Московская школа скульптуры - бездуховна и натуралистична. Скульптура - не товар на прилавке. Молодое искусство делают старики. Наконец, почему забыт Траскунов?
Обо всем этом известный скульптор Нинель Владимировна Богушевская (1924-1987) говорила в интервью 1985 года. Накануне открытия ставшей уже легендарной выставки десяти художников в Москве.
Публикуем это интервью, а заодно показываем произведения Нинели Богушевской, посвященные московским художникам.
- В чем для Вас заключается смысл участия в настоящей групповой выставке? Что Вы ждете от этой выставки?
- У меня есть скульптура, которая, к сожалению, не увидит света. В ней изображен одинокий человек, разговаривающий с воображаемым собеседником. Так вот, хочу, чтобы этого не было. На групповой ли, на персональной - не имеет значения, где. Важно, чтобы тебя услышали и хотя бы частично поняли.
- Какие принципы экспонирования Вы считаете наиболее благоприятными для себя?
- Любые, за исключением тех, где работы, как товар на прилавке, поставлены к стенке, в ряд, где дано лобовое освещение, где им отведена верхняя полка или нижняя.
- Изменилось ли что-нибудь в Вашем творчестве с момента последней групповой выставки?
- Наверное, мастерство.
- Существует ли, по Вашему мнению, «московская школа» живописи (скульптуры)? Если «да», то в чем для Вас заключается суть этой школы?
- Таковой школы не вижу. Однако, если что-то объединять под условным названием «московская школа», то в основе ее - бездуховный натурализм, замаскированный весьма разнообразным формотворчеством. Скорее, имеет смысл говорить об удачных работах различных художников. Их много, но они, на мой взгляд, бессистемны.
- Что в современном советском искусстве Вам, как художнику, наиболее близко? Что наиболее чуждо?
- Наиболее мне чужды все виды спекуляции в искусстве.
- Что Вас привлекает в искусстве молодых художников? Что настораживает?
- В искусстве есть либо вечно молодые, либо вечно старые. Быть может, как это ни парадоксально, молодое искусство делают старики.
- Каково Ваше отношение к критике?
- Меня интересует все, что говорят искусствоведы. К критике отношусь хорошо, однако хочу, чтобы критик «разул глаза» и научился, наконец, различать подделку и подлинники. Изучение тенденций в искусстве - тема необязательная, и все-таки лучше... Почему забыты, например, такие художники, как А. Траскунов?[1] Почему не знают, кто такая М. Соловьева?[2] В этом виноваты искусствоведы и критики. Таких примеров, к сожалению, множество.
Вильям МЕЙЛАНД
(Текст по: Каталог групповой выставки произведений московских художников, МО СХ РСФСР, 1985)
[1] Арон Борисович Траскунов (1908-1977). Родился в Риге, учился в Москве в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин) у И. Чайкова, В. Фаворского и П. Кузнецова. Занимался декоративной и прикладной скульптурой малых форм, преимущественно эмалированной керамикой, автор жанровых и анималистических композиций (Прим. сайта ОМС).
[2] Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова (1935-2025). Родилась в Ленинграде, училась в Ленинградском высшем художественно-промышленном училищем имени В.И. Мухиной у В. Ингала и П. Якимович. Керамист, художник декоративно-прикладного искусства, график, реставратор, педагог. С 1997 года жила в Бостоне (США) (Прим. сайта ОМС).

