Скульптора Марата Бабина (1929-2010) любили все, кроме озлобленных школьных уборщиц. А еще - если бы он не погиб - он просто не мог бы умереть от старости. Так считают друзья Марата Рувимовича и его ученики.
- В те давние годы нашей совместной работы, где-то с 1993 по 2001 год, то есть все десять лет, я была для Марата Рувимовича непрерывным кошмаром. Я была его начальником, а он был руководителем кружка, именуемого что-то вроде «художественной лепки».
Я требовала записей в журнале темы занятий и планирование - иначе я не могу платить зарплату - сурово стращала я.
Марат Рувимович смотрел мимо меня куда-то в творческие дали и невпопад кивал.
Журнал и планы оставались девственно чистыми.
Это был такой особый кружок. В других дети пели, танцевали, вышивали; было понятно, чем заняты.
В кружке лепки перемазанная глиной мелкота из началки ваяла каких-то неведомых миру зверей, птиц и таинственных человечков.
Да и сам Марат Рувимович был как бы из другого мира. Такой сухонький старичок с пронзительными молодыми глазами. Одет он обычно был во что-то серо-черное…
Но как бы ему подошла остроконечная шляпа и мантия!
Ведь он был чародеем. Он учил детей творить и воплощать их фантазии. Сделать из ребенка творца - такое под силу только настоящему волшебнику.
Озлобленные уборщицы приводили меня в класс, где занимался кружок лепки, и устраивали скандалы - что нам с этим делать? На партах стояли глиняные персонажи из детской фантазии. Тряпка уборщицы хищно тянулась к очередному уродцу по ее эстетическим понятиям.
- Не надо! Я все уберу - клятвенно обещал Марат Рувимович.
И всю ночь обжигал фигурки, чтобы их можно было сохранить.
И они сохранились! И живут в творчестве его уже взрослых успешных учеников.
Это они притаились в мультиках Иры Эльшанской и завоевывают премии на международных кинофестивалях.
Александра ЕРШАНСКАЯ
- Я пришла к Марату Рувимовичу, когда мне было 8 лет. Мне кажется, главной преподавательской визиткой Марата Рувимовича было то, что он в нас видел не детей, а художников. Никогда не «сюсюкался» и никогда не обманывал, при этом развивал воображение.
Я помню частую фразу на занятиях: «эта работа - скучная, вот, посмотри…», и тогда ребенок все ломал и стремился сделать более интересный сюжет, более оригинальное решение. Конечно, не всем детям такой подход нравился и многие бросали кружок. Но те, кто оставались, вырастали вдумчивыми, анализирующими, самобытными людьми и авторами.
Я помню, когда мне было около 10, я пошла на кружок рисования. Там преподаватель попытался задать нам тему рисунка. Для меня это было первое и последнее занятие с тем педагогом - зерна свободы, посаженные Маратом Рувимовичем, к тому моменту уже проросли - как это мне будут говорить, что рисовать!
Я помню, как бывала в мастерской у Марата Рувимовича - это было маленькое помещение на Ленинском проспекте, задуманное под колясочную дома. И там, в этой крошечной комнате, он создавал свои воздушные, монументальные, свободные скульптуры. Как только у него получилось представлять пространство, находясь в помещении два на три метра… И все эти скульптуры были сложены там, как в тетрисе. И помещались, всему хватало места. На его выставке я поразилась - что все это стояло в колясочной! Но как!
Чтобы позвать Марата Рувимовича открыть дверь подъезда, надо было постучать по трубе. Я приносила ему посмотреть свои новые работы, наброски и всегда очень переживала - потому что знала, что он скажет мне правду, какой бы эта правда не была.
Занятия у Марата Рувимовича во многом определили мой жизненный путь. И даже дипломные мультфильмы в академии искусств я сделала из глины. Я часто думала, а чтобы он сказал, если бы увидел. Очень хотелось не разочаровать его.
Марат Рувимович не старел. Я знала его около 12 лет - и он всегда выглядел одинаково, в одном и том же знакомом любимом синем свитере, с теми же сигаретами.
Казалось, его не интересовало ничего бессмысленное, ничего мирское-гедонистическое. Он не говорил лишних слов, не покупал лишних вещей. На обед он всегда грел в алюминиевой походной кружке чай и ел бутерброд с колбасой.
После того, как он погиб[1], я часто думала, что от старости этот человек просто не мог бы умереть.
Очень скучаю по этому смелому, искреннему, талантливому человеку.
Ирина ЭЛЬШАНСКАЯ
[1] Марат Бабин погиб под колесами грузовика на Ленинском проспекте 5 октября 2010 года (Прим. сайта ОМС).