НАДЕЖДА КРАНДИЕВСКАЯ. ДОМОЙ, К ВОЛНУХИНУ!

В 1912 году совсем еще молодая и весьма симпатичная барышня Надежда Крандиевская (1891-1963), в будущем - известный советский скульптор, прервав учебу у замечательного художника Сергея Волнухина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, отправилась в Париж, чтобы поступить в «Académie de la Grande Chaumière».

Вообще-то это была никакая не Академия, а всего лишь студия «Ла Гранд-Шомьер», но главное, что в ней преподавал сам г-н Бурдель.

К тому времени Эмиль Антуан Бурдель, ученик Огюста Родена, - уже знаменитый на всю Европу и в России скульптор: классик, новатор, мэтр, основоположник и пр.

Разумеется, двадцатилетней Надежде Крандиевской было чему поучиться у «старика» Бурделя (1861-1921), который на занятиях охотно рассказывал о «внутренней форме», «построении каркаса», «отношении объемных масс», «пластическом решении пространства».

Но спустя много лет Н.В. Крандиевская в своих до сих пор неизданных мемуарах, посвященных С.М. Волнухину, напишет такое:

- Те же мысли Волнухин доводил до нашего сознания простым языком, иллюстрировал образными сравнениями. Напротив, Бурдель оперировал заумными выражениями, от которых кружилась голова, как от неразрешимых мировых проблем[1].

Кроме того, Бурдель, безусловно, талантливый педагог (и сноб, вероятно), все же авторитарно давил на учеников, стремясь во что бы то ни стало подчинить их своим творческим, «единственно правильным» установкам.

Однажды Крандиевская вылепила портрет одной из студенток. Работа всем понравилась, ее показали Бурделю. «Это уже искусство, - заметил именитый скульптор. A теперь начнем». И начал лепить по ее вещи. В результате получилось совсем другое, что никак не соответствовало «видению» и восприятию Крандиевской.

Уроки Бурделя оказались не в прок. Уже в 1913-м Крандиевская вернется в Москву, через год окончит Училище по «классу любимого Волнухина», а главное: она всегда (до конца жизни) будет в своих портретах строго следовать натуре, пытаясь очень скупыми средствами раскрыть богатое внутреннее содержание образа[2]. А все эти «мировые проблемы» от Бурделя - это как-нибудь в другой раз, на потом.  

Сын Крандиевской, известный скульптор Андрей Файдыш, вспоминал, как его мать создавала свои портреты:

- Наблюдая за ее работой, я всегда поражался неукротимой силой вдохновения и кажущейся легкостью, с которой она создавала свои произведения. Помню, как уверенно и увлеченно, она лепила «от себя» портрет старого крестьянина. На моих глазах появлялся образ мудрого и лукавого труженика с опаленным солнцем лицом. Очень умело, одним уверенным движением руки по мягкой глине (инструментами по этому материалу она почти не работала) она находила необычайно выразительную скульптурную форму.

Пальцы скульптора скользили по глине, нажимая то слабо, то сильно, где-то как бы обходя неожиданные препятствия. И было удивительно, что маленькая женская рука обладала такой мужественной силой.

С большим мастерством она придавала любимому материалу - глине трепетную, живую форму. Лучшие ее работы полны непосредственности, обаяния, теплоты и жизнеутверждения»[3].

Надежда Крандиевская, несмотря на все ухищрения Бурделя, который, если верить энциклопедиям, в своих портретах великих людей создавал героизированный образ «гения» и «сверхчеловека», так и не вышла за рамки привычного и столь любимого многими нами отечественного реализма.

Однако врожденное (то есть, абсолютное, Богом данное) чувство пластической формы, помноженное на высочайший профессионализм и безмерное трудолюбие, позволили Крандиевской исполнить блестящие портреты современников из советской России - будь то заурядный пролетарский поэт Демьян Бедный (пьяница, но не гений) или обыкновенная, несчастная девочка Надя Шаталина, трагически погибшая, когда ей исполнилось всего восемь лет…

А Бурделя я все-таки зря приложил. Гений - он и в Париже гений.

Лев КУЛАКОВ

[1] Н.М. Крандиевская. Воспоминания о С.М. Волнухине. Рукопись. Архив семьи. Цитата по: А.В. Парамонов. «Н.В. Крандиевская», М., «Советский художник», 1969.

[2] А.В. Парамонов. «Н.В. Крандиевская», М., «Советский художник», 1969.

[3] Из письма А.П. Файдыша искусствоведу А.В. Парамонову (6 апреля 1967 года). Цитата по: А.В. Парамонов. «Н.В. Крандиевская», М., «Советский художник», 1967.

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск