Просматривая работы «Алтайского периода», невольно переносишься в далекие времена молодости. Шел 1984 год, когда я впервые оказался на Алтае, в связи с работой над памятником, который был посвящен вхождению Горного Алтая в состав России в 1756 году. Ансамбль памятника включал в себя скульптурную композицию в бронзе: «Навеки вместе» - встреча двух всадников, русского и алтайца, а также гранитный горельеф «Горный Алтай», отражающий исторические события тех времен.
В период с 1984 по 1988 годы я часто бывал на Алтае, собирал необходимый этнографический материал, а главное, стремился уехать подальше от цивилизации, в горы и работать непосредственно на натуре. Детство мое прошло в деревне, поэтому, оказавшись в алтайском селе, я чувствовал себя как дома.
И наконец - я «дорвался» - кругом много лошадей, всадников, в вольерах ходят маралы… Мне открылся целый мир, доселе неведомый, но, как будто, знакомый…
Вначале - поездки были короткие (успевал только сфотографировать), и затем работал по фотографиям, но все, что я делал, было неубедительным.
Осенью 1985 года я уехал на Алтай на месяц и начал лепить этюды с натуры. И вот - произошло очередное прозрение - оказалось, что лошадь я совсем не знаю. К этому времени у меня уже сложилась некая концепция работы с моделью - я направлял все внимание в глубину, выявляя конструктивную суть формы, характер образа, опуская внешние детали. Этот метод дал убедительные результаты. Отливал этюды в бронзе, выставлял. По реакции коллег, я понял, что нахожусь на верном пути.
Впечатлений в поездках по разным районам Алтая было так много, что «оскульптурить» все - было нереально. Попутно я стал делать рисунки, быстрые наброски. Если в скульптуре требовалась определенная самодисциплина, то в набросках я был абсолютно свободен. Рисовал я на чем придется: маленькие листки из блокнота, оберточная бумага и т. п; карандаш, перо и тушь, уголь - это то, что было под рукой. Никаких особых задач в рисовании я не ставил, кроме фиксации мимолетных моментов Жизни и некоторых пластических идей. Так, идея горельефа «Горный Алтай» возникла внезапно, когда я двигался по Чуйскому тракту и вдруг увидел необычные скалы... Это было ритмически и пространственно организованное, пластическое совершенство, над которым Природа трудилась тысячи, а может и миллионы лет. Мне оставалось лишь наполнить эту пластику образами. Помню главное ощущение того времени - будто после долгой жажды я припал к живому источнику.
С тех пор много воды утекло… Остались этюды, рисунки, наброски, составляющие отдельный «Алтайский цикл», который, я надеюсь, интересен не только мне. Я жил и работал непосредственно среди алтайцев и запечатлел, как мог, тот Алтай, которого уже нет.
Владимир ПОТЛОВ
Май 2024 года
Фото из архива Владимира ПОТЛОВА