6 августа 2025 года в выставочных залах Российской академии художеств открывается выставка произведений Народного художника РФ и академика РАХ Александра Николаевича Бурганова, приуроченную к 90-летнему юбилею автора.
Ретроспективная экспозиция раскроет творческий путь одного из знаковых мастеров современной российской и мировой скульптуры, охватывающий более полувека активной работы и поиска.
Особое внимание на проекте акцентировано на станковых произведениях, где авторский почерк формировался под знаком лаконичности форм и выразительности символики. Перед зрителями предстанут уникальные композиции-эссе, несущие аллегорические и философские образы. Среди экспонатов — работы из личной коллекции художника, а также музейные предметы из основного фонда Московского государственного музея «Дом Бурганова», такие как «Азбука», «Аплодисменты», «Крик».
Зрелое творчество мастера охватывает произведения, отражающие антонимические противопоставления, где встречаются жизнь и смерть, красота и гротеск, ставшие центральной темой. Развевающиеся складчатые структуры, волнообразные ритмы скульптур создают ощущение текучести и полета, придают статичным формам философскую глубину и драматизм.
А.Н. Бурганов - пример художника, способного сочетать в себе традиции и новаторство, национальную идентичность и универсальный язык. Он стал символом высокого мастерства и уникального стиля. Его искусство - это сложная и многогранная история, которая проходила через разные эпохи и культурные контексты, отражая при этом глубокие социально-исторические процессы. От академизма и «сталинского ампира» через этап «сурового стиля» к многообразию форм и международному признанию - каждое десятилетие приносило новые открытия и вершины, которые стали частью общего художественного наследия XX и XXI веков.
Александр Николаевич Бурганов родился 20 марта 1935 года в Баку. Однако именно переезд в Москву и обучение в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское), сыграли ключевую роль в формировании его творческого почерка. Опыт его учителей, выдающихся мастеров Е.Ф. Белашовой и Г.И. Мотовилова стало фундаментом для будущего скульптора, заложив основные принципы и ценности, которые он будет развивать весь свой последующий путь.
Уже на раннем этапе проявилась способность к созданию образов с богатым символическим содержанием и драматургией - черта, ставшая в дальнейшем одной из его отличительных стилистических особенностей. Эпоха «сурового стиля» ознаменовала возвращение к масштабным формам, декоративности и глубинным символам.
В 1960-1970-х годах художник создал ряд произведений, входящих сегодня в золотой фонд отечественной монументальной скульптуры: это композиция на фасаде здания Дома Кино (Москва, 1960), монумент в честь 400-летия основания города Орла (1966) и памятник Героям-комсомольцам (Орёл, 1972). Именно в этот период зарождается узнаваемый пластический язык, основанный на синтезе строгой геометрии и живой природной экспрессии.
С 1970-х годов имя Александра Бурганова начинает звучать на международной арене. Его работы экспонируются в Бельгии, Германии, Югославии, Канаде и в других странах. 1980-е годы — время активной и продуктивной деятельности, когда мастер создал ряд знаковых произведений, среди которых монумент Юрию Гагарину для Всемирной выставки «Expo-86» в Ванкувере (1986) и композиция «Война и мир» (Германия, 1980).
На 1990–2020-е годы приходится расцвет творчества, в ходе которого А.Н. Бурганов демонстрирует невероятное разнообразие художественных форм и тем. Им созданы памятники ключевым фигурам русской культуры: Михаилу Лермонтову (Москва, 1994), Александру Пушкину (Москва, 1999; Вашингтон, 2000), а также композиции «Ангел мира» (Курская область, 2015) и «Встреча на Эльбе» (Москва, 2016).
Особое место занимает разработка монументально-декоративных комплексов и скульптур для общественных пространств, включая фонтаны и барельефы для станций Московского метрополитена (в том числе для станции «Третьяковская»).
Наряду с визуальным искусством, много работал со словом и сценой. Его литературное творчество отличается концептуальностью и использованием тех же семантических знаков и образов, что и в пластике. Особое внимание уделяется превращению книги из массового объекта в произведение искусства - «Книга художника» становится пространством единения слова и образа, новой формой художественного выражения. В театре А.Н. Бурганов реализовал проекты с использованием скульптур как полноправных участников театрального действия. Особенно примечательными стали постановки античной трагедии «Антигона», где сцена превращалась в диалог между каменными образами и живыми актерами, что усиливало драматическую напряженность и метафорическое содержание спектакля.
Выставка продлится до 31 августа 2025 года.
Текст: сайт РАХ