В Абрамцевский период я жил рядом с музеем, был увлечен керамикой Врубеля, любовался его лежанкой с головой львицы. Изучая народное творчество, заметил, как крестьянин, создавая утилитарный предмет, очень часто превращал его в художественный образ. Эту тенденцию можно пронаблюдать в искусстве разных эпох и народов.
На Алтае я вылепил этюд лежащей лошади и сразу задумал вырубить ее в дереве, в большом размере. Замысел мой заключался в том, чтобы скульптуру максимально приблизить к человеку, так, чтобы он вступал в непосредственный контакт с моей работой и у него появлялась возможность не только визуальных, но и тактильных ощущений. В результате, возникла дубовая скамья с лежащей лошадью, которую я накрыл попоной из натуральной кожи, а чтобы ей не было скучно, сделал жеребенка в виде качалки. На выставке был заметен особый интерес к этой работе: люди садились на скамью, поглаживали лошадь, дети качались на жеребенке. Таким образом, цель моя была достигнута - скульптура становилась «интерактивной».
Верблюдица, которую я лепил в песках пустыни Каракумы, стала героиней следующей композиции, в которую также входили стол "Пустыня" и два кресла "Саксаул".
Работая с дубом, я проникся его уникальными качествами: он тяжелый, плотный и одновременно теплый, впитавший в себя энергию солнца и постоянно излучающий ее. Мощный потенциал, заложенный в нем, вдохновил меня на создание большой пространственной композиции. Тема всплыла неожиданно: образы героев прочитанной в детстве книги "Остров сокровищ" и сам Стивенсон вновь, как призраки, явились передо мной. Так я и назвал новую работу: "Призраки затонувшего корабля". Литература здесь, конечно же, была лишь подспорьем в решении основных, пространственно-пластических задач. Дуб я инкрустировал различными камнями, монетами, слоновой костью, бронзой - он все принимал с благодарностью. Чем я его только не красил - он не терял своего благородства. Судя по количеству выставок и интересу зрителей, эта композиция, наверное, получилась самая интерактивная.
Композицию "Ноев ковчег" мы создали совместно с Людмилой Кулишовой. В этой работе мы стремились к органичному сочетанию плотных объемов из дуба с ажурным ткачеством в гобелене.
В дальнейшем я создал целый ряд интерактивных композиций, как выставочных, так и для конкретных интерьеров: "Винный погреб", «Медведи», «Похищение Европы», «Петр и Екатерина», «У Рембрандта и Саскии на коленях», «Римские видения» и другие.
Владимир ПОТЛОВ
Июнь 2024 года
Фото из архива Владимира ПОТЛОВА