АДЕЛАИДА ПОЛОГОВА. СКАЗОЧНЫЙ ГОРОД

Искусствовед Вильям Мейланд рассказывает о том, с какой фантастической страстью скульптор Аделаида Пологова (1923-2008) работала над оформлением Ташкентского театра кукол.

 

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

Конструктивная основа композиций Пологовой свободна от элементов рациональной механистичности. Ее скорее можно заподозрить в своеобразном языческом иррационализме, побуждающем к фантастическому и нередко подавляющему избытку формы и цвета. Особенно ярко подобная страсть заполнения пространства проявилась в работе над оформлением Ташкентского республиканского театра кукол, начатом в 1968 году.

«Сказочный город», придуманный и исполненный московским скульптором Аделаидой Германовной Пологовой, - писала Л. Марц, - выросший как органическая и необходимая часть театра, стал сегодня не только одной из признанных достопримечательностей Ташкента, но и значительным событием нашей художественной жизни последних лет».

Анализируя эту работу, автор уточняет, что, «населяя и украшая город, А. Пологова вводила круглую скульптуру, рельеф, мозаику, роспись, рисунок, использовала разные материалы. Чистые объемы, объемы цветные и рисованные, многоцветная керамика в сочетании с ажурными, гнутыми из золотистой ленты металлическими решетками, полусферические, контрастно большие латунные кроны деревьев на нарисованных стволах – и все это на белом фоне стены»*.

Одно только перечисление использованных Пологовой приемов и техник подтверждает совершенно уникальную, кажущуюся иногда чрезмерной степень ее творческой активности. Весьма показательно, что уже после принятия здания театре всеми возможными инстанциями Пологова почти три года самозабвенно продолжала заполнять интерьер все новыми и новыми композициями и сказочными героями, которых она изготавливала сначала в Москве, затем отправляла в Ташкент и уже там, на месте, собственноручно, в содружестве с несколькими разделяющими ее энтузиазм мастерами**, монтировала и вживляла в театральное пространство.

Сегодня задним числом трудно определить тот решающий момент, когда степень концентрации этого сказочного восточного мира показалась ей достаточной, и она подобно Шехерезаде, которую застигло утро, «прекратила дозволенные речи».

* Л. Марц. Сказочный город. – Декоративное искусство СССР, 1983. № 1, с. 19.

** В состав творческого коллектива, которым руководила А. Пологова, входили скульпторы Светлана Асерьянц, Михаил Манаевский, Леонид Рабинс, Дмитрий Шаховской и Павел Шимес.

Вильям МЕЙЛАНД

(Текст из каталога «Аделаида ПОЛОГОВА. Скульптура». Москва, «Советский художник, 1988)

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск