РАССКАЗЫВАЕМ О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА ОЛЕГА БАТУХТИНА И ЕГО НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОСКОВСКИХ СКУЛЬПТОРОВ
ОЛЕГ БАТУХТИН
Олег Батухтин родился в поселке Кавелерово Приморского края. В школьные годы занимался резьбой по дереву.
1972 Поступил во Владивостокское художественное училище (мастерская Ф.Г. Зинатулина, после службы в армии - О. П. Григорьева).
1981 После окончания училища вернулся в родной поселок Кавалерово, работал в Хрустальненском горно-обогатительном комбинате. Организовал архитектурно-художественную группу, которая занималась оформлением различных организаций.
С 1987 Участник краевых, российских, международных выставок.
1990 По путевке Союза художников работал в Доме творчества имени Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском.
1987-1991, 2005-2017 Преподавал в Школе искусств поселка Кавалерово, один из организаторов Кавалеровской картинной галереи. 20 лет работал дизайнером музея Владивостокского Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского
2001 Член Союза дизайнеров России.
2012 Член Союза художников России.
Произведения хранятся в Приморской государственной картинной галерее, Галерее современного искусства «Арка», Государственном музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Музейном фонде ЦСИ «Артэтаж» (Владивосток); Дальневосточном художественном музее (Хабаровск), Томском областном художественном музее, Московском музее современного искусства, а также в частных коллекциях России и за рубежом.
О ТВОРЧЕСТВЕ
Ключевым в характеристике состояния творческой личности является ожидание трансформаций и готовность к ним. Художник, способный ответить на вызовы времени внятным высказыванием, сохраняет реальность для будущего. Эта способность проявляется в каждом творческом проекте художника из Кавалерово Олега Батухтина.
С постоянством, вызывающим уважение, он работает с пространством - с природными (как в проекте «Преодоление») и рукотворными (как в знаковом проекте «Фабрика») формами. Инсталляции, арт-объекты, скульптуры, малые формы (известная серия «Маяки», «Чайки») неизменно являют автора, в чьих рефлексиях отражены история и современность, философские раздумья о месте человека, о влиянии цивилизации на современный социум.
Новую выставку можно считать и парафразом, и новой интерпретацией упомянутого проекта «Преодоление», по поводу которого хабаровский искусствовед Л. Козлова написала: «Проект «Преодоление», в целом, затрагивает проблему позиционирования художников в современном мире, а также того контекста, в котором развивается их творчество. И это вполне понятно, потому что тот способ, порой весьма радикальный, который избирает художник, будь он живописец, скульптор или дизайнер, для воплощения своей мысли, презентации своего «Я» в материале, публичной демонстрации своей философской позиции, непременно связан с его проживанием и сопереживанием современного ему времени. «Время» Олега Батухтина, запечатленное в объектах выставки, может быть законсервировано, скрыто в непреодолимости камня, или теплоте и надежде дерева».
В новом проекте Олег Батухтин снова использует камень, один из любимых им материалов, позволяющих максимально варьировать тему связи с природой и пространством. Однако в новом проекте проживающий вне урбанизированной среды, художник размышляет не только о личной реализации, но и о месте человека в широком контексте региона, в культуру которого издавна была вплетена культура коренных народов. Уместно говорить, что это очень оригинальное прочтение актуальной сегодня темы этнообраза в художественном контексте.
Олег Батухтин идет по пути превращения изображения в знак. В основе его работ, в которых сочетаются камень и дерево, лежит символ, отсылающий к мифологическому и предметному миру коренных народов. Объекты Батухтина можно трактовать как современные сэвэны[1], в которых художник с одной стороны, сохраняет свою индивидуальную стилистику, с другой -трансформирует деревянную сакральную скульптуру в современный объект. Визуальную оптику старых мастеров - представителей коренных народов, видевших окружающее пространство через призму органичного взаимодействия с этим пространством, Олег Батухтин переводит в актуальную плоскость, где на первом плане стоит поиск идентичности, оригинальной формы.
Название композиции «Концепция безопасности» символизирует стремление художника сохранить так называемые утраченные слои, сберечь образы знаки, найти потенциальные смыслы. В этом Батухтин близок исканиям второй половины ХХ века, периоду, в котором сам формировался как художник. Отказ от буквального прочтения этнографической темы привел художников Дальнего Востока к символическому высказыванию: Геннадий Арапов, Николай У (Хабаровск), Олег Григорьев (Владивосток) и другие художники задали новую линию в дальневосточном искусстве: петроглифы Сикачи-Аляна, сэвэны, шаманские маски стали основой для эстетического осмысления этнообраза, в котором важными составляющими были цвет, пластика, очищенная от деталей форма.
Живопись, представленная в новом проекте О. Батухтина, видится созданной в этой же логике. Сочетание цветовых пятен в практически абстрактных работах отсылает к национальным коврам с плотным заполнением поверхности узором, крупными орнаментальными формами, контрастным колоритом.
Оригинальным языком Олег Батухтин говорит о потенциальных смыслах, призывает хранить культурный код территории.
Ольга ЗОТОВА,
кандидат искусствоведения,
член-корреспондент Российской академии художеств
''Пляж-2''. Из серии ''Энергия'', 2024. Холст, акрил
''Спорт''. Из серии ''Энергия'', 2024. Холст, акрил
''Движение''. Из серии ''Энергия притяжения'', 2024. Холст, акрил
Серия ''Концепция безопасности'', 2024. Дерево, камень, металл
''Расщепление''. Из серии ''Энергия притяжения'', 2024. Холст, акрил
''Локация''. Из серии ''Графика теней'', 2024. Бумага, акрил
''Ожидание''. Из серии ''Графика теней'', 2024. Бумага, акрил
''Танец''. Серия ''Концепция безопасности'', 2024. Дерево, камень, металл, высота 45 см, диаметр 35 см
''Спорт-5''. Из серии ''Энергия притяжения'', 2024. Холст, акрил
''Ночь''. Из серии ''Энергия притяжения'', 2024. Холст, акрил
''Хата''. Серия ''Концепция безопасности'', 2024. Дерево, камень, металл, высота 46 см, диаметр 36 см
''Цветы''. Из серии ''Энергия притяжения'', 2024. Холст, акрил
''Счастливый верх''. Серия ''Концепция безопасности'', 2024. Дерево, камень, металл, 52х32х34 см
''Приморский поцелуй''. Серия ''Концепция безопасности'', 2024.
Дерево, камень, металл, высота 46 см, диаметр 36 см
''Две березы''. Серия ''Графика теней'', 2024. Бумага, акрил
Фото из архива Олега БАТУХТИНА
[1] Ритуальная скульптура народов Дальнего Востока (Прим. сайта ОМС).