Previous Next

ДМИТРИЙ ТУГАРИНОВ. ВЫСТАВКА "MEO VOTO/ПО МОЕМУ МНЕНИЮ"

7 февраля 2025 года в Российской академии художеств открывается выставка «Meo voto/по моему мнению», приуроченная к 70-летию со дня рождения Дмитрия Никитовича Тугаринова, народного художника РФ, академика РАХ, профессора кафедры скульптуры МГАХИ имени В.И. Сурикова, которая показывает станковые и монументальные работы мастера, созданные за последние десять лет. В их числе выделяются портреты, однофигурные статуарные решения, композиции на сказочные и мифологические сюжеты. Большинство произведений демонстрируются впервые.

На сегодняшний день Дмитрий Тугаринов – один из самых заметных московских скульпторов, творчество которого отличается завидным разнообразием. А оно, как считали еще древние, всегда радует (variatio delectat). Работы мастера, исполненные на протяжении последних десяти лет, служат наглядным тому подтверждением.

Среди них, бесспорно, солируют композиции на сказочные и мифические сюжеты, как, например, внушительная «Птица Сирин», существенно развивающая и обогащающая пластическую идею, изначально реализованную в находящейся в Бельгии работе 1990 года. Сюда же можно отнести скульптуру «Уроборос»: в трактовке мастера это до предела спрессованная лаконично замкнутая в своем объеме символическая змея, не просто кусающая, а жадно заглатывающая собственный хвост. В отличие от нее известные герои басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» увенчивают своим спиралевидным трио довольно открытую в пространство композицию из безнадежно разбитой телеги, изобилующей как бы хаотичными и словно подобранными на свалке деталями.

Вообще, со сказочными, былинными, историческими и легендарными персонажами Тугаринов находится в тесном родстве, поскольку он «потомок половецкого хана Тугархана из рода Шарукан (Змей), который был любовником жены Владимира Красное Солнышко, тестем великого князя Святополка, а также участником мифологической битвы с Алешей Поповичем и прототипом сказочного Змея Горыныча».

Поэтому одно из важных мест на выставке занимает ироничная вертикальная скульптура с автопортретными чертами «Тугарин змей». Впрочем, традиционные, на первый взгляд, портреты в экспозиции тоже присутствуют и это в основном «головы» собратьев Тугаринова по скульптурному цеху с их акцентированной характерной пластикой. Например, у Александра Рукавишникова подчеркнута затылочная складка и колючий «бобрик» волос на лбу; у Льва Мещерякова выделяются округлые мочки ушей, небольшой прямой нос и тонкие ровные линии роста волос прически и бороды; у Афины Попандопуло немного утрирован маленький рот с плотно сжатыми губами и выпуклые миндалевидные глаза с приспущенным внешним краем.

А усложненная скульптурная композиция «Слон и Мухин», окрашенная портретным присутствием исторических и современных лиц, вбирает в себя острые психологические коллизии взаимоотношений художника, посредника и заказчика в ходе создания Памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, установленному в 2019 году на территории Кирилло-Афанасьевского мужского монастыря в Ярославле.

Особой гордостью Тугаринова можно считать сделанную им в последние годы серию двухметровых бронзовых фигур юных спортсменов (гимнастов, фехтовальщиков, наездников и других), которых ровно двенадцать (шесть мальчиков и столько же девушек), что в цифрологии соответствует числу полноты. На выставке показаны их уменьшенные модели и крупные фотографии фотохудожника Валерия Яковлева, а сами они установлены в парке подмосковного курорта «Пирогово», где тематически отсылают зрителя и к образам античных атлетов-олимпийцев, и к садово-парковой скульптуре пионеров.

Сознательно выбирая спортивные виды с минимальным количеством атрибутов и умело варьируя пластику обнаженного и одетого тела, мастер, с одной стороны, воочию демонстрирует, что всегда следует заветам древних и «чтит следы прошлого» (vestigia semper adora). Но с другой стороны, опять же не без легкой иронии модернизирует форму, а заодно ностальгирует по скульптурно насыщенной советской эпохе, тем самым наглядно утверждая, что его «естественное состояние – между старым и новым».

На изначально присущий Тугаринову «интегральный творческий метод» (по удачному выражению искусствоведа Григория Климовицкого) сильно воздействует и природный темперамент мастера, который о себе откровенно говорит так: «Я без шутки, без юмора – не я. Вообще, я человек веселый». Помимо всего остального, на выставке присутствуют две работы, в полной мере подтверждающие эти слова: «Суд Париса» и «По реке плывет топор…».

В первой из них эстетическое «правосудие» над тремя задрапированными на античный манер красавицами вершит развязно сидящий в глубоком кресле хамоватый и дебелый нувориш. Во второй работе на бронзовых бирюзовых словно «прорастающих» из воздуха волнах увесисто покоится стальной серебристый топор, вызывая в памяти хулиганскую народную частушку: «По реке плывет топор из села Кукуево. / Ну и пусть себе плывет железяка х***а».

Но Тугаринов не только веселый скульптор, часто склонный к ироничному реалистическому нарративу. Он еще и колкий художник с искрометной фантазией, который по каждому поводу имеет выразительное собственное мнение. Но при всем пластическом многообразии этих «мнений», они неизменно соответствуют главному художественному кредо мастера: «В искусстве должна быть тайна. Для искусства важно, чтобы тайное никогда не становилось явным. Иначе – смерть».

Именно такие не подлежащие окончательной «расшифровке» таинственные вещи – и не важно: монументальные или камерные, смешные или серьезные, лаконичные или многословные – составляют уникальный срез настоящей выставки.

Елена ГРИБОНОСОВА-ГРЕБНЕВА

Страница Дмитрия ТУГАРИНОВА на сайте ОМС        

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск