в его творчестве.
- Я учился сначала в Художественно-промышленном училище им. М.И. Калинина, потом в Московском институте прикладного и декоративного искусства (директором был А.А. Дейнека). Училище дало мне очень полезные ремесленные навыки, знакомство с народным искусством, нелюбовь к стилизации. В институте понял, что можно учиться у своих товарищей, и свободному творческому духу этого учебного заведения я благодарен до сих пор.
Настоящей же удачей в жизни считаю то, что в юности попал в круг художников большой культуры, горячо и чисто служивших искусству. Это Фаворские, Ефимовы, Бруни, Зеленский и многие, кто были около них.
В монументально-декоративной скульптуре, которой отдана большая часть времени, стараюсь ответить на все поставленные задачи (смысловые, пространственные, функциональные) так, чтобы было "не хуже пустого места". Эти слова были сказаны в шутку Фаворским, но в них большой смысл, с которым я всегда сверяюсь.
При выполнении скульптуры без заказа, без адреса ответственность автора не меньше. Ведь скульптура, более чем другие искусства - это не только образ, но, что не менее существенно, предмет, вещь, существующая в реальном пространстве. И если он, этот предмет, не вырос органически, не является необходимым, не принимается свободно и охотно средой и человеком, значит, сделано что-то лишнее, засоряющее мир, а этого не хочется. И вот я стараюсь начать скульптуру только тогда, когда чувствую, что такой предмет может быть, что он как бы случайно не существует, что ему хочется существовать.
Я здесь не говорю о самом изображении, образе не потому, что считаю этот вопрос несущественным, наоборот, проявление образа в вещи - это для меня самый главный, но и интимный процесс. Выставка как продолжение этого процесса - очень важный и нужный момент работы.
Страшно! Ведь может оказаться, что ты делал совсем не то, что тебе казалось, и на выставке сам это увидишь. Но и интересно.
Вышесказанное я написал к групповой выставке 1979 года. Это остается верным для меня и сегодня. Хотя кое-что я могу добавить. Недавно один очень дикий и наивный молодой человек задал мне вопрос: "Вы художник? А вы рисуете, что видите или что думаете?". До меня не сразу дошла детская гениальность этого вопроса (и точность формулировки)!
Я попытался ответить честно: и то, и другое вместе, одно без другого неполноценно. Так вот, я "рисую, что вижу", а "что думаю" проявляется в работе независимо от моих намерений. Но исчерпывающего ответа на вопрос я сформулировать не смог; если бы сумел, думается, это был бы большой вклад в современное искусствознание, ибо вопрос этот разделил искусство на трудно примиримые крайности. И еще. Готовясь к этой первой в моей жизни персональной выставке[1], я яснее увидел, что нет ничего печальнее, когда пусть самая яркая и высокохудожественная идея не пришла изначально вместе, сцепленная неразрывно с адекватным ей художественным языком. Торопливость или медлительность,
леность или самоуверенность тому виной - чудо рождения живого не происходит, и напрасен труд художника.
Надеюсь, я старался, как мог, избежать этой беды, но – как знать? Наверное, не всегда удается.
(Текст по каталогу: "Дмитрий Шаховской. К 75-летию со дня рождения", М., 2003)
''Портрет Маши Фаворской'', 1948.
Бронза, 42х39х26 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
''Первый день'', 1954-1978. Известняк, 165х75х55 см.
Фото из альбома ''Дмитрий Шаховской'', М., "СканруС", 2003
''Инвалид'' (''Помните!''), 1956. Гипс тонированный, 78х52х38 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото: сайт ''Моя Третьяковка''
''Камчатские рыбаки'', 1959. Медь, 95х105х142 см.
Государственный Русский музей, С.-Петербург. Фото: Виртуальный Русский музей
"В поле'', 1963. Дерево, 40х15х15 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
имени И.В. Савицкого, Нукус
''Крылатый'' (Птица Сирин), 1973. Дуб мореный, 136х50х56 см.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.
Фото из альбома ''Дмитрий Шаховской'', М., ''СканруС'', 2003
''Девочка с кошкой и птичьим гнездом'', 1965-1975.
Дерево, левкас, позолота, 98х39х26 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Фото: сайт ''Моя Третьяковка''
''Хлеб'', 1967. Дерево, 90х65х50 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото: сайт ''Моя Третьяковка''
''Беседа'', 1968. Дерево, 100х96х75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
''Свадьба'', 1968. Дерево, 138х95х53 см.
Государственный Русский музей, С.-Петербург
''Часы", 1969-1970.
Медь, нержавеющая сталь, латунь, текстолит, стеклопластик, сусальное золото, 400х300 см.
Совместно с П. Шимесом, инженер – В. Кальмансон.
Фасад Театра кукол имени С.В. Образцова, Москва
''Коза с козленком'', ''Заяц'', 1969. Авторские модели кукол для часов на фасаде Театра кукол имени С.В. Образцова в Москве. Дерево, роспись, 80х43х40 см, 85х40х35 см.
Музей-заповедник ''Абрамцево'', Московская область
''Медведь'', ''Ворона'', ''Лиса'', 1969-1970. Дерево, роспись, металл, 81х32х45 см, 69х48х39 см, 80х58х33 см.
Авторские модели кукол для часов на фасаде Театра кукол имени С.В. Образцова в Москве. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Голова ''Музы'' (модель, фрагмент).
Для Тульского государственного театра драмы, 1970. Металл
''Всадник'', 1973. Въездной знак в город Теребовль. Эскиз. Гипс, покраска.
Фото Дениса Нечаева с персональной выставки Д. Шаховского в Галерее Назарова, Липецк, 2017
''Радостная песнь'' (Хорал малый), 1973. Дерево, 31х24х10 см
''Мужской портрет в раме'', 1974. Дерево, металл, роспись, 84х46х37 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Фото: сайт ''Моя Третьяковка''
''Новорожденный'', 1974. Рельеф. Дерево, 32х30х13 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
''Букет. Астры'', 1978. Дерево, роспись темперой, 52х34х12 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото: сайт ''Моя Третьяковка''
''Фигуры на консолях'', 1978. Эскизы. Дерево крашеное, размер фигур: 22х7х5 см.
Для Концертного зала в Сочи Краснодарского края
Входные двери Узбекского национального театра кукол в Ташкенте. 1980. Витраж. Металл
Двери в фойе, 1980. Металл. Узбекский национальный театр кукол, Ташкент.
Фото из альбома ''Дмитрий Шаховской'', М., ''СканруС'', 2003
''Прогулка'', 1985-1986. Гранит, 141х30х19 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
''Наташа"'', 1986. Гранит, металл, 45х18х20 см; ''Коля'', 1986. Гранит, металл, 40х20х15 см
''Приветствие'', 1989. Дерево, 140х30х40 см.
Фото Дениса Нечаева с персональной выставки Д. Шаховского в Галерее Назарова, Липецк, 2017
(На заднем плане) ''О русская земля!..'' Крест. Дерево обгорелое, 230х180х50 см.
Фрагмент экспозиции персональной выставки
в Государственной Третьяковской галерее, 2003
Мемориальная доска поэта Осипа Мандельштама, 1991. Гранит.
Тверской бульвар, д. 25, стр. 1, Москва
Алтарная преграда храма Спаса Преображения в Тушине (Москва), 1993-1994. Царские врата. Белый камень, плинфа, металл, просечка
Поклонный крест, 1995. Дерево. Бутовский полигон, Москва
Фото из архива семьи Шаховских
[1] Выставка 2003 года в Государственной Третьяковской галерее (Прим. сайта ОМС).