АДЕЛАИДА ПОЛОГОВА. ВИКТОРУ ПОПКОВУ

Искусствовед Григорий Анисимов рассказывает о том, как Аделаида Пологова (1923-2008) создавала памятник художнику Виктору Попкову.

 

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

 

Однажды, кажется, это было в 1970 году, мы с Виктором Попковым пошли на выставку московских художников на Кузнецом Мосту. На выходе из зала, где обычно располагается отдел декоративно-прикладного искусства, в углу скромно стояла скульптура Аллы Пологовой «Мальчики»– двухфигурная композиция.

Дерево, побывавшее в руках Пологовой, сияло и пело, покрытое золотом; поразительно было уменье мастера, который смог вдохнуть в обычную поделочную липу гармонию, стройность и музыкальность. Мальчики пологовские были не просто юными людьми, а казалось, небожителями, на время слетевшими с небес. Они источали свет, несли в себе какую-то немыслимую божественную прелесть, чистоту и добро.

Виктор Попков долго стоял возле скульптуры, лицо его было задумчиво, напряженно. Он о чем-то глубоко задумался, а после, будто очнувшись, негромко сказал мне: «Таких золотых мальчиков, можно, наверное, встретить только в раю…» Голос его дрогнул. Послышалось в нем что-то грустное, трагическое.

Мне кажется, что после гибели Виктора, застреленного пьяным инкассатором на улице Горького 12 ноября 1974 года, услужливые ангелы, возможно, напоминающие тех самых пологовских мальчиков, препроводили большого русского художника прямо в рай, которого он своим трудом, талантом, нравственным отношением к труду художника был всячески достоин.

Я вспомнил слова Попкова четыре года спустя, когда среди друзей Виктора зашел разговор о том, что надо бы поставить Попкову памятник в Тарасовской, где он покоился на сельском кладбище, а мать его Степанида Ивановна служила в храме неподалеку.

Я позвонил Алле Пологовой, рассказал о нашем давнем разговоре с Виктором. Алла пригласила меня в свою мастерскую, мы с ней немного поговорили о памятнике, и она обещала подумать над моим приглашением.

Прошло несколько дней, Алла позвонила и сказала, что она кое-что придумала. Войдя в мастерскую, я оторопел: посреди стояла монументальная, вполне завершенная – модель памятника невинно убиенному художнику. Это была дань памяти Попкову, вдохновенно сотворенная как бы одним духом. Лаконичный, простой, выразительный памятник говорил о многом – о безвременно оборванной жизни, о редком таланте и благодарной людской памяти.

Пологовская манера исполнения проявилась и в этой работе во всю силу: ничего лишнего, до предела напряженная, аскетичная форма, четкая, жесткая конструкция, предельный лаконизм, максимальное воплощение образной идеи. Опущенное бессильно неживое крыло, по одну сторону, по другую – палитра, в ней кисти, овал с крестом, опирающийся на изящную подставку, переходящую в основание – гранитный столбик.

Памятник заключал идею русского национального начала, носителем которой был Попков – талант и душевное благородство, любознательность уживались в нем с наивным простодушием самородка, влюбленного в русскую природу, в русского человека.

Сердце замирало от беспощадной пологовской точности и глубины выражения идеи: Пологова сделала памятник, в котором ощущается ее кровное родство со своим современником, собратом по профессии. Она вдумалась и вчувствовалась в образ Попкова, и выразила это на своем языке. Никто бы лучше ничего похожего сделать не смог, в этом я был уверен.

Я привез в мастерскую Пологовой мать Виктора, бабу Стешу. «Ну что, баба Стеша, нравится тебе памятник?» - просто спросила Алла. «Ты же художник, Алла! Ты сама знаешь, как и что нужно делать… А у меня к тебе единственная просьба: сделай мне место для свечки. Я приду на могилу к сыночку, зажгу свечку, сяду на скамью, помолюсь и поплачу. И на душе станет чуть легче…».  «Сделаю, сделаю!» - сказала Пологова, и на глазах ее сверкнули слезы.

С близким другом Попкова Виктором Барвенко мы погрузили модель на машину и повезли в Мытищи, на завод художественного литья. По дороге макет, сделанный наспех, развалился, мы ходили и собирали фрагменты. Но в Мытищах были первостатейные мастера. Они быстренько все восстановили, собрали, отлили в бронзе. Оставалось поставить памятник на место. Пологовский памятник установили.

Многим он понравился своей острой необычной формой, автор посчитал своей главной задачей не перенос в бронзу мелких признаков натуры, а выход на широкое образное обобщение. Это настоящий памятник Художнику. Скульптура Пологовой, христианская по содержанию, выдерживает испытание и в яркий солнечный день, и в ненастье, и в снежную зиму, и в весеннюю пору, смотрится как памятник Творцу.

Не выдержала скульптура только акт варварства, когда с кладбищ стали тащить бронзу – кто от нищеты, кто от алчности и водочной похоти. От памятника также отпилили кусок, но, к счастью, неподалеку бросили. И теперь все снова на месте.

Как-то в годовщину собрались мы в Тарасовской. Пришли на кладбище. Игорь Обросов сказал мне: «Среди сплошных деревянных крестов этот «модерн» смотрится как-то дико. Он здесь один-единственный!»

«Так ведь и Попков на этом кладбище тоже один-единственный!»

Чем-то неуловимым памятник Попкову похож на надгробие Борисову-Мусатову работы А. Матвеева. Там на гранитном основании лежит распластанное тело мальчика с беспомощно откинутой головой. Там на крутом берегу Оки – тоже сельское кладбище. Оба памятника сделаны так, что несут в себе острый драматизм жизни, имеющей жесткие временные границы. И стоит в Тарасовской замечательный памятник работы Аллы Пологовой.

Теперь в одной могиле – Виктор, его мать Степанида Ивановна, брат Николай и сестра Тамара. Вчетвером собрались Попковы, завершив жизненный путь. И только отец Виктора Ефим Попков покоится там, где нашла его фашистская пуля.

Григорий АНИСИМОВ

(Из статьи «Крылатых ангелов полет». Альбом «Алла Пологова. Скульптура», Москва, 2004)

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск