Новости

АЛЕКСАНДР БУРГАНОВ. 10 ФАКТОВ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

Секция скульптуры МСХ и ОМС поздравляет Александра Николаевича Бурганова с 85-летием.  Желаем ему крепкого здоровья, бодрости духа, удачи и оптимизма. К юбилею знаменитого мастера мы подготовили материал, в котором рассказываем о его жизни и творчестве. 

1. ПИЛИ ЧАЙ, И ВДРУГ НАЧАЛАСЬ ВОЙНА

Александр Николаевич Бурганов действительно родился 20 марта 1935 года. Тут не поспоришь. Вопрос заключается в том, где именно он появился на свет.

Сайт Российской академии художеств уверяет, что знаменитый скульптор родился в Москве.

Но вот что пишет сам Александр Николаевич:
- Я родился в 1935 году в семье школьного учителя математики в Баку. Город был грязный, совсем не русский, весь состоял из сплошных плоских крыш, облитых черной нефтью, и говорил на незнакомом языке.

Я помню, что боялся выходить на улицу и сидел в основном дома. Жили мы в маленькой комнате, было нас четверо: папа, мама, бабушка и я. Каждый сидел на своей кровати, поджав ноги, потому что места в комнате оставалось только на одну табуретку, которая и была нашим обеденным столом. Казалось, что все так и будет: я всегда буду маленьким, бабушка старенькой, отец всегда будет, сидя на корточках, проверять тетради, а мать стирать. Казалось, что все мы появились в одно время, каждый со своими правами и обязанностями, и смысл состоит в том, чтобы вечером пить чай.

Но однажды все прервалось…

Это фрагмент из книги Александра Бурганова «Фантастическая автобиография (Метаморфозы)», изданной в 2005 году. Действительно, всё тогда прервалось и для всех, прервалось ужасной войной...

Вообще, экзистенциальные книги Александра Бурганова надо обязательно прочитать. У него какое-то удивительное, вероятно, просто данное Богом чувство слова и ритма. Ну, а на сайте Российской академии художеств ошибку все-таки нужно исправить.

2. ПОДАРОК СТАЛИНУ

Предки Александра Бурганова по материнской линии — Туголуковы. Был в XIV веке такой суздальско-нижегородский княжич по прозвищу Тугой Лук.

В Баку, куда еще в начале прошлого века, спасаясь от голода, перебрались родные Бурганова, его бабушку за непролетарское происхождение называли не иначе как княгиней.

Впрочем, это обстоятельство не помешало отцу Александра Бурганова, учителю математики, ради заработка поставить на поток изготовление гигантских портретов вождей к первомайским и ноябрьским праздникам. Он-то и отвел сына в Дом художественного воспитания.

Много лет спустя, когда в Пушкинском музее в Москве устроили выставку подарков Сталину, Александр Николаевич неожиданно наткнулся на свою детскую работу бакинской поры — портрет Александра Пушкина верхом на коне.

Почему великий наш поэт привиделся ему тогда в седле, Александр Николаевич, разумеется, не помнит. Ничего он, кстати, не знал и о том, что его работу от имени детей «солнечного Азербайджана» презентовали вождю «всех времен и народов».

3. А ТУТ, КАК НАЗЛО, ХРУЩЁВ!

И вот однажды Александр Бурганов решил: надо двигаться в Москву, тем более, что получить художественное образование в Баку было просто негде.
Из всех вариантов он выбрал Строгановское училище. Почему Строгановка? Да просто здесь выдавали одежду!

Ведь форменная шинель, согласитесь, куда лучше телогрейки, в которой отпрыск древнего княжеского рода был вынужден прибыть в столицу.

По сталинскому Генплану реконструкции в Москве должны были появиться сотни высоток, украшать которые предстояло в том числе и выпускникам Строгановки.

Но тут генералиссимус вдруг взял и зачем-то преставился, а его наследник Никита Сергеевич со своими «хрущобами» наступил на горло сталинским планам.

Поэтому пришлось строгановцам, в том числе и Бурганову, всего лишь оформлять парки да дворики. И вот почему диссертация Александра Бурганова получила название «Декоративная скульптура в современном жилом комплексе. Новая архитектура».

4. ЭТО ВАЖНО, ЭТО ЛЮБОВЬ

- В 60-е годы, - пишет у себя на сайте Александр Бурганов, - мы познакомились с супружеской парой художников из ГДР – Акселем и Корнелией Шульц. Мы рвались на Запад, а наши друзья восхищались Россией.

Молодость и общие художественные идеалы делали нашу дружбу особенно душевной и привлекательной.

Они с удовольствием бывали в Москве и также приглашали нас к себе в Германию.

Я влюбился в эту очаровательную, милую красавицу, но у нее был муж, который был моим другом.

Поэтому я признался в любви к Корнелии моей жене и заплакал; и этим только усилил сердечные терзания.

В эти годы я создал ее портрет-молитву. Это была моя первая работа в мраморе.

Первый показ состоялся на выставке на Кузнецком Мосту.

И вдруг письмо из Третьяковской галереи.

Я уже был отличителен в нашем художественном мире, но письмо из Третьяковки – это не успех, а гром среди ясного неба.

Любой художник в России мечтает об этом. Попасть в Третьяковку – это значит, что главная задача твоей жизни выполнена. Можно спокойно умирать. Твое имя уже записано в святцах.

5. ЛЫЖИ БУРГАНОВА

Пожалуй, самым народным памятником, созданным Александром Бургановым, можно считать монумент в честь 400-летия добровольного присоединения Удмуртии к России, который открыли при въезде в Ижевск в 1972 году.

Несколько фактов.

Возведение монумента «Навеки с Россией» обошлось в 348 тысяч советских рублей. Это просто астрономическая сумма, равнозначная, как минимум, одному миллиону долларов на сегодняшнее время.

Эскиз памятника поднимали в небо на вертолетах, настолько он был высоким.

Монумент «Навеки с Россией» номинировался на конкурс «Семь чудес России». Правда, в финал конкурса он не прошел.

Как только памятник открыли, он тут же получил название «Лыжи Кулаковой».

Галина Кулакова, жительница Удмуртии, знаменитая советская лыжница, к тому времени уже была живой легендой. Накануне открытия монумента, в феврале 1972 года, она взяла три «золота» на Олимпиаде в Саппоро. Именно под прозвищем «Лыжи Кулаковой» символ города стал известен далеко за пределами республики и таковым остается до сих пор.

А вот что говорит сама легендарная Галина Кулакова об этом памятнике:

- Как я отношусь к тому, что монумент «Навеки с Россией» называют «Лыжами Кулаковой»? Нормально! Я об этом давно знаю. Ну что поделать, если он действительно похож на лыжи? Хорошо, что к 450-летию вхождения Удмуртии в состав России монумент привели в порядок и почистили.

6. ПОЛЕТЫ С ТАРКОВСКИМ

К 70-летию Андрея Тарковского, великого кинорежиссера, в 2002 году Бурганов отлил его бюст.

Скульптор был сверстником Тарковского, они были знакомы со студенческих лет.

- Все мы были в одной компании, - говорит Бурганов и продолжает:

- Нас всех объединял бунтарский настрой, общее противостояние советской цензуре и соцреалистической серости. Искали, то, что не могли найти у Серова, Томского, Налбандяна. Мы видели великих художников в прошлом, которое было заплевано и выкинуто. Из этого противостояния настоящему родилась любовь к ушедшей Руси. То пламя, которое вспыхнуло в «Андрее Рублеве» Тарковского.

- Я начал ездить по Северу и привез первые рисунки из Ферапонтова монастыря, - говорит Александр Бурганов, - и его это очень интересовало. Нас поражала монументальность этих линий.

Андрей Тарковский зашел как-то раз в старую мастерскую Александра Бурганова на Масловке. Там скульптор с помощниками отливал «Оранту» из медных троллейбусных проводов прямо в гипсовые формы (скульптура стоит сегодня во дворе мастерской-музея Бурганова).

- Его очень привлекал эффектный процесс, - вспоминает скульптор, - снопы дыма, огня. А в моем искусстве ему очень нравились складки, полеты. У каждого художника есть то, что у него получается, его характеризует. И он говорил - мне нравятся полеты во сне и наяву, которые ты осуществляешь в скульптуре городских улиц.

7. БЕЗГОЛОВАЯ ТУРАНДОТ

Знаменитый памятник Александра Бурганова «Принцесса Турандот», который установлен у театра Евгения Вахтангова в Москве (и который сделан, как уверяют, после позирования Народной артистки СССР Юлии Борисовой), - это в огромной степени компромисс художника с властью.

На этом месте должна была стоять другая скульптура Бурганова — «Девушка-букет»: изящная девичья фигурка, а вместо головы— нечто из флористики.
Однако с Юрием Лужковым, который всегда был с творческой интеллигенцией настороже, этот фокус не прошел. «Что вы мне голову морочите, — сказал тогдашний мэр Москвы, — я же вижу, что эта скульптура без головы!»

На это Бурганов не задумываясь ответил, будто у него уже есть замена. На самом у него деле даже конь не валялся, но когда на следующий день комиссия появилась в мастерской, «Турандот» уже была готова.

- Когда же Юлия Константиновна вам позировала? - спросили у Александра Николаевича.

- А она и не позировала. И вообще это сходство случайное, навеянное. Каждый интеллигентный человек из моего поколения хоть что-нибудь да посмотрел в ее исполнении — «Принцессу Турандот» или «Миллионершу».

8. ЛУЖКОВ — ОН ТАКОЙ!

А еще в Москве очень неожиданная история приключилась с памятником Бурганова «Пушкин и Натали».

Когда решали, где ставить монумент, Юрий Лужков предложил пробить (!) в мемориальном доме поэта еще одну дверь - в общем, сделать так, будто поэт с Натальей Николаевной выходят на Арбат — по делам или так, погулять…

Но служба охраны памятников легла костьми против этого проекта.

9. В ГОСТЯХ У МАРКИЗА ДЕ САДА

С модельером Пьером Карденом Александр Бурганов познакомился в конце 1970-х, когда открывал небольшую выставку своих работ в Русском доме в Париже.

Позже Карден пригласил его сделать масштабную экспозицию в своем недавно купленном замке в Лакосте. Выставка скульптора стала первой в этом замке, до этого модельер устраивал только театрализованные фестивали.

В XVIII веке замок принадлежал маркизу де Саду. Мятежный Донасьен Альфонс Франсуа де Сад скрывался здесь во время жутких скандалов, связанных с его возмутительно свободными взглядами.

Во время Великой французской революции 1789 года замок был разграблен, позже – частично разрушен.

В ХХ веке он оказался просто в руинах. Почти полвека, начиная с 1950-х, его восстанавливал Андре Буэ, любитель истории. В 2001 году, после смерти Буэ, Пьер Карден приобрел замок с условием продолжить реставрацию.

Новый владелец решил установить у замка памятник маркизу де Саду, а создать его предложил Александру Бурганову. Вместе они долго думали, как увековечить эту неординарную личность. В результате получилась скульптура, которая сегодня является одной из главных достопримечательностей Лакоста.

10. ХРУПКИЕ ПИСЬМЕНА НАШЕЙ ДУШИ

В своей статье «Тайная Свобода» (2006) Александр Бурганов пишет:
- Искусство — это, быть может, один из немногих документов, который наиболее прямо отражает всеобщее смятение наших душ.

Кровь смывают дожди, умерших закрывает земля, и лишь искусство остается в музеях как наглядное доказательство наших надежд и наших страданий, как наглядный документ для Страшного Суда, когда перед Богом мы предстанем не каждый в отдельности, а как некоторое целое.

И в суматохе нашей жизни мы считаем важным для себя прикоснуться к этим хрупким письменам нашей всеобщей души, запечатленным на холсте, бумаге, выпуклостях и провалах произведений скульптуры.

Михаил КРЕНДЕЛЬ, специально для сайта Объединения московских скульпторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск