Выставки

Объединение московских скульпторов продолжает серию онлайн-выставок. Сегодня редакция сайта ОМС представляет творчество замечательного художника и педагога Александра Смирнова-Панфилова. Александр Александрович, недолго раздумывая, откликнулся на нашу просьбу о выставке, отобрал свои работы, снял их и рассказал, когда и почему они были им созданы.

Наш коллега, друг, товарищ и замечательный скульптор Павел БЕЛАН, откликнувшись на просьбу редакции сайта ОМС,  прислал видео-выставку своих работ.

В аннотации к онлайн-выставке Павел Белан, в частности, пишет:

- Работы этой выставки подобны структурному хаосу, где существует схема и свободное выпадание из нее, где случайность задаёт развитие работы.

В процессе действия доля хаоса растёт, то уходит. Действие происходит в яви или в иррациональности, как бы прыгает, расширяет пространство, точнее, захватывает оба.

В какой-то степени, это напоминает Теорию хаоса, когда существует выход из одной точки и незначительный поворот влияет на дальнейшие события.

Мы видим множество взглядов на одну структуру, множество вариантов развития, преобразования.

Поплыли!

Страница Павла Белана на сайте ОМС

Previous Next

Сайт ОМС продолжает серию онлайн-выставок московских скульпторов. Сегодня представляет своих работы и остроумно комментирует их Дмитрий Тугаринов, Народный художник Российской Федерации.

Дожили мы до превращения скульптуры в картинку и прочей удаленки-дистанционки.

Скульптура – это единственный вид искусства (за исключением театра и музыки), существующий в реальном объеме и пространстве, – в отличие от плоскостных живописи, графики и даже кино.

Не буду вдаваться в сложные и глубокие рассуждения великих, от Платона и Аристотеля до Генри Мура и Виппера, а то начну философствовать... это надолго. Но если захотите, я с удовольствием отвечу на вопросы. Можно будет и диспут устроить! Слава богу, самоизоляция вроде бы закончилась – заживём!

А теперь – про свои работы. Всю жизнь я делал только то, что мне нравится, интересно и как я считал нужным. Сейчас стараюсь делать то же самое.

Дмитрий ТУГАРИНОВ

 

ГРЯДКИ И СКУЛЬПТУРА

Поскольку я пишу этот текст, находясь на своей даче под Талдомом, начну с Натты Конышевой – она моя соседка по грядкам. Лет 25 назад я ее здесь и слепил с натуры. Ходил к ней в гости на участок.

Как говорится, в человеке все должно быть прекрасно – и руки, и ноги, и кроссовки.

В связи с этим можно добавить следующее. В беседе с Игорем Новиковым мы как-то вспомнили фразу нашего учителя Михаила Федоровича Бабурина про некую скульптуру: «Вот смотрите, какая вещь – ровненькая, красивенькая, вылизанная, все ноготочки и складочки на месте. Прям как беленькое, гладенькое, красивое яичко. А разобьешь его – оно внутри тухлое».

В случае с Наттой все вышло наоборот – ничего гладенького. Но все искреннее и далеко не тухло.

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДРАЗНИЛКА

Здесь же на даче я наконец реализовал старую идею – композицию под названием «По реке плывет топор...». Дальше вы и сами знаете.

На самом деле это средневековая дразнилка – так славяне-русичи дразнили выходцев из Германии, которые жили в Лефортовской слободе, а топор должен был плыть по Яузе.

Эту идею мне подал один приятель еще в 2000-е годы: слепить топор как символ Москвы – в противовес питерскому Чижику-Пыжику. Я сделал эскизик – ну и отложил до лучших времен. Потом меня неожиданно начали спрашивать об этой вещи – я ее полноценно слепил во время карантина, отлил, а доработал уже здесь на даче.

 

БИБЛЕЙСКИЙ СТАРЕЦ

Сейчас, перескакивая с конца в самое начало, хочу перейти к следующему – портрету скульптора Габе.

Я его рубил в творческой группе в Переславле-Залесском во время Олимпийских игр в Москве (а это, спешу напомнить, 1980-й год).

Меня поразил библейский старец, и я его рубил не с натуры, а по впечатлению. Он не знал, что я его рублю, но переживал, почему я постоянно пожираю его глазами во время завтрака, обеда и ужина в столовой.

Потом, когда узнал, успокоился и даже мне позировал. Я слепил еще несколько этюдов. И впоследствии ездил к нему в гости в Ленинград.

 

В ОДИН ЗИЛ МЫ НЕ ПОМЕСТИЛИСЬ

В этот же заезд в Переславль я сделал академический договор - Емельяна Пугачева.

Это был мой первый академический договор. Тогда в Переславле я был в одной мастерской с Виктором Губко. Мы наработали столько, что два бортовых ЗИЛа нас (в смысле наши работы) еле увезли.

 

КОНСКИЙ ДИПЛОМ

Это мой диплом. Бабурин поначалу запретил мне это лепить, сказав, что лошадь нужно знать, на ней нужно ездить.

И ­– о чудо! – у меня появилась своя лошадь, и вопрос с «конским» дипломом решился в мою пользу.

Вообще у меня на диплом было три работы, но защищался я одной, так как на свою защиту я... проспал (бывает!).

Когда прибежал, уже вовсю все шло – я успел защитить только одну вещь. Остальные две работы не сохранились (только где-то есть неказистые фотографии).

 

СВОБОДА И ДЕНЬГИ

А эти две работки я лепил в армии зимой, а весной, когда меня комиссовали, я привез две восковки.

Мне удалось их быстренько отлить и с весенней молодежной выставки у меня их купили – одну за 600 рублей, другую за 800. Бешеные деньги были! Можно сказать, с них началась моя свободная творческая жизнь.

На той выставке у меня стоял тот мраморный скульптор Габе, за которого меня ругали, но его купила Третьяковка. К сожалению, взять его на какую-нибудь выставку нереально – нужно оплачивать очень дорогую страховку. Благо сохранились отличные фотографии, сделанные моим товарищем – фотографом Николаем Алексеевым.

 

ТОГДА ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ МОДНО

Боксеров я делал тоже где-то на дипломе. Вытачивал прямо из гипса.

Тогда это было очень модно – наляпывать гипс и вытачивать из него.

Почему боксеры? Потому что вроде как к Олимпийским играм готовились, ждали. К боксерам у меня еще были борцы.

 

МАРШАЛ ЖУКОВ

 

Меня с детства дико нравился маршал Жуков. Видимо, потому что он лошадник – очень хорошо ездил верхом. Я даже хотел делать его на диплом, но у меня утвердили другие вещи. В итоге я его лепил потом уже.

Одного – который на бревне – я вообще долепливал относительно недавно с молодым скульптором Лешей Дмитриевым, когда он еще учился в институте, в манеже Тимирязевской академии. Так что можно сказать, что благодаря Леше у меня получилась работа. Леша, привет!

 

РЫЦАРЕЙ ЛЕПИТЬ НЕ ПОЗВОЛЯЛИ

Это моя старинная работа 1982 года, сделанная в ГДР на Международном симпозиуме под Дрезденом. Как все помнят, тогда был Советский Союз.

Я приехал на симпозиум и хотел сделать рыцарей или что-то связанное с германской историей. Но в парткоме сказали сделать что-то нейтральное, не рыцарей.

У меня все тогда было связано с лошадьми, я всегда делал что-то конное, поэтому в итоге все кончилось мальчиком на лошади — прозаично, нейтрально. По-немецки это звучало «Rosa Traum».

За эту вещь я тоже получил громадную премию, на которую мог купить даже машину. Но с машиной, как и с валютой, были проблемы: я хотел привезти ГДРные деньги в Москву, чтобы в «Березке» купить инструменты (кто знает/помнит, что это за магазины, поднимите руки. А лучше ставьте лайки).

Но не вышло. Пришлось все тратить там: за три дня я спустил около десяти тысяч марок. Обедал в фешенебельных ресторанах, покупал дорогую одежду, набрал запасы книг и инструментов – еле влез в купе со всем этим богатством.

Потом оказалось, что эти марки я мог прекрасно привезти в Москву, просто задекларировав, здесь поменять их на чеки – и этими чеками расплатиться в «Березке». Но я этого не знал.

Тогда я еще привез первую углошлифовальную машинку, которую у нас все называют болгаркой.

В целом, время там провел прекрасно. Воспоминания о том симпозиуме самые замечательные.

 

КАК Я ОБМАНУЛ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ

В старые советские времена у нас у всех был интерес к русской истории и православию, но просто так изобразить это дело было нельзя. Поэтому распятие я слепил, как будто это музей, а ради двуглавого орла я слепил (а потом отлил из стали) двуглавого петуха и к нему все остальное.

Но наших комсомольских кураторов так просто не проведешь: они мне все грозили пальцем по поводу петуха. А уже в перестроечное время некоторые ортодоксальные патриоты укоряли меня за то, что я, якобы, издеваюсь над гербом российской империи. Эх, никому не угодишь (это ирония, если что)!

 

ИЗ КОЛЛЕКЦИИ БАБУШЕК

Эта бабка с метлой – результат моих походов на какие-то коммунистические субботники от комиссии «Индустрия». Были такие у нас такие МОСХовские комиссии, в числе прочего – по походам на различные производства.

Встречал там вот таких бабуль-уборщиц. У меня большая коллекция всяких-разных бабушек.

 

САМ МАРЦ НАСТОЯЛ!

Эта лошадь — тоже из институтских времен. Отливал ее в ДОКе у Лукьянова на станции «Чухлинка» (кто помнит ­– еще раз ставьте лайки).

У меня ее не брали на анималистическую выставку. И только Андрей Валерианович Марц настоял, чтобы взяли. Та выставка была на улице Уральская в выставочном зале.

 

СЛЕСАРЬ-ВЫПИВОХА

Был у нас на Вавилова во времена агитплаката слесарь. Звали его Витя Шелунцев. Выпивоха был еще тот.

Физиономию он имел ярко-розового цвета, остренькие голубенькие глазки и здоровую шевелюру абсолютно белых кудрявых волос. За что и получил прозвище Одуванчик.

Мне было интересно слепить его таким одуванчиком. И вообще, до 1985 года я обязательно раз в год рубил одну мраморную работу. У меня есть 4 готовые работы, а последнюю я не доделал.

 

 

ПОРТРЕТ БОЙЦА-СОВРЕМЕННИКА

Это была комсомольская путевка на Дальний Восток, и по отчету я сделал этот портрет, за что получил Первую премию на фестивале «Портрет современника» в Праге в 1984 году.

Рубил я этот портрет тоже в Переславле.

 

ВСЕМ ЖЕЛАЮ ЗДРАВИЯ

Завершая мраморную эпопею, показываю вам «Битву кентавров с амазонками».

Поскольку у меня дикое количество всякого-разного, я не буду сейчас выкладывать все свои козыри. Оставлю их в рукаве своей толстовской рубахи. Перегруз и перенапряг – дело такое...

Продолжение обязательно следует! По желанию зрителей и заявкам трудящихся. Обязательно покажу, расскажу, объясню, приглашу в гости, налью и угощу! Всем желаю здравия!

Фото из домашнего архива Дмитрия ТУГАРИНОВА

Страница Дмитрия Тугаринова на сайте ОМС

Теперь уже несомненно, что в виртуальных выставках оказалось много положительных сторон. В сумасшедшем ритме городской жизни, который нас захлестывал совсем недавно и, надеюсь, еще захлестнет, далеко не всегда хватало времени на посещение всех открывающихся вернисажей, выставок друзей и коллег. Наше знакомство с ними зачастую заканчивалось лишь чтением афиши.

Возникшая за время «карантина» привычка к общению в соцсетях, как безальтернативному способу встреч с друзьями и коллегами, заострила нашу способность воспринимать через экран компьютера художественные работы знакомых и любимых нами авторов, расширила наши возможности узнавания новых имен.

За прошедшие два месяца лента новостей в фейсбуке, перегруженная изначально «фейками», спекуляциями и домыслами, очистилась от мусора и наполнилась произведениями искусства, которыми люди делятся друг с другом.

Это очень позитивная, на мой взгляд, тенденция, вселяющая оптимизм и надежду, показывающая, что тяга к прекрасному внутри многих из нас гораздо сильнее, чем желание копаться в… «жареных» фактах.

Тем приятнее представить вам на пространстве нашего сайта уже вторую виртуальную выставку, на этот раз - Афины Попандопуло, прекрасного автора и замечательного человека.

Те, кто хоть раз в жизни видел созданные ею портреты, навсегда и без шансов на спасение попадают под их очарование. Тем более, что многие из нас хорошо знакомы и с портретируемыми.

Кроме точного внешнего сходства они удивительно верно отражают внутренний мир модели, наполняя работу удивительной теплотой и душевностью.

Я очень рад представившемуся шансу еще раз встретиться (правда, пока на просторах интернета) с работами Афины, хотя не теряю надежды впоследствии увидеть их вживую, еще раз выразить автору слова восхищения. А пока виртуально поздравляю всех с открытием, желаю всем здоровья и приятного просмотра!

Георгий СМИРНОВ,

председатель Объединения московских скульпторов

 

Афина ПОПАНДОПУЛО: ЛЮБЛЮ ШАМОТ И ЛЮДЕЙ С ЧУВСТВОМ ЮМОРА

Пока мы сидим в самоизоляции, онлайн-выставки – единственная возможность рабочего общения. Будем надеяться, что в скором времени вернутся офлайн-выставки с гостями, речами и фуршетом.

В онлайн-формате сложно показать объем. Поэтому буду компенсировать картинки своими комментариями. Постараюсь быть краткой.

Мои портреты – это скульптура в керамике. Здесь присутствует объем, условность и декоративность. Я люблю шамот, и мне нравится сочетать объем с цветом.

Портретов у меня немного, потому что трудно найти творческую личность с большим чувством юмора. В своих портретах я стараюсь отобразить не только внешнюю красоту, но и внутренние качества.

Бывает, что портретируемые страшно обижаются. У меня такое было лишь один раз: портрет не понравился настолько, что меня просили его сломать. Но с первый же выставки он был куплен государственным музеем.

Если обратиться к истории, такие не очень приятные истории были у многих великих мастеров – Веласкеса, Вермеера, Рембрандта, когда их портреты не производили желаемого эффекта. Но дело ведь не в рукоплескании, а в восприятии личности, образа.

 

"ДО СИХ ПОР НЕ МОГУ ОСТАНОВИТЬСЯ"

"На самом деле, с этих двух работ все и началось. Это – портреты моего сына Юры и мужа Мити.

Ничто не предвещало... В конце 1980-х мы поехали в творческую группу в Дзинтари, и там неожиданно для себя я слепила эти работы, вошла во вкус и до сих пор не могу остановиться.

Леплю в основном портреты своих друзей и знакомых – творческих людей с хорошим чувством юмора".

 

ЖИВОПИСЕЦ КАТЯ

"Эта фигура – Кати Козловой – называется «Живописец Катя» (в натуральную величину, между прочим).

Я ее рубила в Переславле тоже в далеких 1980-х. Помню, когда работы всей нашей творческой группы вывозили в Москву, моя работа выпала из грузовика по дороге и бесследно исчезла...

Почему-то мне захотелось ее повторить. Сразу как приехала в Москву, вырубила точно такую же фигуру. Но она уже не потерялась, а нашла свое место в коллекции одного из больших федеральных музеев".

 

ПРИНЦЕССА С ПРУЖИНКАМИ

"Следующими были эти портреты – моей подруги, художника Иры Слувис, и мой автопортрет.

Ира – очень творческий человек. Ее фантазия бурлит, не знает границ.

Мне захотелось сделать ее принцессой – с заколкой в виде короны с золотыми шариками на пружинках.

Удивительно, что этот портрет очень понравился маме Иры – Людмиле Николаевне Уртаевой, на тот момент главному художнику Экспериментального творческо-производственного комбината  «Воронцово».

 

ДВА ДРУГА

"Это портреты скульпторов и двух друзей – Андрея Балашова и Игоря Козлова.

В моей памяти они остаются именно такими – как я их изобразила много лет назад.

Слепила я их, потому что они тоже были со мной в творческой группе в Переславле-Залесском".

 

ТО ЛИ ФАРАОН, ТО ЛИ СТАЛИН

"Это портрет моего однокурсника, керамиста Дмитрия Степанова.

Мне захотелось сделать его в египетском стиле, потому что в нем было что-то от фараона. Но когда я его везла на такси на выставку, водитель спросил меня:

- Это случайно не портрет молодого Сталина?"

 

ПОРТРЕТ ГАЛИ ШИЛИНОЙ

"Портрет скульптора Гали Шилиной сейчас находится в коллекции большого государственного художественного музея".

 

ЗАГАДОЧНЫЙ СВИТЕР

"Портрет моего папы ­– cкульптора-анималиста Георгия Николаевича Попандопуло.

Орнамент по свитеру – это контур его ключевых работ и композиций.

Данный портрет я тоже лепила в Дзинтари вместе с портретом мужа и сына. Получился семейный подряд".

 

ПО СЕЙ ДЕНЬ В ТРЕНДЕ

"Это – Алик Цигаль 30 лет назад.

У него была очень красивая замшевая куртка рыжего цвета с бахромой, которая отлично сочеталась с его роскошными черными волосами. Он и по сей день остается в тренде".

 

СКУЛЬПТОР С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ

"Андрей Асерьянц – мой друг, сосед по Владыкино, тоже выпускник Строгановки и просто классный, веселый и мегатворческий человек.

Именно эти качества я и воплотила в его образе. Растянутая футболка, сползающая с плеча, – не моя придумка. Он так и ходит в мастерской. А колокольчики – это отсылка к его постоянному смеху и шуткам". 

 

ПОЧЕМУ В ПРИЧЁСКЕ ГВОЗДИ?

"Машу Калмыкову я знаю с детства. Маленькими мы много времени проводили в мастерских родителей во Владыкино.

Маша окончила Суриковский институт, и все было серьезно. Но в один прекрасный момент она перешла на «щепочки и гвоздики», из которых делает прекрасные арт-объекты.

По низу портрета орнаментом проходят ее основные работы, а в прическу вмонтированы гвозди".

 

ПОРТРЕТ ТАНИ ФЁДОРОВОЙ

"Портрет Тани Федоровой – художника по стеклу и подруги детства.

В ее красоте и стати тоже что-то есть от египтянок, поэтому в портрет я включила египетские мотивы".

 

МУДРЫЕ РЕЧИ

"Портрет скульптора Жени Яроша – моего соседа и по дому, и по мастерской.

Знаем друг друга с самого детства. Я пыталась сделать его в образе философа, поскольку его мудрыми речами можно заслушаться".

Страница Афины ПОПАНДОПУЛО на сайте ОМС

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск