Сайт ОМС продолжает серию онлайн-выставок московских скульпторов. Сегодня представляет своих работы и остроумно комментирует их Дмитрий Тугаринов, Народный художник Российской Федерации.
Дожили мы до превращения скульптуры в картинку и прочей удаленки-дистанционки.
Скульптура – это единственный вид искусства (за исключением театра и музыки), существующий в реальном объеме и пространстве, – в отличие от плоскостных живописи, графики и даже кино.
Не буду вдаваться в сложные и глубокие рассуждения великих, от Платона и Аристотеля до Генри Мура и Виппера, а то начну философствовать... это надолго. Но если захотите, я с удовольствием отвечу на вопросы. Можно будет и диспут устроить! Слава богу, самоизоляция вроде бы закончилась – заживём!
А теперь – про свои работы. Всю жизнь я делал только то, что мне нравится, интересно и как я считал нужным. Сейчас стараюсь делать то же самое.
Дмитрий ТУГАРИНОВ
ГРЯДКИ И СКУЛЬПТУРА
Поскольку я пишу этот текст, находясь на своей даче под Талдомом, начну с Натты Конышевой – она моя соседка по грядкам. Лет 25 назад я ее здесь и слепил с натуры. Ходил к ней в гости на участок.
Как говорится, в человеке все должно быть прекрасно – и руки, и ноги, и кроссовки.
В связи с этим можно добавить следующее. В беседе с Игорем Новиковым мы как-то вспомнили фразу нашего учителя Михаила Федоровича Бабурина про некую скульптуру: «Вот смотрите, какая вещь – ровненькая, красивенькая, вылизанная, все ноготочки и складочки на месте. Прям как беленькое, гладенькое, красивое яичко. А разобьешь его – оно внутри тухлое».
В случае с Наттой все вышло наоборот – ничего гладенького. Но все искреннее и далеко не тухло.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДРАЗНИЛКА
Здесь же на даче я наконец реализовал старую идею – композицию под названием «По реке плывет топор...». Дальше вы и сами знаете.
На самом деле это средневековая дразнилка – так славяне-русичи дразнили выходцев из Германии, которые жили в Лефортовской слободе, а топор должен был плыть по Яузе.
Эту идею мне подал один приятель еще в 2000-е годы: слепить топор как символ Москвы – в противовес питерскому Чижику-Пыжику. Я сделал эскизик – ну и отложил до лучших времен. Потом меня неожиданно начали спрашивать об этой вещи – я ее полноценно слепил во время карантина, отлил, а доработал уже здесь на даче.
БИБЛЕЙСКИЙ СТАРЕЦ
Сейчас, перескакивая с конца в самое начало, хочу перейти к следующему – портрету скульптора Габе.
Я его рубил в творческой группе в Переславле-Залесском во время Олимпийских игр в Москве (а это, спешу напомнить, 1980-й год).
Меня поразил библейский старец, и я его рубил не с натуры, а по впечатлению. Он не знал, что я его рублю, но переживал, почему я постоянно пожираю его глазами во время завтрака, обеда и ужина в столовой.
Потом, когда узнал, успокоился и даже мне позировал. Я слепил еще несколько этюдов. И впоследствии ездил к нему в гости в Ленинград.
В ОДИН ЗИЛ МЫ НЕ ПОМЕСТИЛИСЬ
В этот же заезд в Переславль я сделал академический договор - Емельяна Пугачева.
Это был мой первый академический договор. Тогда в Переславле я был в одной мастерской с Виктором Губко. Мы наработали столько, что два бортовых ЗИЛа нас (в смысле наши работы) еле увезли.
КОНСКИЙ ДИПЛОМ
Это мой диплом. Бабурин поначалу запретил мне это лепить, сказав, что лошадь нужно знать, на ней нужно ездить.
И – о чудо! – у меня появилась своя лошадь, и вопрос с «конским» дипломом решился в мою пользу.
Вообще у меня на диплом было три работы, но защищался я одной, так как на свою защиту я... проспал (бывает!).
Когда прибежал, уже вовсю все шло – я успел защитить только одну вещь. Остальные две работы не сохранились (только где-то есть неказистые фотографии).
СВОБОДА И ДЕНЬГИ
А эти две работки я лепил в армии зимой, а весной, когда меня комиссовали, я привез две восковки.
Мне удалось их быстренько отлить и с весенней молодежной выставки у меня их купили – одну за 600 рублей, другую за 800. Бешеные деньги были! Можно сказать, с них началась моя свободная творческая жизнь.
На той выставке у меня стоял тот мраморный скульптор Габе, за которого меня ругали, но его купила Третьяковка. К сожалению, взять его на какую-нибудь выставку нереально – нужно оплачивать очень дорогую страховку. Благо сохранились отличные фотографии, сделанные моим товарищем – фотографом Николаем Алексеевым.
ТОГДА ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ МОДНО
Боксеров я делал тоже где-то на дипломе. Вытачивал прямо из гипса.
Тогда это было очень модно – наляпывать гипс и вытачивать из него.
Почему боксеры? Потому что вроде как к Олимпийским играм готовились, ждали. К боксерам у меня еще были борцы.
МАРШАЛ ЖУКОВ
Меня с детства дико нравился маршал Жуков. Видимо, потому что он лошадник – очень хорошо ездил верхом. Я даже хотел делать его на диплом, но у меня утвердили другие вещи. В итоге я его лепил потом уже.
Одного – который на бревне – я вообще долепливал относительно недавно с молодым скульптором Лешей Дмитриевым, когда он еще учился в институте, в манеже Тимирязевской академии. Так что можно сказать, что благодаря Леше у меня получилась работа. Леша, привет!
РЫЦАРЕЙ ЛЕПИТЬ НЕ ПОЗВОЛЯЛИ
Это моя старинная работа 1982 года, сделанная в ГДР на Международном симпозиуме под Дрезденом. Как все помнят, тогда был Советский Союз.
Я приехал на симпозиум и хотел сделать рыцарей или что-то связанное с германской историей. Но в парткоме сказали сделать что-то нейтральное, не рыцарей.
У меня все тогда было связано с лошадьми, я всегда делал что-то конное, поэтому в итоге все кончилось мальчиком на лошади — прозаично, нейтрально. По-немецки это звучало «Rosa Traum».
За эту вещь я тоже получил громадную премию, на которую мог купить даже машину. Но с машиной, как и с валютой, были проблемы: я хотел привезти ГДРные деньги в Москву, чтобы в «Березке» купить инструменты (кто знает/помнит, что это за магазины, поднимите руки. А лучше ставьте лайки).
Но не вышло. Пришлось все тратить там: за три дня я спустил около десяти тысяч марок. Обедал в фешенебельных ресторанах, покупал дорогую одежду, набрал запасы книг и инструментов – еле влез в купе со всем этим богатством.
Потом оказалось, что эти марки я мог прекрасно привезти в Москву, просто задекларировав, здесь поменять их на чеки – и этими чеками расплатиться в «Березке». Но я этого не знал.
Тогда я еще привез первую углошлифовальную машинку, которую у нас все называют болгаркой.
В целом, время там провел прекрасно. Воспоминания о том симпозиуме самые замечательные.
КАК Я ОБМАНУЛ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ
В старые советские времена у нас у всех был интерес к русской истории и православию, но просто так изобразить это дело было нельзя. Поэтому распятие я слепил, как будто это музей, а ради двуглавого орла я слепил (а потом отлил из стали) двуглавого петуха и к нему все остальное.
Но наших комсомольских кураторов так просто не проведешь: они мне все грозили пальцем по поводу петуха. А уже в перестроечное время некоторые ортодоксальные патриоты укоряли меня за то, что я, якобы, издеваюсь над гербом российской империи. Эх, никому не угодишь (это ирония, если что)!
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ БАБУШЕК
Эта бабка с метлой – результат моих походов на какие-то коммунистические субботники от комиссии «Индустрия». Были такие у нас такие МОСХовские комиссии, в числе прочего – по походам на различные производства.
Встречал там вот таких бабуль-уборщиц. У меня большая коллекция всяких-разных бабушек.
САМ МАРЦ НАСТОЯЛ!
Эта лошадь — тоже из институтских времен. Отливал ее в ДОКе у Лукьянова на станции «Чухлинка» (кто помнит – еще раз ставьте лайки).
У меня ее не брали на анималистическую выставку. И только Андрей Валерианович Марц настоял, чтобы взяли. Та выставка была на улице Уральская в выставочном зале.
СЛЕСАРЬ-ВЫПИВОХА
Был у нас на Вавилова во времена агитплаката слесарь. Звали его Витя Шелунцев. Выпивоха был еще тот.
Физиономию он имел ярко-розового цвета, остренькие голубенькие глазки и здоровую шевелюру абсолютно белых кудрявых волос. За что и получил прозвище Одуванчик.
Мне было интересно слепить его таким одуванчиком. И вообще, до 1985 года я обязательно раз в год рубил одну мраморную работу. У меня есть 4 готовые работы, а последнюю я не доделал.
ПОРТРЕТ БОЙЦА-СОВРЕМЕННИКА
Это была комсомольская путевка на Дальний Восток, и по отчету я сделал этот портрет, за что получил Первую премию на фестивале «Портрет современника» в Праге в 1984 году.
Рубил я этот портрет тоже в Переславле.
ВСЕМ ЖЕЛАЮ ЗДРАВИЯ
Завершая мраморную эпопею, показываю вам «Битву кентавров с амазонками».
Поскольку у меня дикое количество всякого-разного, я не буду сейчас выкладывать все свои козыри. Оставлю их в рукаве своей толстовской рубахи. Перегруз и перенапряг – дело такое...
Продолжение обязательно следует! По желанию зрителей и заявкам трудящихся. Обязательно покажу, расскажу, объясню, приглашу в гости, налью и угощу! Всем желаю здравия!
Фото из домашнего архива Дмитрия ТУГАРИНОВА