Представляем новые произведения скульптора Ольги Хан, с комментариями самой Ольги, искусствоведов, других художников, а также примечаниями сайта ОМС.
ОЛЬГА ХАН
Ольга Хан родилась в 1977 году в Москве.
В 2000 году окончила Московский государственный университет сервиса, кафедра изобразительного и прикладного искусства. В 2001-м вступила в секцию скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов. Участница московских, российских и международных выставок.
Работы хранятся в Третьяковской галерее, парке искусств "Музеон", Государственном музее В.В. Маяковского (Москва), Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, Тульском историко-архитектурном музее, Калужском инновационном культурном центре, Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева, других галереях и музеях страны, а также частных коллекциях в России и за рубежом.
"ГОЛОВА МЕТАЛЛУРГА"
- Выполненный Ольгой Хан бюст Николая Николаевича Барабошкина (1880-1935), инженера-металлурга, организатора аффинажного производства в России, мыслится как часть экспозиционного триптиха и дополняет бюсты профессоров Соколова и Головина из коллекции Музея истории Екатеринбурга.
Если первые, датированные 1950-ми годами, выполнены в традиционной манере, портретное изображение Барабошкина создано в технике ассамбляж из металлических деталей. Выбор материала подчеркивает сильный и целеустремленный характер героя, а платиновые вставки дают отсылку к его научным достижениям.
Журналистка Елена Полонская, в 1925 году посетившая Свердловск, оставила любопытный отзыв о нашем герое:
- В Свердловске существует Аффинажный завод, где 40% работающие высококвалифицированные специалисты - химики и инженеры. На этот завод поступает уральская платина, а уральская платина составляет девять десятых всей мировой добычи платины. Здесь-то высоко-научным и высоко-секретным способом извлекают драгоценные металлы, сопутствующие платине: осмий, иридий, вольфрам. И автор этого способа - европейская знаменитость, химик Барабошкин, о котором ни я, ни вы никогда, наверное, и не слыхали, состоит главным работником этого завода.
А между тем иностранцы (так мне рассказывали на заводе) предлагали профессору Барабошкину громадные деньги за его секрет. Профессор отказался, так как он русский и уралец и к тому же анархист по убеждениям. Недаром во время борьбы с Колчаком он сам предложил свои услуги славному красному партизанскому отряду Петра Жебенева.
Текст: Музей истории Екатеринбурга
Аффинаж - совокупность металлургических процессов получения благородных металлов высокой чистоты путем разделения их смеси и отделения примесей.
(Примечание сайта ОМС).
"ПЕРЕДВИЖЕНИЕ"
"ДЖОН КОЛТРЕЙН"
Джон Уильям Колтрейн (1926 - 1967) - выдающийся американский джазовый саксофонист и композитор.
- Я хотел бы донести до людей эмоцию что-то вроде счастья, - сказал однажды Джон Колтрейн. - Я хотел бы узнать этот способ, так, чтобы если я хочу, чтобы это был дождь, то пусть сразу начнется дождь. Если один из моих друзей болеет, то я хотел бы играть определенную песню, и он бы выздоравливал. Когда бы у него не было денег, я бы выпускал новую песню, и тут же бы он получал все свои деньги, которые ему так нужны.
Колтрейн скончался от рака печени в возрасте 40 лет.
(Примечания сайта ОМС).
"МАССАЖ, ИЛИ ТРОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР"
"ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА ИРИНЫ ЧИРИКОВОЙ"
Скульптор Ирина Чирикова родилась в 1962 году в Москве. В 1989-м окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), факультет монументально-декоративного и прикладного искусства, отделение керамики.
Член Союза художников СССР, секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов. Участник многочисленных московских, республиканских, всесоюзных, российских и международных выставок и симпозиумов.
О своей работе Ирина Чирикова говорит так:
- Прихожу, беру в руки кисть. Все само идет. Без эскизов. Стараюсь ни от чего не отталкиваться. Так рука идет.
Страница Ирины ЧИРИКОВОЙ на сайте ОМС
(Примечания сайта ОМС).
"ПАРУСА-НЕБЕСА"
"ПОЛЯРНОЕ ВРЕМЯ", "ВОЗДУХ"
Ольга Хан так комментирует свою работу «Полярное время»:
- Первое приближение к месту. Быстрый внимательный взгляд художника-исследователя, выхватывающий из окружающей среды предметы для вдохновения. Знаки, помещенные на белую плоскость, - Полярный круг, снежная тундра, оставляющие во времени свой след.
Символические значения:
Часть конструкции (дерево, металл) - огонь, человек, дом, очаг.
Костыль (металл) - стройка 501, железная дорога.
Номер (пластик) - личный номер, заключение, современность.
Камень (камень) - скала, слой, минерал, окаменелость.
Сук (дерево) - ответвление, временные кольца, звуковая дорожка, лиственница.
Рог (рог лося) - животные, природа, олени, ремесло, тундра, северные народы.
В произведениях «Полярное время» и «Воздух» использованы костыли так называемой «Стройки 501». Стройка 501 (в официальных документах - Великий Северный железнодорожный путь) находилась между Салехардом и Надымом и должна была связать берега Баренцева с побережьем Охотского моря и Чукотки. Нереализованный легендарный проект Иосифа Сталина, по минимальным оценкам историков, унес десятки жизни заключенных ГУЛАГА.
Работы «Воздух» (совместно с Евгенией Шадриной-Шестаковой) и «Полярное время» выполнены для проекта Сергея Баранова «Страна оленья» и экспонировались в Салехарде.
(Примечание сайта ОМС).
"НИКОЛА"
"ГОРОД СЧАСТЬЯ"
- В новом проекте Федор Воробьев и Ольга Хан соединили свои идеи с большой педагогической практикой. В результате в Екатеринбурге была создана скульптура - «Город счастья».
Установка современной скульптуры - это целый комплекс обучающих упражнений, направленных на развитие объемного мышления у ребенка. Как только что нарисованный узор при помощи пространственного мышления может вырасти в трехмерный объект? Почему цвет визуально меняет форму?
Вот некоторые из целого ряда интересных вопросов, отвечая на которые в процессе создания скульптуры дети сумели вырваться из плоскостного восприятие мира. Разрабатывая и конструируя скульптуру, маленькие пациенты Пансионата Центра детской онкологии и гематологии Екатеринбурга смогли почувствовать, как совершенно плоские детали могут нам построить объемный, цветной, сказочный город.
Текст: «Must Art Gallery»
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ДРОВЯНЫМ ОБЖИГОМ
Место: арт-резиденция в селе Шелота Верховажского района Вологодской области.
Время: июль 2024 года, ежегодный фестиваль «Шелота - точка притяжения».
Печка: дровяная печь туннельного типа «Train kiln» («Поезд-печь»). По традиции, печь должна носить женское имя. Вага - так назвали печь участники фестивалей в честь реки, у которой располагается арт-резиденция. Строили печь керамисты из Вологды, Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельской области под руководством вологодского мастера Владимира Холщагина.
Владимир Холщагин:
- Самое главное, что печь является соавтором художника. Получить такие эффекты ни в каком другом типе печей невозможно.
(Примечания сайта ОМС).
«БИТВЫ МАЛЕНЬКИХ ПТИЦ»
Работа создана «под впечатлением стихотворения Андрея Суздалева «Орнитология».
битвы маленьких птиц
похожих на серые листья
невыносимая дерзость
кратких вопросов-ответов
их быстрые в небе рисунки
мгновенно стирает мой взгляд
два пёрышка тихо баюкают
потревоженный воздух
и только дикие гуси
мне что-то кричат о любви -
о той, что не здесь
они разбираются в этих вопросах
лучше, чем мы,
потому, вероятно, так грустны
Андрей Суздалев родился в 1973 в Москве. В 1989-1992 учился в Московском театральном художественно-техническом училище. В 1995 окончил Московскую школу современного искусства «Свободные мастерские» (теория и практика современного искусства). С 2005 руководит мастерской «Движущиеся картинки».
Профессиональные интересы: компьютерная анимация, объекты, инсталляция, графика, книга художника, поэзия.
Стихотворение опубликовано с сохранением авторской пунктуации.
(Примечание сайта ОМС).
ВМЕСТО СЛОВ
Материал подготовил ЛЕВ КУЛАКОВ
Фото: архив Ольги Хан, «Must Art Gallery», сайт Объединения московских скульпторов