МАРАТ БАБИН. НИЧЕГО ЛИШНЕГО В ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ

Скульптора Марата Бабина (1929-2010) любили все, кроме озлобленных школьных уборщиц. А еще - если бы он не погиб - он просто не мог бы умереть от старости. Так считают друзья Марата Рувимовича и его ученики.

 - В те давние годы нашей совместной работы, где-то с 1993 по 2001 год, то есть все десять лет, я была для Марата Рувимовича непрерывным кошмаром. Я была его начальником, а он был руководителем кружка, именуемого что-то вроде «художественной лепки».

Я требовала записей в журнале темы занятий и планирование - иначе я не могу платить зарплату - сурово стращала я.

Марат Рувимович смотрел мимо меня куда-то в творческие дали и невпопад кивал.

Журнал и планы оставались девственно чистыми.

Это был такой особый кружок. В других дети пели, танцевали, вышивали; было понятно, чем заняты.

В кружке лепки перемазанная глиной мелкота из началки ваяла каких-то неведомых миру зверей, птиц и таинственных человечков.

Да и сам Марат Рувимович был как бы из другого мира. Такой сухонький старичок с пронзительными молодыми глазами. Одет он обычно был во что-то серо-черное…

Но как бы ему подошла остроконечная шляпа и мантия!

Ведь он был чародеем. Он учил детей творить и воплощать их фантазии. Сделать из ребенка творца - такое под силу только настоящему волшебнику.

Озлобленные уборщицы приводили меня в класс, где занимался кружок лепки, и устраивали скандалы - что нам с этим делать? На партах стояли глиняные персонажи из детской фантазии. Тряпка уборщицы хищно тянулась к очередному уродцу по ее эстетическим понятиям.

- Не надо! Я все уберу - клятвенно обещал Марат Рувимович.

И всю ночь обжигал фигурки, чтобы их можно было сохранить.

И они сохранились! И живут в творчестве его уже взрослых успешных учеников.

Это они притаились в мультиках Иры Эльшанской и завоевывают премии на международных кинофестивалях.

Александра ЕРШАНСКАЯ

 

- Я пришла к Марату Рувимовичу, когда мне было 8 лет. Мне кажется, главной преподавательской визиткой Марата Рувимовича было то, что он в нас видел не детей, а художников. Никогда не «сюсюкался» и никогда не обманывал, при этом развивал воображение.

Я помню частую фразу на занятиях: «эта работа - скучная, вот, посмотри…»,  и тогда ребенок все ломал и стремился сделать более интересный сюжет, более оригинальное решение. Конечно, не всем детям такой подход нравился и многие бросали кружок. Но те, кто оставались, вырастали вдумчивыми, анализирующими, самобытными людьми и авторами.

Я помню, когда мне было около 10, я пошла на кружок рисования. Там преподаватель попытался задать нам тему рисунка. Для меня это было первое и последнее занятие с тем педагогом - зерна свободы, посаженные Маратом Рувимовичем, к тому моменту уже проросли - как это мне будут говорить, что рисовать!
Я помню, как бывала в мастерской у Марата Рувимовича - это было маленькое помещение на Ленинском проспекте, задуманное под колясочную дома. И там, в этой крошечной комнате, он создавал свои воздушные, монументальные, свободные скульптуры. Как только у него получилось представлять пространство, находясь в помещении два на три метра… И все эти скульптуры были сложены там, как в тетрисе. И помещались, всему хватало места. На его выставке я поразилась - что все это стояло в колясочной! Но как!

Чтобы позвать Марата Рувимовича открыть дверь подъезда, надо было постучать по трубе. Я приносила ему посмотреть свои новые работы, наброски и всегда очень переживала - потому что знала, что он скажет мне правду, какой бы эта правда не была.
Занятия у Марата Рувимовича во многом определили мой жизненный путь. И даже дипломные мультфильмы в академии искусств я сделала из глины. Я часто думала, а чтобы он сказал, если бы увидел. Очень хотелось не разочаровать его.

Марат Рувимович не старел. Я знала его около 12 лет - и он всегда выглядел одинаково, в одном и том же знакомом любимом синем свитере, с теми же сигаретами.

Казалось, его не интересовало ничего бессмысленное, ничего мирское-гедонистическое. Он не говорил лишних слов, не покупал лишних вещей. На обед он всегда грел в алюминиевой походной кружке чай и ел бутерброд с колбасой.

После того, как он погиб[1], я часто думала, что от старости этот человек просто не мог бы умереть.

Очень скучаю по этому смелому, искреннему, талантливому человеку.

Ирина ЭЛЬШАНСКАЯ

[1] Марат Бабин погиб под колесами грузовика на Ленинском проспекте 5 октября 2010 года (Прим. сайта ОМС).

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск