Скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков беседует с гостями у входа в мастерскую на улице Горького, Москва. Фото ТАСС

СЕРГЕЙ КОНЁНКОВ. КОСМОГОНИЯ. СТАЛИН. МАРШАЛЫ ПОБЕДЫ

В архиве Комитета по делам религий при Совете Министров СССР значилось дело под заголовком «Письма лауреата Ленинской премии скульптора С.Т. Коненкова за 1938-1940 г. религиозного содержания на имя И.В. Сталина и А.Н. Златоврацкого» [1].

В деле, помимо писем, приложены шесть рисунков скульптора, которые позже исследователи творчества Конёнкова объединили в серию с условным названием «Космогония». В этой эзотерической (то есть, понятной только посвященным) графике зашифрованы судьбы мира и сроки конца света. Рисунки ударившийся в мистику Конёнков сопроводил невразумительными для обычных читателей религиозными текстами, а также начертанием всяческих загадочных символов.

Нет, чудны дела твои, Господи! В 1930-е, находясь в Америке, Сергей Тимофеевич, в прошлом (в России) - бунтарь и безбожник, участник Революции 1905 года, Ленинского плана монументальной пропаганды и вообще запросто выпивавший за вечер ведро водки с Сергеем Есениным, вдруг перековался в неофита. Вступил в религиозную секту «Ученики Христа», основанную проповедником Чарльзом Расселлом. Начал внимательно изучать Священное писание.

Свою интерпретацию главных мировых событий и грядущего Апокалипсиса, идущую вразрез с классическими толкованиями Библии, Конёнков непременно хотел донести до Сталина. По мнению художника, Царства Христа, то есть, второго пришествия Мессии, ждать не следует, ибо это Царство уже существует - его строят большевики в СССР, хотя сами, будучи атеистами, и не ведают того.[2]

Надо сказать, что относительно недавняя публикация этих писем и рисунков, отосланных «дорогому брату во Христе» - Иосифу Сталину, навела шороху. Российская пресса, падкая, как ей и полагается, на сенсации и не въезжающая во всякие там «космогонии», ухватилась совсем за другое - за предсказания, увиденные в письмах.

Так, по мнению журналистов и притершихся к ним околонаучных «экспертов», Конёнков, этот «советский Нострадамус», в своих духовных посланиях из-за океана в Кремль «со всей определенностью» указал исходную дату наступившего (и к слову, подзатянувшегося) конца света, за которым непременно последует Мировая революция, - 1914 год. С фантастической точностью скульптор, якобы, назвал и срок начала Великой Отечественной войны, потому что еще в письме 1940 года он предупреждал Сталина о том, что финальная битва между «Армией Божией» и «Армией Сатаны» развернется весной 1941-го.

Возможно, Конёнков и в самом деле был великим провидцем. Но все-таки в одном он сильно промахнулся, когда начертал Сталину такое:

- Знаете ли Вы, что Святое писание говорит, что от 1948 г. люди умирать не будут? И среди этих людей Вы, дорогой Брат Иосиф Виссарионович, и те, которые способствовали установлению Царства Божия здесь на Земле, умирать не будете. После 1948 г. войны не будет более никогда».

Как ни крути, а все-таки Иосиф Виссарионович взял и умер, причем уже после 1948 года - в 1953-м. И те, которые вместе с ним строили «Царство Божие здесь на Земле», тоже отошли ко Господу - прямиком на Новодевичье кладбище.

Сталин, «проводник высшей силы», на письма обожествлявшего его Конёнкова не ответил.

Но еще больше Сергей Тимофеевич обожествлял (нет, не то  - боготворил!) свою Родину - Россию. И когда 22 июня 1941 года началось действительно решающее сражение между «Армией Божией» и «Армией Сатаны», Сергей Конёнков вместе со многими другими выдающимися соотечественниками, проживавшими в США, начал деятельно сотрудничать с Комитетом помощи Советской России, секретарем которого была его жена - Маргарита Конёнкова. У этого Комитета было несколько десятков филиалов по всей Америке, и только в одном Нью-Йорке комплектованием посылок с одеждой в СССР занималось 500 человек[3].

Кроме того, в годы Великой Отечественной войны Сергей Конёнков неутомимо трудился над образами легендарных советских полководцев, будущих маршалов великой Победы. Лепить ему приходилось по фотографиям, присылаемым из далекого Советского Союза. Так что вклад скульптора в разгром фашизма был не только материальным, но и художественным.

Прибыв в СССР в конце 1945 года, скульптор, словно никогда в его жизни не было ни писем к Сталину, ни размышлений по поводу космогонии и Апокалипсиса, с «великим воодушевлением» (так в мемуарах) вернулся к воспеванию коммунизма, революции, В.И. Ленина и прочих необходимых для госзаказа вещей, хотя и продолжал вплоть до самой смерти тайком в мастерской работать над образами Иисуса Христа.

А еще уже 80-летний Сергей Тимофеевич вернулся к замечательной русской традиции. Правда, выпивал он теперь не с Есениным или Шаляпиным, а с подмастерьями, если верить воспоминаниям сотрудничавшего со скульптором архитектора Саввы Бродского. И не ведро водки, как случалось в молодости, а всего лишь «чемодан пива».

Согласитесь, тоже неплохо, в таком-то возрасте!

Лев КУЛАКОВ

Сергей КОНЁНКОВ. ПИСЬМА И.В. СТАЛИНУ

[1] Сегодня дело хранится в Государственном архиве Российской Федерации. А.Н. Златоврацкий (1878-1960) - скульптор, ученик С.Т. Конёнкова в Москве. Александр Златоврацкий вел переписку с Конёнковым, когда тот находился в США.

[2] Александр Зайцев. "Дорогой брат Сталин": 150 лет со дня рождения Сергея Конёнкова, скульптора и мистика». Журнал "Профиль", 10 июля 2024 года.

[3] Александр Зайцев. "Дорогой брат Сталин": 150 лет со дня рождения Сергея Конёнкова, скульптора и мистика». Журнал "Профиль", 10 июля 2024 года.

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск