В 2011 году Михаил Дронов создал удивительный цикл произведений – «Морскую азбуку».
Морская (или семафорная) азбука, появившаяся задолго до изобретения радио, до сих пор используется на море для быстрой передачи сообщений, как правило, между кораблями.
В семафорной азбуке каждой букве алфавита соответствуют определенные положения рук сигнальщика относительно тела. А чтобы передаваемые знаки лучше распознавались и были далеко видны, применяются специальные флажки. Когда флажков по какой-то причине нет, можно пользоваться и другими предметами, например, бескозырками, как это делалось на русском флоте. Были случаи, когда матросам приходилось подавать сигналы даже вёслами!
Но вернемся к Михаилу Дронову, который стал первым в мире художником, запечатлевшим семафорную азбуку в пластике. Как пишет искусствовед Елена Титаренко, «акцентированно минималистский ряд сигналов из «Морской азбуки»: комплекс из 26 символов (по числу букв латиницы) в руках скульптора превратился в необычный цикл рельефов, овеянных духом русского авангарда. Здесь практически нет никакого изображения, кроме стилизации традиционных флажков, - однако бронзовая гладь каждой плакетки дышит, будто зыбь волн»[1]. Вот так, по мнению Елены Титаренко, почти из ничего, «из сора», по Ахматовой, рождается многозначный художественный образ.
Лев КУЛАКОВ
[1] Цитата по: «Михаил Дронов. Каталог работ 2000-2011 годов», Чехия, 2012 (прим. сайта ОМС).