2 июля 2025 года в Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, 21) открывается юбилейная выставка произведений Заслуженного художника РФ и академика РАХ Павла Тураева "Открытая форма". Скульптурные композиции, созданные автором в разные годы, будут экспонироваться в соседстве с живописными полотнами и гранитными скульптурами профессора МГХПА имени С.Г. Строганова Елены Патлажановой.
"Открытая форма" - это четвертый персональный проект ПавлаТураева в залах Российской академии художеств, отражающий философские размышления художника о вневременном, и напротив, предельно современном творческом пространстве. Скульптор представляет собственный взгляд на художественный процесс как исследование пространственно-временного континуума, где художественное время и пространство - формы бытия эстетической реальности, особые инструменты моделирования художественного мира.
Приглашая к участию в своем юбилейном проекте московского художника Елену Патлажанову, в известном смысле творческого единомышленника, мастера открытой формы, Павел Тураев демонстрирует не только широкий спектр возможностей, ассоциаций и поисков в сфере собственных изоморфных трансформаций, но и исследует как своеобразие, так и общность решаемых пластических задач.
Павел Тураев окончил знаменитую Московскую среднюю художественную школу, а затем Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, где прошел серьезную школу в мастерской крупнейшего мастера отечественной скульптуры, действительного члена АХ СССР, народного художника СССР, профессора М.Ф. Бабурина. Сегодня известный российский художник, скульптор, общественный деятель, он продолжает славные традиции академической школы и привносит в отечественное искусство авторское прочтение мировых художественных тенденций.
Разнообразие тем и сюжетов, классические подходы и неканонические приемы формообразования, а также демонстрация активных экспериментов с материалом приоткрывают зрителю некоторые секреты творчества. Используемые техники усиливают монументальное и драматическое звучание, подчеркивают многоплановость решений скульптурных деталей, точно и тонко выверенных замыслом автора. Экспрессивным приемом, проявляющим характер и эстетические свойства пластического образа, подчеркивающим взвешенную моделировку форм и активную фактуру скульптуры, является использование белого цвета. Автор представляет ряд работ, выполненных в тонированной эмалью керамике. Белый цвет, символ чистоты, воздуха и пространства, открывает глубину дыхания скульптуры, степень ее взаимодействия со средой и зрителем.
Многие работы Павла Тураева составляют авторские пары или даже серии. Герои из древнего мира и современного времени, мифологические сюжеты, прочитанные в реалиях XXI века, образы сегодняшнего дня, свободные фантазии и памятные знаки, исполненные в разных техниках и материалах, они, как рожденные в разное время представители поколений большой семьи, имеют фамильное сходство.
Характерной для скульптора глубиной размышлений наполнены создававшиеся в разные годы произведения, символизирующие бесценность жизней погибших, увековечивающие подвиг победителей в Великой Отечественной войне. Продолжением героической темы и верой в неизбежность грядущей победы проникнута композиция, посвященная ежедневной работе и подвигу героев СВО, защитников Отечества сегодняшнего дня, и их напарников, фронтовых братьев меньших. Импрессионистичной лепкой, обобщенным силуэтом, точной натурной характеристикой образа автор передает портретное сходство с моделью и стремится найти уникальную пластически-выразительную форму, выявляющую духовную сущности портретируемого, «следы времени» в образах старшего поколения или нюансы становления характера молодого человека.
Поиски пластического воплощения красоты и гармонии человеческого тела, тяготение к цельности и гармонии художественной формы нашли свое воплощение как в классическом женском образе, так и в символических, созданных с предельным обобщением формы, образах первозданной земной силы. В экспозицию вошли также произведения малой пластики, авторская анималистика и работы спортивной тематики, отличающиеся пластической мощью, законченностью композиции и исполненной внутренней динамики и построенной на ритме плоскостей стремительной, экспрессивной игрой форм.
Творчество Елены Патлажановой многогранно: она работает в области живописи, графики, скульптуры и монументального искусства. Выпускница отделения монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища, она училась у таких выдающихся мастеров, как Г.М. Коржев, А.Л. Орловский, Б.В. Иорданский.
Автору удалось выработать пластический язык, отражающий ее мироощущение. Тем не менее колористическое буйство, изломы фигур, сложные ракурсы, субъективная интерпретация реальности вобрали в себя отголоски экспрессионизма, фовизма. Большие холсты, обобщенные формы, четкие очертания отсылают к монументальным истокам. Объемно-пространственное построение - основа творческого метода мастера, будь то живопись или скульптура. Следуя внутренней органике, она интерпретирует современный мир через создание конструкций и их разрушение, через их растворение в пространствах цвета. Для нее формообразование и есть содержание произведения, через него возникает визуальный образ, новая действительность.
Ведущая тема ее творчества - человек, скрупулезное исследование трансформаций человеческой фигуры на плоскости. Обнаженность и обезличенность принципиальны: через позу и колорит раскрывается эмоциональное состояние "всечеловека". Особое внимание художник уделяет натюрморту - выбор предметов, их сочетание, общий колорит демонстрируют личностную интерпретацию жанра. Ее образный диапазон широк: цветы в вазах, восточные ткани, морские ракушки, рыбы на блюдах и прочее, и прочее с перепадами от простых композиций до сложных, от контрастной полихромии до монохромности.
Приобщение автора к ваянию произошло на скульптурном симпозиуме в Хуннебостранде (Швеция) в 1996 году. Суровый неподатливый гранит во многом определил характер созданных произведений. Они ассоциируются с архаичными идолами. Несмотря на фрагментарность и отсутствие детализации человеческий облик сохраняется. Принцип пластически обоснованной "усеченности" человеческой фигуры использовал такой яркий представитель авангардной скульптуры ХХ века, как Александр Архипенко.
Выставка в академических залах - важное событие на ее творческом пути, автор считает, что регулярный показ произведений помогает художнику взглянуть на творческий результат за пределами мастерской в публичном пространстве.
Источник: сайт РАХ
Фото Ирины ТУРАЕВОЙ, Сергея ЗАХАРЧЕНКО