АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. КОМАНДОРСКИЕ ОСТРОВА

Лежбище котиков на Командорских островах - это целый звериный город, только без домов. Александр Белашов рассказывает о строгих законах, порядках и самое неожиданное - о беспорядках, которые царят в этом удивительном мегаполисе.

Тропинка к лежбищу котиков вьется среди зарослей медвежьей дудки или, как ее здесь называют, пучки. Пучка только начинает цвести. Пряный запах, солнечно, спокойное море. Тропинка идет вверх по склону, пересекает овраг.

''Командорские травы'', 1973. Бумага, карандаши''Командорские травы'', 1973. Бумага, карандаши

Карабкаюсь по склону, и вот отдаленный приглушенный шум, орут сразу тысячи глоток, подымаюсь выше, шум вырывается на свободу и захватывает собою все пространство.

Я на лежбище; тысячи зверей заполняют пляж, небольшие скалы и море. Все кричат – различаю блеяние, отдельные крики, завывание, храп и рев. Все это вместе превращается в какой-то вибрирующий звук, ни с чем несравнимый.

''Котики в прибрежных зарослях цветов'', 1982. Бумага, карандаш, акварель''Котики в прибрежных зарослях цветов'', 1982. Бумага, карандаш, акварель

''Северное лежбище'', 1982. Бумага, карандаш''Северное лежбище'', 1982. Бумага, карандаш

''Тренировочная лужа в детском саду'', 1982. Бумага, карандаш''Тренировочная лужа в детском саду'', 1982. Бумага, карандаш

Мы привыкли видеть зверей в одиночку или семьями, или стадом, но общество зверей, именно общество, а не скопление – было неожиданностью. Мы привыкли, что общество – чисто человеческое понятие, понятие о людях. Люди же собираются в толпу довольно редко. Что можно вспомнить: стадион, военный парад, завод – нет, эти сравнения не подходят.

''В волне'', 1987. Бумага, карандаш''В волне'', 1987. Бумага, карандаш

''Портрет самки котика'', 1987. Бумага, карандаш''Портрет самки котика'', 1987. Бумага, карандаш

''Сивуч среди котиков'', 1982. Бумага, акварель''Сивуч среди котиков'', 1982. Бумага, акварель

Они связаны общим занятием, целью – типа стадо на кормежке. Здесь, на лежбище что-то другое: мы видим целое племя со своими порядками, законами и, что совершенно неожиданно – беспорядками. Я видел город без домов. Осевшее племя кочевников, но без предметов обихода, здесь общество, связанное только отношением друг к другу.

''Лежбище сивучей'', 1977. Бумага, офорт''Лежбище сивучей'', 1977. Бумага, офорт

Поудобнее устраиваясь среди зарослей травы, устанавливаю оптику, начинаю разглядывать.

''Щенок морского котика'', 1993. Керамика, 30х34х26 см.Государственный Дарвиновский музей''Щенок морского котика'', 1993. Керамика, 30х34х26 см.
Государственный Дарвиновский музей

Вот игральная горка, вернее, камень среди воды, плоский, обкатанный, гладкий. Котики-подростки на нем затеяли игру, у нас мальчишки в моем детстве эту игру называли «Царь Горы». Кто-нибудь из ребят залезает на кучу с песком, а все стараются его спихнуть и самому завладеть высотой, очень интересная игра.

Точно такие же правила игры у молодых котиков. Подростки увлечены, толкаются, шумят, брызгаются. Но вот из воды показалась голова сивуча.

''Сивуч на камне'', 1982. Бумага, офорт''Сивуч на камне'', 1982. Бумага, офорт

 

''Котики на позвонке кита'', 1978. Гипс, 200х120х200 смФрагмент фонтана для Хабаровска''Котики на позвонке кита'', 1978. Гипс, 200х120х200 см
Фрагмент фонтана для Хабаровска

''Котик на камне'', 1981. Бронза, 91х30х34 см.Государственная Третьяковская галерея''Котик на камне'', 1981. Бронза, 91х30х34 см.
Государственная Третьяковская галерея

                                                                                     ''Котик и поплавок'', 1978. Фарфор, 70х40х20 см''Котик и поплавок'', 1978. Фарфор, 70х40х20 см

 

Он вылез на камень и еле на нем уместился. Этот сивуч тоже подросток и, наверное, он тоже хотел поиграть, но не знал как и сразу победил всех. Такой он большой.

Молодые же котики поплыли к берегу и стали бегать друг за дружкой. Взрослые не любят подростков, их отовсюду гонят, а бегать по прибойной ничейной полосе можно сколько угодно, но стоит забежать на личную территорию взрослых - и получишь по заслугам.

''Котики на прибрежных камнях'', 1982. Бумага, карандаш''Котики на прибрежных камнях'', 1982. Бумага, карандаш

''На камне'', 1982. Бумага, офорт''На камне'', 1982. Бумага, офорт

''Штиль в океане'', 1982. Бумага, карандаш''Штиль в океане'', 1982. Бумага, карандаш

Старые седые коты-гаремщики охраняют своих самок, группы самок, подняв задние ласты, обмахиваются ими, как веерами, им жарко. Детеныши собираются группами в укромных местах и спят.

Но вот вышло солнце, потеплело, и дети строем пошли купаться. По лайде[1] продолжают носиться молодые самцы друг за другом, и этим создают нервозность у пожилых опытных самцов, что является причиной многих скандалов. Другая часть молодежи отдыхает в траве или затевает потасовку и беготню.

''Жарко'', 1987. Бумага, акварель''Жарко'', 1987. Бумага, акварель

Когда дерутся взрослые, то без жертв не обходится, кого-нибудь да задавят. Страшно смотреть на это бессмысленное истязание друг друга. Ученые говорят, что это борьба за территорию, но непонятно, зачем она им нужна, когда столько свободного берега. Самки при этом в панике убегают, многие побитые, покусанные, дети поломаны или прячутся между камней.

''Семейная сцена'', 1987. Бумага, акварель''Семейная сцена'', 1987. Бумага, акварель

''Проявление любви'', 1987. Бумага, карандаш''Проявление любви'', 1987. Бумага, карандаш

Потеплело, и дети черными струйками потекли к лежбищу, пробираясь среди спящих толстых обитателей. Вот достигли берега и боязливо пытаются зайти в воду. Многие еще не умеют плавать и ждут, когда пойдут в воду другие, робеют, топчутся. Но вот в воду пошел первый, и все, толкаясь, толпой ныряют. В прозрачной воде маленькие котики «летают» как ангелы, повторяя птичьи летательные движения ластами.

''Жаркий полдень'', 1982. Бумага, акварель''Жаркий полдень'', 1982. Бумага, акварель

Самки, вырвавшись на свободу, ныряют  и выпрыгивают из воды как дельфины, некоторые спят, плавая на спине, зажав задние ласты передними, так теплее на воде. А дети тем временем плавают и резвятся, играют друг с дружкой в непонятнее игры, то ли в салочки, то ли еще во что-то.

''Возвращение из моря'', 1982. Бумага, карандаш''Возвращение из моря'', 1982. Бумага, карандаш

Вот чья-то мать вышла из океана и кричит, ей отвечают сразу все голодные дети, но мать узнаёт своего сперва по голосу, потом обязательно понюхает нос в нос, и если чужой, то прогонит, кормит только своего. Конечно, бывают и потерявшиеся дети, – они обречены на гибель и станут добычей песцов.

"Морские котики", 1996-1997. Бронза, высота 150 см. Московский зоопарк"Морские котики", 1996-1997. Бронза, высота 150 см. Московский зоопарк

Каланы[2] поплавками качаются в зарослях морской капусты в стороне от лежбища, их хорошо видно в бинокль. У многих дети на груди качаются на волнах – такие живые лодки, ныряют за ежами на дно и снова качаются.

Каланы, 1992. Холст, масло Каланы, 1992. Холст, масло

''Калан в морской капусте'', 1998. Гипс, 170х65х50 см.Модель фонтана для Хабаровска''Калан в морской капусте'', 1998. Гипс, 170х65х50 см.
Модель фонтана для Хабаровска

Скала, на которой я устроился для наблюдений и зарисовок, – место жительства морских птиц, на отвесных камнях растут цветы: колокольчики, ромашки, травы, среди них прячутся ипатки, топорки, бакланы.

 ''Топорки на скалах'', 1982. Бумага, карандаш ''Топорки на скалах'', 1982. Бумага, карандаш

Внизу лежит погибший котик. Говорят, он залез на скалу и бросился вниз. Котики любят путешествовать по заросшим растениями береговым кручам. Наверное, им также свойственно обследовать подводные скалы подводных гор, заросших водорослями. Ведь плаванье морских зверей можно сравнить с полетом. Они привыкли жить в невесомости, свободно «перелетать» с вершины на вершину. Может быть, этот погибший котик просто перепутал среду и решил полететь, поплыть, как это он делал под водой.

''Песец'' (Командорские острова), 1995. Холст, масло''Песец'' (Командорские острова), 1995. Холст, масло

Вечером я покидаю звериный город. Можно ли его разгадать?

АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ

Дневниковые записи 1988 года

Фото из архива А.А. Белашова

Сайт ОМС благодарит Александра Александровича Белашова за участие в создании этого материала.

[1] Лайда — заболоченный луг на прибрежных низменных равнинах, затопляемый во время морских приливов и обсыхающий при отливах (Прим. сайта ОМС.)

[2] Калан — хищное морское млекопитающее; вид, входящий вместе с выдрами в семейство куньих (Прим. сайта ОМС.)

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск