В 1997 году Виктор Корнеев во время международного симпозиума по камню установил в Швеции, прямо на берегу Северного моря «Шведскую Мадонну».
- По-моему, красиво установлено, - говорит в одном из интервью Виктор Иванович. - За Мадонной открывается широкое водное пространство, Мадонне холодно, и она (как скульптурный объект) не раскрыта навстречу зрителям, а замкнута в себе. Наверное, тут сказались мои первые впечатления от этой северной страны.
С тех пор, вот уже более четверти века, Виктор Корнеев работает не только в России, но и на западе Швеции:
- Рядом с моим домом в Фьелбаке находится скульптурный комбинат, куда приезжают художники из многих европейских стран. Мне, конечно, повезло. Во-первых, потому, что появилась возможность работать с большими объемами в камне. Все-таки пять тонн гранита в Москве (если это не заказ) просто невозможно освоить. Во-вторых, я могу делать то, что хочу, заниматься чистым искусством. Наконец, работа под открытым небом, на природе, когда вокруг тебя только море, леса и скалы, во многом изменила мои прежние установки, потребовала отказаться от ненужных деталей в скульптуре.
В 2011 году, накануне открытия персональной выставки в Третьяковской галерее, Виктор Корнеев дал в Москве большое интервью Первому образовательному каналу. Корреспондент Екатерина Купреева, явно находившаяся под сильным впечатлением от увиденных фотографий с изображением «Шведской Мадонны» и других монументальных произведений скульптора, установленных за рубежом, спросила:
- Ну, хорошо, а есть ли у Вас какие-нибудь конкретные пластические решения на русскую тему?
- Мужик с медведем, что ли? Нет, таких нет. Я вообще не знаю, что такое русская или нерусская тема. И не понимаю разговоров о существовании загадочной русской души. Она, может, и есть, но только я ее не видел. Везде человек интересен и сложен, что в Швеции, что в России, что в Японии. На мой взгляд, художник должен стремиться к более широкому, планетарному мировосприятию. Я предпочитаю в своих работах говорить на общечеловеческие темы.
Как отмечал искусствовед Вильям Мейланд[1], на улицах наших городов и вообще в открытом российском пространстве пластические эксперименты - большая редкость. «Авторов памятников и монументально-декоративных затей сдерживают не только внешние факторы, но и самоцензура».
А вот северное скандинавское пространство, в котором работает Виктор Корнеев, - совсем другое дело. Здесь, по словам Вильяма Мейланда, намного больше культуры и свободы в «пластическом экспериментировании», это «своеобразная экологическая ниша, где легче дышится, и Корнеев успешно пользуется этим, создавая большие и малые произведения из камня, дерева и бронзы».
Лев КУЛАКОВ
РОССИЯ
''Двое'', 1998. Камень, дерево, 180х210х60 см.
Парк искусств ''Музеон'', Москва
''Защитникам Москвы'', 1998. Камень, бронза, 170х125х60 см.
''Парк искусств Музеон'', Москва
''Муза'', 1999. Дерево, камень, 560х120х120 см.
Парк искусств ''Музеон'', Москва
''Илья Пророк'', 2020. Совместно с М. Аксеновым. Бронза, гранит, 220х200х200 см.
Храм Ильи Пророка в Северном Бутово, Москва
ШВЕЦИЯ
''Шведская Мадонна'', 1997. Гранит, 180х130х70 см.
Хуннебостранд. Фото: Liz Carina
''Беременность'', 2014. Гранит, 220х110х65 см.
Акерсберга
''Улыбка'', 2007. Гранит, 220х120х100 см.
Карлстад
''Улыбка'', 2007. Фрагмент
''Великодушие'', 2007. Дерево, гранит, 280х150х150 см.
Стенунгсунд
''Воображение'', 2009. Гранит, 150x250x150 см.
Стенунгсунд
''Прикосновение'', 2009. Гранит, 250х120х90 см.
Тролльхеттан
''Европа'', 2014. Бронза, 200х400 х140 см.
Тролльхеттан
''Европа'', 2014. Ракурс
''Взгляд внутрь'', 2017. Совместно с Aнн Карлссон-Корнеевой. Бронза, гранит.
Аскерсунд
''Взгляд внутрь'', 2017. Фрагмент
''У воды'', 2019. Бронза, гранит.
Стрёмстад
''У воды'', 2019. Фрагмент
''Балерина'', 2016. Дерево, 250х80х60 см.
Городская библиотека Трольхеттана
''Святой Себастьян'', 1999. Мрамор, 220х50х40 см.
Парк скульптуры, Укселёсунд
Бюст общественного деятеля Андерса Форселла, 2000.
Бронза, натуральная величина.
Карлстад
''В поисках света'', 2001. Гранит, 185х110х55 см.
Тролльхеттан
''В поисках света'', 2013. Фрагмент
''В поисках света'', 2001. Фрагмент
НОРВЕГИЯ
''Двое'', 2002. Дерево, гранит, 300х140х175 см.
Шиен
ХОРВАТИЯ
Мысль, 2003. Камень, 200х120х60 см.
Остров Брач
КИПР
''Античный торс'', 2017. Камень, высота 220 см
ИТАЛИЯ
''Красивая, нарядная'', 2004. Бронза, 210х90х80 см
КИТАЙ
''Мечтательница'', 2008. Гранит, мрамор, 250х110х60 см.
Западное озеро, Ханчжоу
Фото из архива Виктора КОРНЕЕВА
[1] Каталог «Виктор Корнеев. Скульптура». М., издательство «Сканрус», 2011