ИГОРЬ ШЕЛКОВСКИЙ. 9 ХРЕСТОМАТИЙНЫХ РАБОТ

В день юбилея Игоря Шелковского сайт ОМС рассказывает о художнике, а искусствоведы Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова и Наталья Сидорова объясняют, как устроены работы замечательного Мастера.

ИГОРЬ ШЕЛКОВСКИЙ

Борис Орлов."Игорь Шелковский", 1969. Терракота, 32х18 см.Фото Людмилы ДорожинскойБорис Орлов.
"Игорь Шелковский", 1969. Терракота, 32х18 см.
Фото Людмилы Дорожинской

Игорь Шелковский родился 20 декабря 1937 в Оренбурге. Отец, Сергей Шелковский, редактор краевой газеты «Оренбургская коммуна», в 1937 году был расстрелян как «враг народа».

1959 Окончил Московское областное художественное училище памяти 1905 года, театральное отделение.

1959-1962 Работал в издательствах, декоратором в тульском ТЮЗе, вел кружок рисования в Нескучном саду в Москве.

1962 Реставратор фресок и икон Великого Новгорода и Московского Кремля.

1965 Первая выставка произведений, кафе «Синяя птица», Москва.

1969 Первая персональная выставка, ЦДРИ, Москва.

1971 Начало работы с деревом.

1976 Эмиграция во Францию.

1979-1985 Организатор, совместно с Александром Сидоровым (псевдоним Алексей Алексеев), выпуска журнала «А — Я», посвященного современному неофициальному искусству, литературе и философии.

1985 Указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства «за совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР».

1990 Указ Президента СССР «Об отмене Указов Президиума Верховного Совета СССР о лишении гражданства СССР некоторых лиц, проживающих вне пределов СССР».

1992 Член секции скульптуры МСХ и ОМС.

 

1. "ОБЛАКО"

''Облако'', 1977. Дерево, эмаль, 56х77,5х31 см''Облако'', 1977. Дерево, эмаль, 56х77,5х31 см

Свое «Облако», ставшее первым в целой серии, Шелковский создал под впечатлением от одно­именной картины Архипа Куинджи. В середине 1970-х художник много работал с деревом, создавая рельефы с геометризованными изобра­жениями, и воспроизведение облака в тяже­лой деревянной форме оказалось более чем инте­рес­ной задачей. Громоздящиеся один на другой прямоугольные выступы, окрашенные эмалью разных оттенков голубого, создают эффект постоянно изменяющейся структуры. Цвет, дробящийся на поверхности деревянной формы, превращает произведение в объект, балансирую­щий на границе живописи и скульптуры.

2. "ПАКЕТ МОЛОКА"

''Пакет молока'', 2005. Авторский повтор работы 1973 года.Дерево, масло, эмаль, 70х98х75 см''Пакет молока'', 2005. Авторский повтор работы 1973 года.
Дерево, масло, эмаль, 70х98х75 см

Одно из самых известных произведений Шелковского — многократно увеличенный пакет молока, знакомый любому советскому человеку, — можно было бы отнести к поп-арту, если бы не проросшие на одной из сторон тетраэдра зеленые геометризованные формы, больше всего напоминающие обозначение парковых зон на архитектурном макете застройки. Таким образом, «Пакет молока» становится в один ряд с другой работой Шелковского — «Лесом» 1975 года, и с более поздними работами, исследующими способы пластического перекодирования видимого мира в структуры.

3. "ЛЕС"

''Лес'', 1975. Дерево, эмаль, 50х75х8,5 см''Лес'', 1975. Дерево, эмаль, 50х75х8,5 см

В этой работе мы снова видим не деревья, но их фор­мулу: так можно изобразить лесные или парковые массивы на карте или макете. Но разные оттенки зеленого, покрывающего цилиндрические формы, побуждают зрителя наполнить эту предельно простую схему своими ассоциациями, живой памятью о лесе. Это еще одна характерная для Шелковского работа, суще­ствующая на грани живописи и скульптуры.

4. "ТРИ ПРОФИЛЯ"

''Три профиля'' I, 2013. Дерево, краска, 45х34х20 см''Три профиля'' I, 2013. Дерево, краска, 45х34х20 см

Шелковский редко обращается к портрету. Человек его интересует, но скорее как фигура, абрис — среди его работ много идущих, стоящих, бегущих людей. «Три профиля», оставаясь очередным размышлением о структуре и пространстве, отсылают к кубофутуристам, к их идее портрета, сделанного в нескольких измерениях. В отличие от ранних произведений, это уже не брутальный деревянный объект, а тонкий черный рельеф, линейный образ, где соединяются разные плоскости изображения.

5. "ТРОЕ БЕГУЩИХ"

''Трое бегущих'', 2002. Дерево, краска, 35х30х24 см''Трое бегущих'', 2002. Дерево, краска, 35х30х24 см

Постоянный образ в творчестве Шелковского — схематичные фигуры людей. «Трое бегущих», сделанные из тонких палочек, заставляют вспомнить о наскальной живописи: далекие предки старались рисовать бизонов и мамонтов реалистично, а люди всегда оставались схематичным изображением. Это одна из работ Шелковского, которая хорошо поддается масштабированию: легко представить этих архетипических бегущих на городской площади.

6. "ДЕРЕВО В ГОРОДЕ"

''Дерево в городе'', 2010. Дерево, краска, 60х80х15 см''Дерево в городе'', 2010. Дерево, краска, 60х80х15 см

Устройство города — одна из важнейших для Шелковского тем в последние десятилетия. На этой трехмерной картине, которую можно представить и в экспозиции галереи, и — мно­го­кратно увеличенную — на стене дома, дерево оказывается заключено в клетку города, а по бокам от нее — часто появ­ляющийся в рабо­тах Шелковского силуэт условного мегаполиса.

7. "БОЛЬШИЕ ДОМА"

''Большие дома'', 2008. Дерево, краска, 29,9х47х6,5 см''Большие дома'', 2008. Дерево, краска, 29,9х47х6,5 см

Из таких рельефов можно сделать отдельную выставку: к этой форме Шелковский обращается постоянно с 1970-х годов, так же как к силуэту города. Притом что сам город кажется безжизненным: в черных и серых дощечках-домах не видно ни окон, ни дверей, — художник вводит сюда красный круг, условное солнце, и это полностью меняет настроение работы.

8. "КОНСТРУКЦИЯ"

''Конструкция'', 1973. Дерево, краска, 76х59х56 см''Конструкция'', 1973. Дерево, краска, 76х59х56 см

Это своего рода архитектон Шелковского, к которому он постоянно возвращается в своем творчестве. И если сравнить ее с современными работами, то становится особенно заметна заключенная в этом объекте экспрессия. Это динамичная, страстная, барочная конструкция, как будто порожденная некой «геометрической стихией» и продолжающая стремиться к росту. Такого рода объекты Шелковский называет «букетами», «цветами», «деревьями», «травой», потому что город и природа для этого художника не антиподы, одно прорастает сквозь другое.

9. "ОБЪЕКТ № 2"

''Объект № 2'', 2017. Дерево, акриловая эмаль, 37,5х52х51,7 см''Объект № 2'', 2017. Дерево, акриловая эмаль, 37,5х52х51,7 см

Для выставки «Город дорог» в Новой Третья­ковке Шелковский создал гигантскую инстал­ляцию: эффектная, яркая версия перевода небольшого, камерного произведения в про­стран­ственную скульптуру. Упорядоченная, выстроенная структура, которая продолжает быть и городом, и лесом, с не­которого рас­стояния воспринимается холодной, чистой формулой. Но, ока­зываясь внутри, зритель становится свидетелем особых отношений между органическим и почти математическим линейным миром, воспринимает его разнона­правленное разрастание. Поиски формулы, описывающей рост, кото­рый происходит одновременно стихийно и в ритме архитек­турных конструк­ций, увенчались успехом. Еще одна работа, которую хотелось бы видеть на городской площади.

Ирина ГОРЛОВА,

Наталья СИДОРОВА

Источник

Фото из архива Игоря Шелковского

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск