Скульптор Евгения ДУБРОВИНА рассказывает о своей выставке "Красота Божьего мира".
Дорогие друзья, 24 октября 2024 года в совершенно замечательном месте - в подмосковной усадьбе Знаменское-Губайлово откроется выставка «Красота Божьего мира».
Это моя третья персональная выставка. В разное время меня интересовали разные темы и разные жанры в скульптуре. Скульптура вообще очень многогранна. Это и памятники, и бюсты, и анималистика, и парковая скульптура, и оформление зданий, и кабинетная скульптура, и перечислять можно еще долго.
Для меня, прежде всего, в каждой работе важна искренность. Каждая вещь - это личное переживание.
Так сложилось - часть моего детства прошла в деревне. И скульптура «Косилка», она же проект памятника Труженикам тыла - воспоминания оттуда.
Такие косилки разной модификации были широко распространены в дореволюционной России и в Советском Союзе. Да и сейчас их, правда, уже редко, можно встретить в разных уголках нашей Родины.
Это дышловая пароконная запряжка.
Мне хотелось передать экспрессию, мощь нашей земли-матушки. А этой машиной из коней и железа управляет маленькая, и, может быть, даже хрупкая крестьянка.
Еще хочу упомянуть об одном проекте - памятнике в Вологду, кружевную столицу России.
Занимаясь им, я в какой-то момент захотела добавить в композицию животное, для живости.
Кстати! В образе моей кружевницы есть отсылка к образам одного прекрасного художника XVIII-XIX веков, воспевавшего сельскую жизнь.
Но вернемся к нашей «Кружевнице».
Какое же животное выбрать?
Кружевничеством - этим очаровательным и кропотливым ремеслом -занимались в основном небогатые крестьянки, обедневшие мещанки или дочери разорившихся чиновников.
Ясно, что просится кошка.
Но кошка - это как-то уж очень избито. К тому же, лично я - собачник. И просто обожаю хаски.
Была у меня, грешным делом, мыслишка ввернуть туда хаски. Но почему хаски? Только потому, что они мне нравятся?
Вологда - это, конечно, Север, но не настолько, чтобы ассоциироваться с хаски.
И тут мне в голову пришла прекрасная мысль - посадить на постамент курицу с цыплятами.
Однако… Не будет ли здесь каких-то ассоциаций? Ведь моя кружевница никак не курица.
Через какое-то время курица превратилась в индюшку. Индюк - точно более статусная птица. Да и по пятну она крупнее, что лучше для композиции в целом.
Эта находка мне очень нравилась, и я (вроде бы) успокоилась.
Лишь через несколько дней, причем занимаясь совершенно другими делами, я поняла: там должна быть гусыня! Ведь она идеально туда вписывается и по образу, и по смыслу.
Таким макаром произошла реинкарнация кошки через хаски, курицу и индюка в гусыню. Что сейчас меня очень радует.
«Святая Екатерина», которую вы видите на афише, - небесная покровительница Краснодара - житницы России. Он же - Екатеринодар.
Святая Екатерина происходила из царского рода. Была казнена за христианскую веру при императоре Максимилиане колесованием. На иконах она изображается с колесом.
И у меня в скульптуре она тоже с колесом, которое может трактоваться не только как орудие пытки и смерти, но и как сияние славы.
«Ксения Петербуржская». В этой работе мне хотелось передать особую атмосферу Питера.
Ксения стоит в своей обычной одежде, на ветру, на небольшом участке земли или камушке, за которым простираются бурлящие потоки холодной Невы и видны силуэты храмов Санкт-Петербурга.
У ног Ксении сидит голубочек. И он может иметь несколько смыслов. В
Ветхом Завете Ной выпускает голубя из Ковчега. В Новом - образ голубя становится образом Святого Духа. И в то же время это просто городская птица, а Ксения Блаженная была городской нищей и, как многие думали, - сумасшедшей, то есть блаженной.
Этот голубь, в каком-то смысле, соединяет наш мир и мир иконы.
Итак: почему же все-таки «КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА»?
На мой взгляд, художник не выдумывает ничего кардинально нового, а отражает то, что уже есть, то, что уже создано. Он привносит в свои произведения лишь оттенки своих ощущений.
Для кого-то это становится созвучным.
А увидеть работы воочию можно будет уже на выставке.
Евгения ДУБРОВИНА