Говоря о Викторе Корнееве, почему-то совсем не хочется оперировать такими словами, как «творческий почерк», «авторская индивидуальность», рассуждать о взаимодействии пластических объемов и пространства, да и просто заниматься наукообразным анализом. Творчество Корнеева настолько цельно, что не нужно делить его на периоды, определять различия между ранними и поздними работами. Какие бы формы ни принимали его произведения, они все об одном — о человеке. Человек во всех ипостасях, со своими радостями и болью, весельем и страхом, усталостью и душевным подъемом — о нем рассказывает скульптор.
При этом основным «объектом интереса» Виктор Корнеева становятся не сюжетные истории или конкретные люди. Исследуя тайные и явные проявления людской натуры, Корнеев играет с реальностью, переплетает темы или последовательно связывает их одну с другой. Его творчество буквально пронизано символами, знаками, аллегориями и ассоциативными образами.
Итак, с чего начать? Пожалуй, главным признаком, объединяющим произведения Корнеева, является дух «ироничной философии», позволяющий находить парадоксальные решения классических тем, придавать работам гротескное звучание, а порой даже эпатировать зрителя нетривиальными образными находками. Одна из его работ называется «Взгляд в себя» (2011). Так вот, эти слова можно отнести ко многим произведениям скульптора. И начинается «взгляд в себя» с обращения к детству.
С 2005 по 2009 годы одна за другой появляются скульптуры, посвященные жизни маленького человека. Первая в этом ряду — «Черное и белое» (Младенец) (2005). Это аллегорическое произведение о добре и зле, которые сопровождают нас с момента рождения. Малыш появился на свет, и ему еще не раз предстоит делать свой выбор между хорошим — белым и плохим — черным в надежде, что белого будет больше.
Следующая работа — «Автопортрет» (2007). С одной стороны, изображая себя ребенком, скульптор будто ностальгирует по беззаботному времени, когда счастье-несчастье могло зависеть всего лишь от игрушечной машинки. С другой стороны, он старается сохранить этого ребенка в себе, сохранить свет в душе, позволяющий смотреть на окружение не замутненными обыденностью глазами.
Начатые в «Черном и белом» размышления о жизненном пути продолжаются композицией «Воображение» (2008). Мальчик, сидящий в расколотой надвое ванне-лодке, представляет себе море с плывущим по нему корабликом. Сиюминутная игра воображения приводит к мыслям о возможностях и превратностях судьбы. Как знать, не окажется ли в будущем этот кораблик «из газеты вчерашней»?
И, наконец, «Голкипер» и «Принцесса» — добрый взгляд взрослого из будущего в прошлое и снова в будущее завершают «детскую линию» в творчестве Корнеева. Правда, еще в 1999 году была создана «Голубка», изображающая ребенка, сидящего на стуле, но в этой композиции переплетаются несколько тем, которые затем расходятся каждая своим путем. Одна из них, конкретная, «земная» — детство, другая, связанная с ней, но имеющая более философски-возвышенное звучание, — душа.
Душа в образе птицы растет вместе с человеком, проявляет заботу, соглашается с ним, страдает и надеется. Вот она, главная героиня в «Голубке», сопровождает и оберегает малыша. Вот превращается в потенциальную жертву в «Сюрреалистическом натюрморте» (2001) или, как в другой «Голубке» (2006), оказывается в руках девочки-подростка, мучимой выбором: выпустить ее на волю или погубить. В последних двух работах соединяются многозначные символы: голубка как жертвенность и покорность, рука как сила и власть. Значение этих символов в произведениях Корнеева варьирует неоднократно.
Особенно часто скульптор обращается к изображению рук. Начиная с «Сюрреалистического натюрморта», постепенно на протяжении десяти лет складывается целый скульптурный цикл, в котором рука является знаком, трактуемым в зависимости от темы конкретной композиции.
Практически в любой скульптуре, и произведения Корнеева подтверждают это, важной составляющей образа является жест. В большинстве его работ жест абсолютно ясен. Волнение ожидания, предчувствие счастья, стремление укрыть, защитить будущее, любовь — все это выражают сложенные руки в «Беременности» (2005). В «Головной боли» (2005) они утешают, облегчают страдание. Не нуждается в комментариях символика рукопожатия в «Руках» (2005). Все эти работы 2005 года достаточно прямолинейно утверждают принцип «несите миру добро».
В произведениях следующего года появляется новая нота. Скульптор будто фиксирует процесс становления человеческого самоосознания. Рука, касающаяся торса в «Живом» (2006), передает последовательность чувств и эмоций. Сначала возникает вопрос-удивление «я чувствую?», за ним — утверждение «да», потом удовлетворение «я себя ощущаю» и, наконец, успокоение — «я есть». Так ребенок учится узнавать и познавать себя. А уже затем — окружающий мир.
В «Цветах» (2006) пухлые детские руки, сами чем-то похожие на бутоны, сжимают, а возможно, и ломают нежное растение. Но этот отзвук детской жестокости вскоре исчезает. Ему на смену приходит открытая ладонь «Великодушия» (2007), приятие действительности и слияние с ней в «Винограде» (2010). И завершают этот ряд длиною в десятилетие «Натюрморт с грушей» (2010), в котором рука, все же выпустив птицу, снова опускается ладонью вниз, и «Жертвоприношение» (2011).
В последнем древняя идея жертвенности трансформируется в размышления о значимости человеческой жизни в современном мире, чем и ради чего приходится поступаться, что преодолевать. Рука здесь выступает в качестве двоякого символа: власти и в то же время смирения.
Корнеев вообще обращается к такому «нескульптурному» жанру, как натюрморт, довольно часто. Кроме упоминавшихся выше композиций с символическим смыслом, он создает «Натюрморт с арбузом» (2001), «Натюрморт с чашей» (2001), «Натюрморт с бананом» (2010).
Со свойственным ему юмором он вводит натюрморт в «Баланс» (1996), располагая предметы на голове обнаженной женщины, и в «Утро» (2001) как напоминание о вчерашнем дне. Сосредоточенная в этих работах жизненная философия подкрепляется «Вечерней песней» (2000), по-доброму относящейся и к «соображающим на троих» персонажам, и к непременно присутствующему поблизости дворовому коту.
С мягким юмором передаёт Корнеев лирику «Звездной ночи» (2007), немного подтрунивая над романтическими настроениями. Такое же мудро-ироничное отношение к проявлению человеческих чувств, интересов и слабостей присутствует и в «Счастливой» (2000), и в «Нирване» (2000), и в «Красивой, веселой» (2011). Конечно, в значительной степени эффект гротеска возникает благодаря «говорящим» названиям, но насколько точно передает скульптор именно то, что хотел донести до зрителя!
Корнеев не обделяет вниманием и сферу профессиональных интересов. Вот он подшучивает над обязательной этюдной темой «надевающая чулок» — «Дама с чулком» (1999). А вот подсмеивается над «садово-парковой героиней» советских времен, создавая «Девушку с веслом» (2008), сразу возведенную на пьедестал. И напоминает она скорее не пародийную реплику прошлого, а слегка ностальгический, понимающий взгляд умудренного жизнью взрослого.
Название масштабной композиции из восьми скульптур «Среди столпов» (2010) также исключает возможность абсолютной серьезности восприятия темы «художник и модель». Объединяя гениев начала ХХ века, выполненных в виде бюстов на колоннах, толпящихся перед сидящей обнаженной натурщицей, скульптор создает ситуацию абсурда. Однако, включая в «авангардный хоровод» Цадкина, Петрова-Водкина, Малевича, Татлина, Штеренберга, Кандинского и Шагала, он, не умаляя их величия, раскрывает бессмысленность противоречий и споров перед лицом природы. Талант, способность и желание мыслить, умение воплощать идеи, сугубо индивидуальные у каждого из этих художников; общим же является их отношение к натуре как основе основ, как источнику художественных интерпретаций.
Ощущение, что рассматриваемый предмет не таков, каким кажется на первый взгляд, возникает при знакомстве с большинством произведений Корнеева. На парадоксе зиждется образное начало «Моды» (2005) — двух обнаженных торсов, женского и мужского — и обнаженной «Красивой, нарядной» (2006), в которых от моды и нарядов лишь перчатка.
Скульптору не чужды и лирические настроения. «Двое» (2008) — это взаимное расположение, желание, смущение, выраженные с помощью простых жестов. Мужчина и женщина изображены без одежды, но, как ни странно, именно в этой откровенной обнаженности заключены целомудрие и скромность. Художнику важна не «разоблаченная плоть», а непосредственность и открытость эмоций.
Это касается, пожалуй, всех работ Корнеева, так или иначе наделенных эротическим подтекстом. Его фигуры даже в самых замысловатых позах сохраняют благопристойность, так как каждая из них рассказывает не о низменных порывах, а об изначальной природе человека. Его интересует проявление душевных состояний, и он находит решение в изображении женских фигур, ведь открытая эмоциональность больше присуща женской природе, чем мужской.
Задумчивой тоской проникнута лежащая в «Меланхолии» (1996), и ее поза, выражение лица, антураж в общем говорят о беспричинности хандры. Скульптор вновь смотрит на модель с усмешкой. Вариации на тему радости жизни — это фигуры «Счастливая» (2000 и 2010): девочка-подросток со скакалкой и молодая женщина с букетом, чем-то напоминающим веник. Не трудно понять, что в разные периоды жизни источники счастья бывают разные.
Нетривиальное решение он находит для не менее ясной по мысли композиции «Сомнение» (2002). Здесь все «полу»: полусидящая полуобнаженная женщина с полуприподнятыми руками. Она буквально зависла над сиденьем-подставкой в попытке разрешить изводящую ее дилемму.
«Сомнение» по смыслу очень близко аллегориям, которые вполне закономерно появляются и утверждаются в творчестве Корнеева, как и другие знаковые вещи, в нескольких категориях. Они могут быть недвусмысленны, как «Весна» (2003), где женская фигура — это пробуждение жизни, и «Лето» (2010) — ее расцвет. А могут быть такими многослойными, как «Тишина» (2010), заглядывающая во внутренний мир человека. Молчание, самопогружение, уход от действительности и одновременное растворение в окружающем, одиночество, а может быть, медитация, стремление к познанию — вот только несколько возможных тем этой композиции. Она находится на грани иносказания и философских размышлений.
Уважительное отношение к чистой философии скульптор проявляет в таких работах, как «Равновесие» (2011), но и здесь не обходится без иронии, снижающей глубокомысленность заявленной темы. И композиция «В состоянии относительного покоя» (1997), преобразующая мысли о превратностях человеческого существования в балансирование на подушках, и работа «И бегу времени мы все подвластны...» (2004), разъясняющая непонятливым: бег — нога, время — колесо, — очень далеки от претензий на наукообразие. Они апеллируют к обыденному людскому сознанию, к вопросам, которые рано или поздно задает себе каждый.
Художник пытается помочь человеку в преодолении сомнений и переживаний, облекая их в шуточные одежды. И в этом, как ни странно, проявляется серьезность его подхода к предмету изображения, к своей работе в целом. А вот по отношению к философам он более ироничен, изображая мужчин отнюдь не атлетического телосложения, венчая их лаврами и устанавливая на капителях — «Философ» (1996, 2000).
Корнеев с равным успехом работает в дереве, бронзе и камне, в полной мере используя выразительные возможности каждого материала. Он смело вводит в скульптуру цвет, каждый раз сообразуясь с конкретной задачей. В дереве это чаще всего либо мазки краски, как в «Голубках» или «Нирване», либо локальные цветные фрагменты, как в «Принцессе», либо сочетание тех и других в одной композиции, как в «Даме с чулком».
В бронзе, выявляя в разных произведениях все цветовые градации самого материала, он иногда еще и подцвечивает отдельные композиции — «Красивая, веселая», «Философ». Работая с камнем, чаще обращается к самой вариативной по цвету породе — граниту. И каждый раз это вносит новые нюансы в прочтение образов, которые скульптор не только «рождает, но за которыми и наблюдает. Как создатель и исследователь Корнеев смотрит на свой мир с пониманием, сопереживает его обитателям, одновременно и дистанцируясь от них, и находя их характеры, чувства и страсти в себе самом.
В творчестве Корнеева темы, связанные с ними образы и символы, как четки, нанизаны на одну нить «ироничной философии». Скульптор методично перебирает их, раз за разом не только повторяя, но и находя все новые и новые смыслы и подтексты, он размышляет, предоставляя зрителю право на личные интерпретации.
Марина СТЕКОЛЬНИКОВА
(Текст: альманах «Дронов и Корнеев», Государственный Русский музей, Palace Editions, 2015)
Фото: архив Виктора Корнеева; журнал "Третьяковская галерея"; альманах «Дронов и Корнеев», ГРМ, 2015