Пера Аташева, вдова Сергея Эйзенштейна, рассказывала, что однажды, гуляя по Арбату, Сергей Михайлович купил в магазине «Посуда» фарфоровые шаржи на Прокофьева и Мейерхольда. Придя домой, он позвонил Прокофьеву и сказал: «Сергей Сергеич! А я и не знал, - ты теперь, оказывается, посуда!».
Эйзенштейн поставил шарж на Прокофьева в рабочем кабинете своей квартиры на Потылихе. В той же комнате стоял рояль «Бехштейн». За него садился Прокофьев, чтобы сыграть кинорежиссеру темы к двум его фильмам, для которых создавал музыку: «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1941-1946).[1]
В 1935 году художники Кукрыниксы исполнили серию скульптурных шаржей на деятелей советского искусства, с которыми дружили или сотрудничали: композитора Сергея Прокофьева (1891-1953), актеров Ивана Москвина (1874-1946) и Василия Качалова (1875-1948), театральных режиссеров Константина Станиславского (1863-1938) и Всеволода Мейерхольда (1874-1940).
Эти замечательные бюсты друзей Кукрыниксов, удостоенные в 1937 году на Всемирной выставке в Париже Золотой медали, были выпущены Ленинградским фарфоровым заводом, причем очень малым тиражом, и дарились они, как правило, деятелям культуры. Позже по авторским формам уже более широким тиражом скульптуры изготавливали мастера Песоченской фабрики, до Октябрьской революции 1917 года принадлежавшей легендарному М.С. Кузнецову.
Ныне Песоченская фабрика в Калужской области, на которой когда-то работали великолепные, известные всей стране художники, называется АО «Кировская керамика», и выпускает она (о чем с гордостью заявляет на своем сайте) «около 2 млн. единиц сантехники», прежде всего унитазы.
Сегодня скульптурные портреты Кукрыниксов, особенно бюст Всеволода Эмильевича Мейерхольда, встречаются крайне редко и стоят огромных денег, потому что выпускались всего пять лет. В 1940 году Мейерхольда - Почетного красноармейца, Народного артиста Республики, великого реформатора русского и советского театра - арестовали и после зверских пыток в НКВД расстреляли.
Имя Мейерхольда, теперь уже вовсе не друга, а злейшего врага Советской власти, оказалось под тотальным запретом. От его изображений (будь то скульптура, живопись, графика, фотографии, книги и газетные вырезки) напуганные Большим террором соотечественники всячески избавлялись. Уничтожали. На худой конец - надежно припрятывали. В тех же сливных бачках для унитазов от Кировского завода.
Лев КУЛАКОВ
Кукрыниксы. ''Композитор Сергей Прокофьев'', 1937.
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, 23х9,5х10 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
"Композитор Сергей Прокофьев'', 1935. Фаянс, высота 22,7 см.
Собственность Кукрыниксов.
Фото из альбома ''Кукрыниксы'', М., ''Изобразительное искусство'', 1982
Кукрыниксы. ''Актер Иван Москвин'', 1930-е. Фарфор, 14,5х14,3 см.
Музей Московского художественного академического театра
''Актер Иван Москвин'', 1935. Фаянс, высота 16,5 см.
Собственность Кукрыниксов.
Фото из альбома ''Кукрыниксы'', М., ''Изобразительное искусство'', 1982
Кукрыниксы. ''Актер Василий Качалов'', 1930-е. Фарфор, 16х16,6 см.
Музей Московского художественного академического театра
Актер ''Василий Качалов'', 1935. Фаянс, высота 16,5 см.
Собственность Кукрыниксов.
Фото из альбома ''Кукрыниксы'', М., ''Изобразительное искусство'', 1982
Кукрыниксы. ''Режиссер Константин Станиславский'', 1930-е.
Фарфор, роспись надглазурная полихромная, 18,4х13,6х10,3 см.
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург
''Режиссер Константин Станиславский'', 1935. Фаянс, высота 19 см.
Собственность Кукрыниксов.
Фото из альбома ''Кукрыниксы'', М., ''Изобразительное искусство'', 1982
''Режиссер Всеволод Мейерхольд'', 1935. Фаянс, высота 13,7 см. Собственность Кукрыниксов. Фото из альбома ''Кукрыниксы'', М., ''Изобразительное искусство'', 1982
Всеволод Мейерхольд. Фото из Следственного дела, 1939
Диплом о награждении Кукрыниксов Золотой медалью на Всемирной выставке в Париже 1937 года.
Фото Виталия Тепикина
1]Из рассказа Веры Румянцевой, хранителя фонда «Музей С.М. Эйзенштейна».