В день юбилея Игоря Шелковского сайт ОМС рассказывает о художнике, а искусствоведы Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова и Наталья Сидорова объясняют, как устроены работы замечательного Мастера.
ИГОРЬ ШЕЛКОВСКИЙ
Игорь Шелковский родился 20 декабря 1937 в Оренбурге. Отец, Сергей Шелковский, редактор краевой газеты «Оренбургская коммуна», в 1937 году был расстрелян как «враг народа».
1959 Окончил Московское областное художественное училище памяти 1905 года, театральное отделение.
1959-1962 Работал в издательствах, декоратором в тульском ТЮЗе, вел кружок рисования в Нескучном саду в Москве.
1962 Реставратор фресок и икон Великого Новгорода и Московского Кремля.
1965 Первая выставка произведений, кафе «Синяя птица», Москва.
1969 Первая персональная выставка, ЦДРИ, Москва.
1971 Начало работы с деревом.
1976 Эмиграция во Францию.
1979-1985 Организатор, совместно с Александром Сидоровым (псевдоним Алексей Алексеев), выпуска журнала «А — Я», посвященного современному неофициальному искусству, литературе и философии.
1985 Указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства «за совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР».
1990 Указ Президента СССР «Об отмене Указов Президиума Верховного Совета СССР о лишении гражданства СССР некоторых лиц, проживающих вне пределов СССР».
1992 Член секции скульптуры МСХ и ОМС.
1. "ОБЛАКО"
Свое «Облако», ставшее первым в целой серии, Шелковский создал под впечатлением от одноименной картины Архипа Куинджи. В середине 1970-х художник много работал с деревом, создавая рельефы с геометризованными изображениями, и воспроизведение облака в тяжелой деревянной форме оказалось более чем интересной задачей. Громоздящиеся один на другой прямоугольные выступы, окрашенные эмалью разных оттенков голубого, создают эффект постоянно изменяющейся структуры. Цвет, дробящийся на поверхности деревянной формы, превращает произведение в объект, балансирующий на границе живописи и скульптуры.
2. "ПАКЕТ МОЛОКА"
Одно из самых известных произведений Шелковского — многократно увеличенный пакет молока, знакомый любому советскому человеку, — можно было бы отнести к поп-арту, если бы не проросшие на одной из сторон тетраэдра зеленые геометризованные формы, больше всего напоминающие обозначение парковых зон на архитектурном макете застройки. Таким образом, «Пакет молока» становится в один ряд с другой работой Шелковского — «Лесом» 1975 года, и с более поздними работами, исследующими способы пластического перекодирования видимого мира в структуры.
3. "ЛЕС"
В этой работе мы снова видим не деревья, но их формулу: так можно изобразить лесные или парковые массивы на карте или макете. Но разные оттенки зеленого, покрывающего цилиндрические формы, побуждают зрителя наполнить эту предельно простую схему своими ассоциациями, живой памятью о лесе. Это еще одна характерная для Шелковского работа, существующая на грани живописи и скульптуры.
4. "ТРИ ПРОФИЛЯ"
Шелковский редко обращается к портрету. Человек его интересует, но скорее как фигура, абрис — среди его работ много идущих, стоящих, бегущих людей. «Три профиля», оставаясь очередным размышлением о структуре и пространстве, отсылают к кубофутуристам, к их идее портрета, сделанного в нескольких измерениях. В отличие от ранних произведений, это уже не брутальный деревянный объект, а тонкий черный рельеф, линейный образ, где соединяются разные плоскости изображения.
5. "ТРОЕ БЕГУЩИХ"
Постоянный образ в творчестве Шелковского — схематичные фигуры людей. «Трое бегущих», сделанные из тонких палочек, заставляют вспомнить о наскальной живописи: далекие предки старались рисовать бизонов и мамонтов реалистично, а люди всегда оставались схематичным изображением. Это одна из работ Шелковского, которая хорошо поддается масштабированию: легко представить этих архетипических бегущих на городской площади.
6. "ДЕРЕВО В ГОРОДЕ"
Устройство города — одна из важнейших для Шелковского тем в последние десятилетия. На этой трехмерной картине, которую можно представить и в экспозиции галереи, и — многократно увеличенную — на стене дома, дерево оказывается заключено в клетку города, а по бокам от нее — часто появляющийся в работах Шелковского силуэт условного мегаполиса.
7. "БОЛЬШИЕ ДОМА"
Из таких рельефов можно сделать отдельную выставку: к этой форме Шелковский обращается постоянно с 1970-х годов, так же как к силуэту города. Притом что сам город кажется безжизненным: в черных и серых дощечках-домах не видно ни окон, ни дверей, — художник вводит сюда красный круг, условное солнце, и это полностью меняет настроение работы.
8. "КОНСТРУКЦИЯ"
Это своего рода архитектон Шелковского, к которому он постоянно возвращается в своем творчестве. И если сравнить ее с современными работами, то становится особенно заметна заключенная в этом объекте экспрессия. Это динамичная, страстная, барочная конструкция, как будто порожденная некой «геометрической стихией» и продолжающая стремиться к росту. Такого рода объекты Шелковский называет «букетами», «цветами», «деревьями», «травой», потому что город и природа для этого художника не антиподы, одно прорастает сквозь другое.
9. "ОБЪЕКТ № 2"
Для выставки «Город дорог» в Новой Третьяковке Шелковский создал гигантскую инсталляцию: эффектная, яркая версия перевода небольшого, камерного произведения в пространственную скульптуру. Упорядоченная, выстроенная структура, которая продолжает быть и городом, и лесом, с некоторого расстояния воспринимается холодной, чистой формулой. Но, оказываясь внутри, зритель становится свидетелем особых отношений между органическим и почти математическим линейным миром, воспринимает его разнонаправленное разрастание. Поиски формулы, описывающей рост, который происходит одновременно стихийно и в ритме архитектурных конструкций, увенчались успехом. Еще одна работа, которую хотелось бы видеть на городской площади.
Ирина ГОРЛОВА,
Наталья СИДОРОВА
Фото из архива Игоря Шелковского