В 1997 году Виктор Корнеев во время международного симпозиума по камню установил в Швеции, прямо на берегу Северного моря «Шведскую Мадонну».
- По-моему, красиво установлено, - говорит в одном из интервью Виктор Иванович. - За Мадонной открывается широкое водное пространство, Мадонне холодно, и она (как скульптурный объект) не раскрыта навстречу зрителям, а замкнута в себе. Наверное, тут сказались мои первые впечатления от этой северной страны.
С тех пор, вот уже более четверти века, Виктор Корнеев работает не только в России, но и на западе Швеции:
- Рядом с моим домом в Фьелбаке находится скульптурный комбинат, куда приезжают художники из многих европейских стран. Мне, конечно, повезло. Во-первых, потому, что появилась возможность работать с большими объемами в камне. Все-таки пять тонн гранита в Москве (если это не заказ) просто невозможно освоить. Во-вторых, я могу делать то, что хочу, заниматься чистым искусством. Наконец, работа под открытым небом, на природе, когда вокруг тебя только море, леса и скалы, во многом изменила мои прежние установки, потребовала отказаться от ненужных деталей в скульптуре.
В 2011 году, накануне открытия персональной выставки в Третьяковской галерее, Виктор Корнеев дал в Москве большое интервью Первому образовательному каналу. Корреспондент Екатерина Купреева, явно находившаяся под сильным впечатлением от увиденных фотографий с изображением «Шведской Мадонны» и других монументальных произведений скульптора, установленных за рубежом, спросила:
- Ну, хорошо, а есть ли у Вас какие-нибудь конкретные пластические решения на русскую тему?
- Мужик с медведем, что ли? Нет, таких нет. Я вообще не знаю, что такое русская или нерусская тема. И не понимаю разговоров о существовании загадочной русской души. Она, может, и есть, но только я ее не видел. Везде человек интересен и сложен, что в Швеции, что в России, что в Японии. На мой взгляд, художник должен стремиться к более широкому, планетарному мировосприятию. Я предпочитаю в своих работах говорить на общечеловеческие темы.
Как отмечал искусствовед Вильям Мейланд[1], на улицах наших городов и вообще в открытом российском пространстве пластические эксперименты - большая редкость. «Авторов памятников и монументально-декоративных затей сдерживают не только внешние факторы, но и самоцензура».
А вот северное скандинавское пространство, в котором работает Виктор Корнеев, - совсем другое дело. Здесь, по словам Вильяма Мейланда, намного больше культуры и свободы в «пластическом экспериментировании», это «своеобразная экологическая ниша, где легче дышится, и Корнеев успешно пользуется этим, создавая большие и малые произведения из камня, дерева и бронзы».
Лев КУЛАКОВ
РОССИЯ
ШВЕЦИЯ
НОРВЕГИЯ
ХОРВАТИЯ
КИПР
ИТАЛИЯ
КИТАЙ
Фото из архива Виктора КОРНЕЕВА
[1] Каталог «Виктор Корнеев. Скульптура». М., издательство «Сканрус», 2011