Сегодня исполняется 80 лет Народному художнику Российской Федерации, академику РАХ Геннадию Правоторову.
Геннадий Иванович родился в Курске, за месяц до начала Великой Отечественной войны. В семье, где было одиннадцать детей.
В интервью «Липецкой газете» он рассказывал:
- Еще в школе по просьбе учителей я рисовал наглядный материал для уроков ботаники. Для истории – Спартака и прочих героев. А в учебниках «Родная речь» на свободных полях – Толстого, Тургенева, Чехова. У моих родителей, конечно, не было представления, что сын пойдет в художественное училище. Всё вышло случайно: шел по улице, увидел на дороге тюбики от красок и подобрал… Правда, тогда я и знать-то не знал, что это краски. Во времена моего детства даже зубной пасты в тюбиках не было, не то что красок. Зубы чистили порошком. Оказалось, в доме рядом жил художник, и скоро он раскрыл мне тайны тюбиков.
Так начался путь Геннадия Правоторова в искусство. В 1959 году он окончил Курское художественное училище, а в 1968-м – Московское высшее художественно-промышленное училище имени С.Г. Строганова.
Не раз Геннадий Правоторов признавался в том, что его что любимым материалом было дерево. Однажды он даже сказал своей маме:
- Ма, ну мне, конечно, не хочется быть в аду, но и в раю тоже, потому что там нет стамесок, пил и рубанков...
Одна из самых известных работ Геннадия Правоторова в дереве – монументальное панно «Слово о полку Игореве» (1973).
Но так повернула судьба, что именно в эти годы, со времен первой медальерной выставки в Москве (1970) Геннадий Иванович начинает заниматься медальерным искусством, которое в СССР в силу разных причин оказалось на обочине художественной жизни. На этой ниве скульптор достиг выдающихся успехов, создал свой особый и неповторимый стиль, для которого характерна пластическая цельность, четкость и ясность композиции и, по словам искусствоведов, «особая мерцающая техника».
- Медальерное искусство, - говорит Геннадий Правоторов, - очень емкое, поразительно значимое. Я бы его еще назвал державным, так как медали всегда делаются по случаю заметных событий в истории страны либо посвящаются каким-то выдающимся личностям. По сути, медали — это памятник, помещающийся в ладони. Медаль мала, но требует сил, страсти, знаний из многих областей культуры, и, как гипнотическая сила, притягивает к себе и молодых, и маститых художников, поглощая энергию, волю, интеллект их бесконечного таланта.
Возрождая и развивая лучшие традиции отечественной мелкой пластики, Геннадий Правоторов создал сложнейшие по технике исполнения серии медалей и плакет, такие как «История государства Российского», «Президенты Российской академии художеств», «Славен град Тобольск», циклы «Русские полководцы», «Поэты и писатели Серебряного века».
Много и других больших талантов у Геннадия Правоторова. Он член Союза писателей России, автор одиннадцати сборников стихов и прозы. А еще Геннадий Иванович… поёт. Он так и заявляет: «Я ещё и петь могу во время работы. Громко!»
На банальные вопросы журналистов «Ваши планы на будущее? Чем собираетесь заниматься?» Геннадий Правоторов обычно отвечает так:
- Жить, любить, страдать, радоваться, работать.
Замечательные слова. Не банальные.
Михаил КРЕНДЕЛЬ
Объединение московских скульпторов, секция скульптуры МСХ поздравляют Геннадия Правоторова с Юбилеем. Крепкого Вам здоровья, бодрости духа, оптимизма и удачи, дорогой Геннадий Иванович!