Виктор Корнеев среди своих произведений на выставке ''Четыре стихии'' в ММСИ, 2023. Фото из архива В. Корнеева

ВИКТОР КОРНЕЕВ. ЧЁТКИ ИРОНИЧНОГО ФИЛОСОФА

Говоря о Викторе Корнееве, почему-то совсем не хочется оперировать такими словами, как «творческий почерк», «авторская индивидуальность», рассуждать о взаимодействии пластических объемов и пространства, да и просто заниматься наукообразным анализом. Творчество Корнеева настолько цельно, что не нужно делить его на периоды, определять различия между ранними и поздними работами. Какие бы формы ни принимали его произведения, они все об одном — о человеке. Человек во всех ипостасях, со своими радостями и болью, весельем и страхом, усталостью и душевным подъемом — о нем рассказывает скульптор.

При этом основным «объектом интереса» Виктор Корнеева становятся не сюжетные истории или конкретные люди. Исследуя тайные и явные проявления людской натуры, Корнеев играет с реальностью, переплетает темы или последовательно связывает их одну с другой. Его творчество буквально пронизано символами, знаками, аллегориями и ассоциативными образами.

Итак, с чего начать? Пожалуй, главным признаком, объединяющим произведения Корнеева, является дух «ироничной философии», позволяющий находить парадоксальные решения классических тем, придавать работам гротескное звучание, а порой даже эпатировать зрителя нетривиальными образными находками. Одна из его работ называется «Взгляд в себя» (2011). Так вот, эти слова можно отнести ко многим произведениям скульптора. И начинается «взгляд в себя» с обращения к детству.

''Взгляд в себя'', 2011. Дерево, 230х70х50 см''Взгляд в себя'', 2011. Дерево, 230х70х50 см

С 2005 по 2009 годы одна за другой появляются скульптуры, посвященные жизни маленького человека. Первая в этом ряду — «Черное и белое» (Младенец) (2005). Это аллегорическое произведение о добре и зле, которые сопровождают нас с момента рождения. Малыш появился на свет, и ему еще не раз предстоит делать свой выбор между хорошим — белым и плохим — черным в надежде, что белого будет больше.

''Черное и белое'' (Младенец), 2005. Дерево, 130х130х50 см''Черное и белое'' (Младенец), 2005. Дерево, 130х130х50 см

Следующая работа — «Автопортрет» (2007). С одной стороны, изображая себя ребенком, скульптор будто ностальгирует по беззаботному времени, когда счастье-несчастье могло зависеть всего лишь от игрушечной машинки. С другой стороны, он старается сохранить этого ребенка в себе, сохранить свет в душе, позволяющий смотреть на окружение не замутненными обыденностью глазами.

''Автопортрет'', 2007. Дерево, 80х70х40 см''Автопортрет'', 2007. Дерево, 80х70х40 см

Начатые в «Черном и белом» размышления о жизненном пути продолжаются композицией «Воображение» (2008). Мальчик, сидящий в расколотой надвое ванне-лодке, представляет себе море с плывущим по нему корабликом. Сиюминутная игра воображения приводит к мыслям о возможностях и превратностях судьбы. Как знать, не окажется ли в будущем этот кораблик «из газеты вчерашней»?

''Воображение'', 2008. Гранит, 150x250x150 см. Стенунгсунд, Швеция''Воображение'', 2008. Гранит, 150x250x150 см. Стенунгсунд, Швеция

И, наконец, «Голкипер» и «Принцесса» — добрый взгляд взрослого из будущего в прошлое и снова в будущее завершают «детскую линию» в творчестве Корнеева. Правда, еще в 1999 году была создана «Голубка», изображающая ребенка, сидящего на стуле, но в этой композиции переплетаются несколько тем, которые затем расходятся каждая своим путем. Одна из них, конкретная, «земная» — детство, другая, связанная с ней, но имеющая более философски-возвышенное звучание, — душа.

''Голкипер'', 2009. Дерево, 100х75х75 см''Голкипер'', 2009. Дерево, 100х75х75 см

''Принцесса'', 2009. Дерево, 55х40х35 см''Принцесса'', 2009. Дерево, 55х40х35 см

''Голубка'', 1999. Дерево, 115х45х60 см.Московский музей современного искусства''Голубка'', 1999. Дерево, 115х45х60 см.
Московский музей современного искусства

Душа в образе птицы растет вместе с человеком, проявляет заботу, соглашается с ним, страдает и надеется. Вот она, главная героиня в «Голубке», сопровождает и оберегает малыша. Вот превращается в потенциальную жертву в «Сюрреалистическом натюрморте» (2001) или, как в другой «Голубке» (2006), оказывается в руках девочки-подростка, мучимой выбором: выпустить ее на волю или погубить. В последних двух работах соединяются многозначные символы: голубка как жертвенность и покорность, рука как сила и власть. Значение этих символов в произведениях Корнеева варьирует неоднократно.

''Сюрреалистический натюрморт'', 2001. Гранит, 60х40х30 см. Государственный Русский музей''Сюрреалистический натюрморт'', 2001. Гранит, 60х40х30 см. Государственный Русский музей

 ''Голубка'', 2006. Дерево, 130х50х50 см''Голубка'', 2006. Дерево, 130х50х50 см

Особенно часто скульптор обращается к изображению рук. Начиная с «Сюрреалистического натюрморта», постепенно на протяжении десяти лет складывается целый скульптурный цикл, в котором рука является знаком, трактуемым в зависимости от темы конкретной композиции.

Практически в любой скульптуре, и произведения Корнеева подтверждают это, важной составляющей образа является жест. В большинстве его работ жест абсолютно ясен. Волнение ожидания, предчувствие счастья, стремление укрыть, защитить будущее, любовь — все это выражают сложенные руки в «Беременности» (2005). В «Головной боли» (2005) они утешают, облегчают страдание. Не нуждается в комментариях символика рукопожатия в «Руках» (2005). Все эти работы 2005 года достаточно прямолинейно утверждают принцип «несите миру добро».

''Беременность'', 2005. Гранит, 220х110х65 см''Беременность'', 2005. Гранит, 220х110х65 см

 ''Головная боль'', 2005. Гранит, 70х60х35 см''Головная боль'', 2005. Гранит, 70х60х35 см

''Руки'', 2005. Гранит, 60х55х25 см''Руки'', 2005. Гранит, 60х55х25 см

В произведениях следующего года появляется новая нота. Скульптор будто фиксирует процесс становления человеческого самоосознания. Рука, касающаяся торса в «Живом» (2006), передает последовательность чувств и эмоций. Сначала возникает вопрос-удивление «я чувствую?», за ним — утверждение «да», потом удовлетворение «я себя ощущаю» и, наконец, успокоение — «я есть». Так ребенок учится узнавать и познавать себя. А уже затем — окружающий мир.

''Живой'', 2006. Гранит, 215х110х65 см''Живой'', 2006. Гранит, 215х110х65 см

В «Цветах» (2006) пухлые детские руки, сами чем-то похожие на бутоны, сжимают, а возможно, и ломают нежное растение. Но этот отзвук детской жестокости вскоре исчезает. Ему на смену приходит открытая ладонь «Великодушия» (2007), приятие действительности и слияние с ней в «Винограде» (2010). И завершают этот ряд длиною в десятилетие «Натюрморт с грушей» (2010), в котором рука, все же выпустив птицу, снова опускается ладонью вниз, и «Жертвоприношение» (2011).

''Цветы'', 2006. Мрамор, 70х70х40 см''Цветы'', 2006. Мрамор, 70х70х40 см

 ''Великодушие'', 2007. Дерево, гранит, 280х150х150 см. Стенунгсунд, Швеция''Великодушие'', 2007. Дерево, гранит, 280х150х150 см. Стенунгсунд, Швеция

''Виноград'', 2010. Мрамор,  50х25х25 см''Виноград'', 2010. Мрамор, 50х25х25 см

''Натюрморт с грушей'', 2010. Гранит, 40х45х130''Натюрморт с грушей'', 2010. Гранит, 40х45х130

''Жертвоприношение'', 2011. Дерево, 35х40х60 см''Жертвоприношение'', 2011. Дерево, 35х40х60 см

В последнем древняя идея жертвенности трансформируется в размышления о значимости человеческой жизни в современном мире, чем и ради чего приходится поступаться, что преодолевать. Рука здесь выступает в качестве двоякого символа: власти и в то же время смирения.

Корнеев вообще обращается к такому «нескульптурному» жанру, как натюрморт, довольно часто. Кроме упоминавшихся выше композиций с символическим смыслом, он создает «Натюрморт с арбузом» (2001), «Натюрморт с чашей» (2001), «Натюрморт с бананом» (2010).

''Натюрморт с арбузом'', 2001. Гранит, 60х40х40 см''Натюрморт с арбузом'', 2001. Гранит, 60х40х40 см

 ''Натюрморт с бананом'', 2010. Гранит, 110х50х50 см''Натюрморт с бананом'', 2010. Гранит, 110х50х50 см

Со свойственным ему юмором он вводит натюрморт в «Баланс» (1996), располагая предметы на голове обнаженной женщины, и в «Утро» (2001) как напоминание о вчерашнем дне. Сосредоточенная в этих работах жизненная философия подкрепляется «Вечерней песней» (2000), по-доброму относящейся и к «соображающим на троих» персонажам, и к непременно присутствующему поблизости дворовому коту.

''Баланс'', 1996. Дерево, 220х60х30 см.Московский музей современного искусства''Баланс'', 1996. Дерево, 220х60х30 см.
Московский музей современного искусства

''Утро'', 2001. Гранит, 70х50х40 см''Утро'', 2001. Гранит, 70х50х40 см

 ''Вечерняя песня'', 2000. Дерево, 30х25х20 см''Вечерняя песня'', 2000. Дерево, 30х25х20 см

С мягким юмором передаёт Корнеев лирику «Звездной ночи» (2007), немного подтрунивая над романтическими настроениями. Такое же мудро-ироничное отношение к проявлению человеческих чувств, интересов и слабостей присутствует и в «Счастливой» (2000), и в «Нирване» (2000), и в «Красивой, веселой» (2011). Конечно, в значительной степени эффект гротеска возникает благодаря «говорящим» названиям, но насколько точно передает скульптор именно то, что хотел донести до зрителя!

''Звездная ночь'', 2007. Гранит, 35х45х20  см''Звездная ночь'', 2007. Гранит, 35х45х20 см

''Нирвана'', 2000. Дерево, металл, 95х46х50 см''Нирвана'', 2000. Дерево, металл, 95х46х50 см

''Счастливая'', 2000. Дерево, 175х80х65 см''Счастливая'', 2000. Дерево, 175х80х65 см

Корнеев не обделяет вниманием и сферу профессиональных интересов. Вот он подшучивает над обязательной этюдной темой «надевающая чулок» — «Дама с чулком» (1999). А вот подсмеивается над «садово-парковой героиней» советских времен, создавая «Девушку с веслом» (2008), сразу возведенную на пьедестал. И напоминает она скорее не пародийную реплику прошлого, а слегка ностальгический, понимающий взгляд умудренного жизнью взрослого.

''Дама с чулком'', 1999. Дерево, 75х50х38 см''Дама с чулком'', 1999. Дерево, 75х50х38 см

''Девушка с веслом'', 2008. Бронза, 70х15х20 см''Девушка с веслом'', 2008. Бронза, 70х15х20 см

Название масштабной композиции из восьми скульптур «Среди столпов» (2010) также исключает возможность абсолютной серьезности восприятия темы «художник и модель». Объединяя гениев начала ХХ века, выполненных в виде бюстов на колоннах, толпящихся перед сидящей обнаженной натурщицей, скульптор создает ситуацию абсурда. Однако, включая в «авангардный хоровод» Цадкина, Петрова-Водкина, Малевича, Татлина, Штеренберга, Кандинского и Шагала, он, не умаляя их величия, раскрывает бессмысленность противоречий и споров перед лицом природы. Талант, способность и желание мыслить, умение воплощать идеи, сугубо индивидуальные у каждого из этих художников; общим же является их отношение к натуре как основе основ, как источнику художественных интерпретаций.

''Среди столпов'', 2010. Гипс, 140х80х160 см; бронза, камень, высота 70 см''Среди столпов'', 2010. Гипс, 140х80х160 см; бронза, камень, высота 70 см

Ощущение, что рассматриваемый предмет не таков, каким кажется на первый взгляд, возникает при знакомстве с большинством произведений Корнеева. На парадоксе зиждется образное начало «Моды» (2005) — двух обнаженных торсов, женского и мужского — и обнаженной «Красивой, нарядной» (2006), в которых от моды и нарядов лишь перчатка.

''Мода'', 2005. Мрамор, латунь, 55х20х25 см, 60х25х25 см''Мода'', 2005. Мрамор, латунь, 55х20х25 см, 60х25х25 см

 ''Красивая, нарядная'', 2006. Бронза, 230x80x80 см''Красивая, нарядная'', 2006. Бронза, 230x80x80 см

Скульптору не чужды и лирические настроения. «Двое» (2008) — это взаимное расположение, желание, смущение, выраженные с помощью простых жестов. Мужчина и женщина изображены без одежды, но, как ни странно, именно в этой откровенной обнаженности заключены целомудрие и скромность. Художнику важна не «разоблаченная плоть», а непосредственность и открытость эмоций.

Это касается, пожалуй, всех работ Корнеева, так или иначе наделенных эротическим подтекстом. Его фигуры даже в самых замысловатых позах сохраняют благопристойность, так как каждая из них рассказывает не о низменных порывах, а об изначальной природе человека. Его интересует проявление душевных состояний, и он находит решение в изображении женских фигур, ведь открытая эмоциональность больше присуща женской природе, чем мужской.

''Двое'', 2008. Бронза, высота 215 см''Двое'', 2008. Бронза, высота 215 см

Задумчивой тоской проникнута лежащая в «Меланхолии» (1996), и ее поза, выражение лица, антураж в общем говорят о беспричинности хандры. Скульптор вновь смотрит на модель с усмешкой. Вариации на тему радости жизни — это фигуры «Счастливая» (2000 и 2010): девочка-подросток со скакалкой и молодая женщина с букетом, чем-то напоминающим веник. Не трудно понять, что в разные периоды жизни источники счастья бывают разные.

''Меланхолия'', 1996. Дерево, 60х110х40 см''Меланхолия'', 1996. Дерево, 60х110х40 см

''Счастливая'', 2010. Дерево, 145х65х45 см''Счастливая'', 2010. Дерево, 145х65х45 см

Нетривиальное решение он находит для не менее ясной по мысли композиции «Сомнение» (2002). Здесь все «полу»: полусидящая полуобнаженная женщина с полуприподнятыми руками. Она буквально зависла над сиденьем-подставкой в попытке разрешить изводящую ее дилемму.

''Сомнение'', 2002. Бронза, 60х30х30 см.Государственная Третьяковская галерея''Сомнение'', 2002. Бронза, 60х30х30 см.
Государственная Третьяковская галерея

«Сомнение» по смыслу очень близко аллегориям, которые вполне закономерно появляются и утверждаются в творчестве Корнеева, как и другие знаковые вещи, в нескольких категориях. Они могут быть недвусмысленны, как «Весна» (2003), где женская фигура — это пробуждение жизни, и «Лето» (2010) — ее расцвет. А могут быть такими многослойными, как «Тишина» (2010), заглядывающая во внутренний мир человека. Молчание, самопогружение, уход от действительности и одновременное растворение в окружающем, одиночество, а может быть, медитация, стремление к познанию — вот только несколько возможных тем этой композиции. Она находится на грани иносказания и философских размышлений.

''Весна'', 2015. Дерево гранит, 100х250х130 см''Весна'', 2015. Дерево гранит, 100х250х130 см

 ''Лето'', 2003.  Дерево, 30х115х25 см''Лето'', 2003. Дерево, 30х115х25 см

''Тишина'', 2010. Мрамор, гранит, 40х70х50 см''Тишина'', 2010. Мрамор, гранит, 40х70х50 см

Уважительное отношение к чистой философии скульптор проявляет в таких работах, как «Равновесие» (2011), но и здесь не обходится без иронии, снижающей глубокомысленность заявленной темы. И композиция «В состоянии относительного покоя» (1997), преобразующая мысли о превратностях человеческого существования в балансирование на подушках, и работа «И бегу времени мы все подвластны...» (2004), разъясняющая непонятливым: бег — нога, время — колесо, — очень далеки от претензий на наукообразие. Они апеллируют к обыденному людскому сознанию, к вопросам, которые рано или поздно задает себе каждый.

''Равновесие'', 2011. Дерево, железо, 210х70х90 см''Равновесие'', 2011. Дерево, железо, 210х70х90 см

''В состоянии относительного покоя'', 1997. Дерево, 85х75х45 см''В состоянии относительного покоя'', 1997. Дерево, 85х75х45 см

 ''И бегу времени мы все подвластны...'', 2007.Бронза, камень, 100х40х35 см''И бегу времени мы все подвластны...'', 2007.
Бронза, камень, 100х40х35 см

Художник пытается помочь человеку в преодолении сомнений и переживаний, облекая их в шуточные одежды. И в этом, как ни странно, проявляется серьезность его подхода к предмету изображения, к своей работе в целом. А вот по отношению к философам он более ироничен, изображая мужчин отнюдь не атлетического телосложения, венчая их лаврами и устанавливая на капителях — «Философ» (1996, 2000).

''Философ'', 2000. Бронза, 65х25х25 см''Философ'', 2000. Бронза, 65х25х25 см

Корнеев с равным успехом работает в дереве, бронзе и камне, в полной мере используя выразительные возможности каждого материала. Он смело вводит в скульптуру цвет, каждый раз сообразуясь с конкретной задачей. В дереве это чаще всего либо мазки краски, как в «Голубках» или «Нирване», либо локальные цветные фрагменты, как в «Принцессе», либо сочетание тех и других в одной композиции, как в «Даме с чулком».

В бронзе, выявляя в разных произведениях все цветовые градации самого материала, он иногда еще и подцвечивает отдельные композиции — «Красивая, веселая», «Философ». Работая с камнем, чаще обращается к самой вариативной по цвету породе — граниту. И каждый раз это вносит новые нюансы в прочтение образов, которые скульптор не только «рождает, но за которыми и наблюдает. Как создатель и исследователь Корнеев смотрит на свой мир с пониманием, сопереживает его обитателям, одновременно и дистанцируясь от них, и находя их характеры, чувства и страсти в себе самом.

В творчестве Корнеева темы, связанные с ними образы и символы, как четки, нанизаны на одну нить «ироничной философии». Скульптор методично перебирает их, раз за разом не только повторяя, но и находя все новые и новые смыслы и подтексты, он размышляет, предоставляя зрителю право на личные интерпретации.

Марина СТЕКОЛЬНИКОВА

(Текст: альманах «Дронов и Корнеев», Государственный Русский музей, Palace Editions, 2015)

Фото: архив Виктора Корнеева; журнал "Третьяковская галерея"; альманах «Дронов и Корнеев», ГРМ, 2015

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск