Самыми известными произведениями скульптора Матвея Манизера (1891-1966), мимо которых проходят миллионы людей, являются композиции, установленные на станции московского метрополитена «Площадь Революции».
Матвей Манизер был привлечен к работе над станцией в последний момент, когда жюри не удовлетворили итоги конкурса.
Как рассказала газете «Культура» внучка художника Ольга, Матвея Генриховича «попросили спасти станцию: он работал в авральном режиме. В книге о династии Манизеров опубликованы несколько страниц его рабочего дневника 1936 года с первыми эскизными набросками. Его замысел - через образы народа показать историю страны от Гражданской войны до конца 1930-х - был воплощен в бронзе, когда станцию открыли в 1938 году».
В нишах каждой из 20 арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 композиций. Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов, 18 из них повторяются четырежды, а 2 - дважды.
По словам Ольги Манизер, интернет распространяет «небылицы о якобы позировавших для этой станции Матвею Манизеру конкретных людях»:
- В архивах нашей семьи никакой информации по этому вопросу нет - дедушка не оставил записей об этом. Сын скульптора, мой отец Гуго Манизер не отрицал, что Матвей Генрихович мог приглашать кого-то позировать, но всегда подчеркивал, что эти фигуры условны и что Матвей Манизер в скульптурах станции «Площадь Революции» создал образ времени, образ эпохи.
Как уверяет Ольга Манизер, есть еще один очень распространенный миф - что все восемьдесят фигур «Площади Революции» были эвакуированы из Москвы во время войны:
- Папа был уверен, что, если бы это было на самом деле, то упаковка, погрузка, отправка скульптур обязательно обсуждались бы в семье, однако таких разговоров никогда не было.
С течением времени известная всей стране станция метро превратилась в «Площадь, где исполняются мечты». Уже вскоре после ее открытия у студентов (и не только) появилась традиция тереть нос собаке, охраняющей фигуру Пограничника. Якобы, это приносит удачу, по крайней мере, зачет или экзамен точно сдашь. В свою очередь, китайские туристы встают в очередь, чтобы потереть петуха, расположившегося в ногах Птичницы, ведь петух, по восточному поверью, приносит деньги.
- Помню, - рассказывает Ольга Манизер, - нас снимало телевидение: привезли ночью на «Площадь Революции», чтобы записать видео в тишине. Специально для нас включили эскалатор. Мы спустились и буквально остолбенели от красоты: много раз виденная, родная и знакомая, без людей, станция произвела невероятно сильное впечатление своим торжественным монументальным величием.
- По платформе, - продолжает Ольга, - ходила уборщица, протирала скульптуры и приговаривала: «Как же я их люблю». Корреспонденты спросили Гуго: «А как вы относитесь к тому, что люди трут нос собаки?» Гуго ответил: «Это вандализм». В книге я специально поместила две фотографии: модель в глине и отлитая в бронзе скульптура. Чтобы показать - морда собаки совсем «поплыла». А ведь форм, по которым можно было бы отлить новые скульптуры, не сохранилось.
Сайт ОМС показывает все 20 образов, созданных Матвеем Манизером на станции "Площадь Революции", а также произведения скульптора, установленные на станции "Партизанская".
Лев КУЛАКОВ