Дмитрий Шаховской в своей мастерской во Владыкино. Москва, 1974

ДМИТРИЙ ШАХОВСКОЙ. НЕ ЗАСОРЯТЬ МИР

Скульптура не должна быть случайной, это предмет, которому хочется существовать. Так считал выдающийся российский скульптор Дмитрий Шаховской. По нашей просьбе сын Дмитрия Михайловича Иван Шаховской - художник, искусствовед, хранитель наследия скульптора - отобрал для сайта ОМС произведения Дмитрия Шаховского, которые можно считать знаковыми в его творчестве. 

- Я учился сначала в Художественно-промышленном училище им. М.И. Калинина, потом в Московском институте прикладного и декоративного искусства (директором был А.А. Дейнека). Училище дало мне очень полезные ремесленные навыки, знакомство с народным искусством, нелюбовь к стилизации. В институте понял, что можно учиться у своих товарищей, и свободному творческому духу этого учебного заведения я благодарен до сих пор.

Настоящей же удачей в жизни считаю то, что в юности попал в круг художников большой культуры, горячо и чисто служивших искусству. Это Фаворские, Ефимовы, Бруни, Зеленский и многие, кто были около них.

В монументально-декоративной скульптуре, которой отдана большая часть времени, стараюсь ответить на все поставленные задачи (смысловые, пространственные, функциональные) так, чтобы было "не хуже пустого места". Эти слова были сказаны в шутку Фаворским, но в них большой смысл, с которым я всегда сверяюсь.

При выполнении скульптуры без заказа, без адреса ответственность автора не меньше. Ведь скульптура, более чем другие искусства - это не только образ, но, что не менее существенно, предмет, вещь, существующая в реальном пространстве. И если он, этот предмет, не вырос органически, не является необходимым, не принимается свободно и охотно средой и человеком, значит, сделано что-то лишнее, засоряющее мир, а этого не хочется. И вот я стараюсь начать скульптуру только тогда, когда чувствую, что такой предмет может быть, что он как бы случайно не существует, что ему хочется существовать.

Я здесь не говорю о самом изображении, образе не потому, что считаю этот вопрос несущественным, наоборот, проявление образа в вещи - это для меня самый главный, но и интимный процесс. Выставка как продолжение этого процесса - очень важный и нужный момент работы.

Страшно! Ведь может оказаться, что ты делал совсем не то, что тебе казалось, и на выставке сам это увидишь. Но и интересно.

Вышесказанное я написал к групповой выставке 1979 года. Это остается верным для меня и сегодня. Хотя кое-что я могу добавить. Недавно один очень дикий и наивный молодой человек задал мне вопрос: "Вы художник? А вы рисуете, что видите или что думаете?". До меня не сразу дошла детская гениальность этого вопроса (и точность формулировки)!

Я попытался ответить честно: и то, и другое вместе, одно без другого неполноценно. Так вот, я "рисую, что вижу", а "что думаю" проявляется в работе независимо от моих намерений. Но исчерпывающего ответа на вопрос я сформулировать не смог; если бы сумел, думается, это был бы большой вклад в современное искусствознание, ибо вопрос этот разделил искусство на трудно примиримые крайности. И еще. Готовясь к этой первой в моей жизни персональной выставке[1], я яснее увидел, что нет ничего печальнее, когда пусть самая яркая и высокохудожественная идея не пришла изначально вместе, сцепленная неразрывно с адекватным ей художественным языком. Торопливость или медлительность,

леность или самоуверенность тому виной - чудо рождения живого не происходит, и напрасен труд художника.

Надеюсь, я старался, как мог, избежать этой беды, но – как знать? Наверное, не всегда удается.

(Текст по каталогу: "Дмитрий Шаховской. К 75-летию со дня рождения", М., 2003)

''Портрет Маши Фаворской'', 1948.Бронза, 42х39х26 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва''Портрет Маши Фаворской'', 1948.
Бронза, 42х39х26 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

''Первый день'', 1954-1978. Известняк, 165х75х55 см.Фото из альбома ''Дмитрий Шаховской'', М., "СканруС", 2003''Первый день'', 1954-1978. Известняк, 165х75х55 см.
Фото из альбома ''Дмитрий Шаховской'', М., "СканруС", 2003

 ''Инвалид'' (''Помните!''), 1956. Гипс тонированный, 78х52х38 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото: сайт ''Моя Третьяковка''''Инвалид'' (''Помните!''), 1956. Гипс тонированный, 78х52х38 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото: сайт ''Моя Третьяковка''

''Камчатские рыбаки'', 1959. Медь, 95х105х142 см.Государственный Русский музей, С.-Петербург. Фото: Виртуальный Русский музей''Камчатские рыбаки'', 1959. Медь, 95х105х142 см.
Государственный Русский музей, С.-Петербург. Фото: Виртуальный Русский музей

 "В поле'', 1963. Дерево, 40х15х15 см.Государственный музей искусств Республики Каракалпакстанимени И.В. Савицкого, Нукус"В поле'', 1963. Дерево, 40х15х15 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
имени И.В. Савицкого, Нукус

''Крылатый'' (Птица Сирин), 1973. Дуб мореный, 136х50х56 см.Государственный Русский музей, С.-Петербург.Фото из альбома ''Дмитрий Шаховской'', М., ''СканруС'', 2003''Крылатый'' (Птица Сирин), 1973. Дуб мореный, 136х50х56 см.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.
Фото из альбома ''Дмитрий Шаховской'', М., ''СканруС'', 2003

''Девочка с кошкой и птичьим гнездом'', 1965-1975.Дерево, левкас, позолота, 98х39х26 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва.Фото: сайт ''Моя Третьяковка''''Девочка с кошкой и птичьим гнездом'', 1965-1975.
Дерево, левкас, позолота, 98х39х26 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Фото: сайт ''Моя Третьяковка''

''Хлеб'', 1967. Дерево, 90х65х50 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото: сайт ''Моя Третьяковка''''Хлеб'', 1967. Дерево, 90х65х50 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото: сайт ''Моя Третьяковка''

''Беседа'', 1968. Дерево, 100х96х75 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва''Беседа'', 1968. Дерево, 100х96х75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

''Свадьба'', 1968. Дерево, 138х95х53 см.Государственный Русский музей, С.-Петербург''Свадьба'', 1968. Дерево, 138х95х53 см.
Государственный Русский музей, С.-Петербург

''Часы", 1969-1970.Медь, нержавеющая сталь, латунь, текстолит, стеклопластик, сусальное золото, 400х300 см.Совместно с П. Шимесом, инженер – В. Кальмансон.Фасад Театра кукол имени С.В. Образцова, Москва''Часы", 1969-1970.
Медь, нержавеющая сталь, латунь, текстолит, стеклопластик, сусальное золото, 400х300 см.
Совместно с П. Шимесом, инженер – В. Кальмансон.
Фасад Театра кукол имени С.В. Образцова, Москва

''Коза с козленком'', ''Заяц'', 1969. Авторские модели кукол для часов на фасаде Театра кукол имени С.В. Образцова в Москве. Дерево, роспись, 80х43х40 см, 85х40х35 см.Музей-заповедник ''Абрамцево'', Московская область''Коза с козленком'', ''Заяц'', 1969. Авторские модели кукол для часов на фасаде Театра кукол имени С.В. Образцова в Москве. Дерево, роспись, 80х43х40 см, 85х40х35 см.
Музей-заповедник ''Абрамцево'', Московская область

''Медведь'', ''Ворона'', ''Лиса'', 1969-1970. Дерево, роспись, металл, 81х32х45 см, 69х48х39 см, 80х58х33 см.Авторские модели кукол для часов на фасаде Театра кукол имени С.В. Образцова в Москве. Государственная Третьяковская галерея, Москва''Медведь'', ''Ворона'', ''Лиса'', 1969-1970. Дерево, роспись, металл, 81х32х45 см, 69х48х39 см, 80х58х33 см.
Авторские модели кукол для часов на фасаде Театра кукол имени С.В. Образцова в Москве. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 Голова ''Музы'' (модель, фрагмент).Для Тульского государственного театра драмы, 1970. МеталлГолова ''Музы'' (модель, фрагмент).
Для Тульского государственного театра драмы, 1970. Металл

''Всадник'', 1973. Въездной знак в город Теребовль. Эскиз. Гипс, покраска.Фото Дениса Нечаева с персональной выставки Д. Шаховского в Галерее Назарова, Липецк, 2017''Всадник'', 1973. Въездной знак в город Теребовль. Эскиз. Гипс, покраска.
Фото Дениса Нечаева с персональной выставки Д. Шаховского в Галерее Назарова, Липецк, 2017

''Радостная песнь'' (Хорал малый), 1973. Дерево, 31х24х10 см''Радостная песнь'' (Хорал малый), 1973. Дерево, 31х24х10 см

''Мужской портрет в раме'', 1974. Дерево, металл, роспись, 84х46х37 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва.Фото: сайт ''Моя Третьяковка''''Мужской портрет в раме'', 1974. Дерево, металл, роспись, 84х46х37 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Фото: сайт ''Моя Третьяковка''

''Новорожденный'', 1974. Рельеф. Дерево, 32х30х13 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва''Новорожденный'', 1974. Рельеф. Дерево, 32х30х13 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

''Букет. Астры'', 1978. Дерево, роспись темперой, 52х34х12 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото: сайт ''Моя Третьяковка''''Букет. Астры'', 1978. Дерево, роспись темперой, 52х34х12 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото: сайт ''Моя Третьяковка''

''Фигуры на консолях'', 1978. Эскизы. Дерево крашеное, размер фигур: 22х7х5 см.Для Концертного зала в Сочи Краснодарского края''Фигуры на консолях'', 1978. Эскизы. Дерево крашеное, размер фигур: 22х7х5 см.
Для Концертного зала в Сочи Краснодарского края

Входные двери Узбекского национального театра кукол в Ташкенте. 1980. Витраж. МеталлВходные двери Узбекского национального театра кукол в Ташкенте. 1980. Витраж. Металл

Двери в фойе, 1980. Металл. Узбекский национальный театр кукол, Ташкент.Фото из альбома ''Дмитрий Шаховской'', М., ''СканруС'', 2003Двери в фойе, 1980. Металл. Узбекский национальный театр кукол, Ташкент.
Фото из альбома ''Дмитрий Шаховской'', М., ''СканруС'', 2003

 ''Прогулка'', 1985-1986. Гранит, 141х30х19 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва''Прогулка'', 1985-1986. Гранит, 141х30х19 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

''Наташа"'', 1986. Гранит, металл, 45х18х20 см; ''Коля'', 1986. Гранит, металл, 40х20х15 см''Наташа"'', 1986. Гранит, металл, 45х18х20 см; ''Коля'', 1986. Гранит, металл, 40х20х15 см

''Приветствие'', 1989. Дерево, 140х30х40 см.Фото Дениса Нечаева с персональной выставки Д. Шаховского в Галерее Назарова, Липецк, 2017''Приветствие'', 1989. Дерево, 140х30х40 см.
Фото Дениса Нечаева с персональной выставки Д. Шаховского в Галерее Назарова, Липецк, 2017

(На заднем плане) ''О русская земля!..'' Крест. Дерево обгорелое, 230х180х50 см.Фрагмент экспозиции персональной выставкив Государственной Третьяковской галерее, 2003(На заднем плане) ''О русская земля!..'' Крест. Дерево обгорелое, 230х180х50 см.
Фрагмент экспозиции персональной выставки
в Государственной Третьяковской галерее, 2003

Мемориальная доска поэта Осипа Мандельштама, 1991. Гранит.Тверской бульвар, д. 25, стр. 1, МоскваМемориальная доска поэта Осипа Мандельштама, 1991. Гранит.
Тверской бульвар, д. 25, стр. 1, Москва

Алтарная преграда храма Спаса Преображения в Тушине (Москва), 1993-1994. Царские врата. Белый камень, плинфа, металл, просечкаАлтарная преграда храма Спаса Преображения в Тушине (Москва), 1993-1994. Царские врата. Белый камень, плинфа, металл, просечка

Поклонный крест, 1995. Дерево. Бутовский полигон, МоскваПоклонный крест, 1995. Дерево. Бутовский полигон, Москва

Фото из архива семьи Шаховских

[1] Выставка 2003 года в Государственной Третьяковской галерее (Прим. сайта ОМС).

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск