Скульптор Александр Белашов с черноклювой гагарой. Онежское озеро, 1962

АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. КТО И КАК ЛЕТАЕТ

В своих воспоминаниях об Александре Белашове Мария Владимировна Шаховская (Фаворская), известный скульптор и художник, рассказывает:

- Саше часто снилось, что он летает. Он рассказывал мне эти сны.

Вот сон-кошмар: он летит внутри высокого здания с лестницами, и за ним гонятся. Ему нужно спастись, но очень сложно рассчитать повороты на лестнице, а надо вписаться в эти повороты. В конце концов, это ему удается, и он вылетает в открытое окно. Когда в своих записках о полете разных птиц он пишет о лебедях, фламинго, стрижах и других птицах, кажется, что он пробовал на себе эти полеты...

Сайт ОМС публикует эти ранее не издававшиеся записки Александра Белашова, которые он назвал "Кто и как летает". Также показываем наброски, графику и живопись скульптора, посвященные самым разным птицам.

- Лебеди – жители больших озер и гнезда они делают среди камней, создавая маленький остров, к которому можно подплыть на воде. Вода – естественная преграда для защиты лебединого дома от врагов.

Лебеди без причин не взлетают, только поэтому они стараются выбрать большое озеро с открытой чистой водой.

''Лебеди'', 2004. Бумага, акварель''Лебеди'', 2004. Бумага, акварель   

Взлетать лебедю трудно – его взлетную полосу можно сравнить с небольшим самолетом, взлетающим против ветра, с медленным набором высоты; крыльями машет лебедь очень резко, но с небольшим их размахом.

Звук разрезаемого воздуха крыльями лебедя нельзя спутать.

И их полет: новая стая лебедей поднялась на крыло и проходит в вираже, разглядывая ситуацию на озере, и удаляется в сторону солнца. Через некоторое время они возвращаются, плавно спускаются, и, как гидросамолеты, скользят по воде на лапах, гася скорость! И вот вся стая плывет по инерции по воде.

Я никогда не видел, чтобы лебеди приземлялись на сушу, вероятно, это невозможно и принесло бы лебедю опасные травмы, потому что у лебедя нет зависающего полета, его полет – это скорость.

''Лебедь'', 1995. Керамика, 120х60х80 см''Лебедь'', 1995. Керамика, 120х60х80 см

Другое дело ‒ пеликан. Пеликан – громадная птица, это планерист. Но когда подплываешь на лодке к острову, где загнездилась колония пеликанов, взлет всей стаи происходит мгновенно, без всякого разгона. Они просто все разом делают два-три энергичных взмаха, и вся стая в воздухе.

Далее они набирают высоту, используя вертикальные потоки воздуха. И вот эти громадные птицы исчезают в высоте, круговертью ввинчиваются в небо и уходят в высоте на дальние Мынычские озера[1].

Вернутся они с рыбой, уложив свои наполненные рыбой мешки, изогнув шею буквой S, туда, где их ждут голодные птенцы. На мгновение зависают они над своими гнездами и мягко, осторожно садятся эти воздушные гиганты.

''Пеликаны'', 1976. Бумага, карандаш''Пеликаны'', 1976. Бумага, карандаш

Утки, кулики и прочие дикие крохотки летают за счет своей силы, часто взмахивая крыльями.

''Водоплавающие'', 2004. Холст, масло. Государственный Дарвиновский музей, Москва''Водоплавающие'', 2004. Холст, масло. Государственный Дарвиновский музей, Москва

''Кулик'', 1983. Фарфор, 24х27х14 см. Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, Москва''Кулик'', 1983. Фарфор, 24х27х14 см. Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, Москва

По-другому у лесных птиц. Для них характерен порхающий полет, – два–три взмаха, и птица сжимается в комочек и камешком пролетает сквозь сетку жестких веток.  Я видел, как черный дятел – желна – спасался в лесу именно таким образом от преследования ястреба-тетеревятника.

''Дрозды'', 1999. Холст, масло''Дрозды'', 1999. Холст, масло

''Ястреб-тетеревятник'', 1989. Фарфор, 44х55х27 см.Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, Москва''Ястреб-тетеревятник'', 1989. Фарфор, 44х55х27 см.
Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, Москва

Так же летают все синички, скворцы, зяблики, пеночки и другие мелкие птицы. Конечно, колибри – не наша птица, но она избрала для себя полет насекомых, а именно, бражника, делая такие частые колебания, что зависает в воздухе.

''Ополовники'' (длиннохвостые синицы), 1990.Бумага, акварель карандаш''Ополовники'' (длиннохвостые синицы), 1990.
Бумага, акварель карандаш

''Пеночки'', 1989. Холст, масло''Пеночки'', 1989. Холст, масло

''Ласточки'', 1982. Бумага, карандаш''Ласточки'', 1982. Бумага, карандаш

''Ласточки'', 2004. Холст, масло, 55х96 см. Государственный Дарвиновский музей, Москва''Ласточки'', 2004. Холст, масло, 55х96 см. Государственный Дарвиновский музей, Москва

''Ласточкино гнездо'', 2005. Фарфор, 28х26х10 см.Государственный Дарвиновский музей, Москва''Ласточкино гнездо'', 2005. Фарфор, 28х26х10 см.
Государственный Дарвиновский музей, Москва

Фламинго. Стая фламинго на мелководьях Каспия, кажется, все время движется, даже во время кормежки, наступая фронтом. Поэтому стая выглядит взаимосвязанной группой, даже при взлете, полете, посадке, кормежке.

К фламинго подходить нужно, когда они все опускают голову в воду.

''Взлетающий фламинго'', 1966. Бумага, линогравюра, 56х49,5 см.Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск''Взлетающий фламинго'', 1966. Бумага, линогравюра, 56х49,5 см.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск

''Фламинго'', 1976. Бронза, 150х185х40 см. Государственный Дарвиновский музей, Москва''Фламинго'', 1976. Бронза, 150х185х40 см. Государственный Дарвиновский музей, Москва

Полет птиц зависит от скорости и веса. Наш замечательный летун – стриж, а также сокол строят свой полет на скорости. Все они жители скал и воздуха. Громадная скорость полета создает проблему торможения. Здесь действует уже высший пилотаж: расчет инерции, скорости, торможения на горке.

''Сапсан'', 1988. Бумага, гуашь''Сапсан'', 1988. Бумага, гуашь

''Сокол'', 1985. Фарфор, 65х24х20 см''Сокол'', 1985. Фарфор, 65х24х20 см

Стриж так рассчитывает свою скорость при подлете к гнезду, что зависает в воздухе как раз у гнезда и мягко садится в щель на скале или под крышей огромного дома.

Летали животные и в древности. Были летающие ящеры, которые поставили загадку перед учеными: как может подняться в воздух существо с размахом крыльев в несколько метров, с чрезвычайно легкими и маленькими ножками?

Если он попытается взлететь традиционным птичьим образом с горизонтальной поверхности, естественно, произойдет то же, что и со стрижом, положенным на асфальт – он будет биться, но не взлетит. 

''Птеродактили'' (летающие ящеры), 1982-1986.Бронза, 250х160х80 см.Внутренний двор Палеонтологического музеяимени Ю.А. Орлова, Москва''Птеродактили'' (летающие ящеры), 1982-1986.
Бронза, 250х160х80 см.
Внутренний двор Палеонтологического музея
имени Ю.А. Орлова, Москва

Мне посчастливилось работать над пластической реконструкцией одного такого ящера для Палеонтологического музея, и у меня сложилась своя версия полета этих легких и громадных существ.

В скелете передних конечностей (рук) ящеров есть одна особенность. Большой палец на руке повернут в обратную сторону, в сторону тела.

Естественно, это не случайно. Большой палец – самый сильный на руке, он снабжен сильной мускулатурой. Но зачем он так повернут? От большого пальца продолжается перепонка до шеи, расширяя поверхность крыла. Это просматривается в некоторых отпечатках.

Если ящер мог часто вращать этим пальцем (а почему бы и нет?), то частые колебания пленки создавали повышенное давление под всей плоскостью крыла, и даже при минимальном ветре ящер взлетит вертикально вверх без взмахивания крыльев, а там уже можно будет продолжить машущий или планерный полет. И естественно, что находка скелетов более десяти метров в размахе крыльев – не нелепость эволюции, а вполне разумная инженерная конструкция, где мускульная сила минимальна, и это является рекордом для всех способов полета живых существ.

Летающие ящеры – околоводные животные, вероятно, питались рыбой и взлетали с воды. На воде всегда бывает ветер, а имея такое приспособление, можно было взлетать без разгона или частого взмаха крыльев, как это делают лебеди и пеликаны.

Что-то вроде такого же приспособления я наблюдал у топорков и ипаток, птиц, живущих на скалах Тихоокеанского побережья. Соотношение веса птиц и крыльев находится на пределе возможного. Прежде чем взлететь, они начинают производить очень частые колебательные движения крыльями, почти вибрацию, и легко взлетают со скал.  

''Ипатки'', 1978. Бумага, акварель''Ипатки'', 1978. Бумага, акварель

''Топорки'', 1978. Бумага, карандаш''Топорки'', 1978. Бумага, карандаш

''Ипатки на скалах'', 1974. Керамика, 40х36х10 см''Ипатки на скалах'', 1974. Керамика, 40х36х10 см

''Топорки'', 1974. Фарфор, 58х58х15 см''Топорки'', 1974. Фарфор, 58х58х15 см

Но существуют и загадки в полете птиц. Например, птичка крапивник, которую мы привыкли видеть у себя в Подмосковье среди старого хвороста, где она путешествует как акробат, отыскивая еду. Крапивник никогда не летает, как все перелетные птицы, из-за своего миниатюрного размера, а порхает с куста на куст низами, по нижнему ярусу леса.

Но что удивительно, крапивников много на острове Медном[2], который расположен в Тихом океане. Как эта миниатюрная птичка может полететь сотни километров над океаном, понять нельзя.

''Песец и крапивник'', 1987. Бумага, карандаш''Песец и крапивник'', 1987. Бумага, карандаш

''Крапивник'', 1987. Бумага, карандаш''Крапивник'', 1987. Бумага, карандаш

А еще, когда весенний и осенний перелет птиц происходит внезапно, разом для многих видов птиц, но, конечно, не для всех, многие улетают заранее.

Я наблюдал перелет в северном Казахстане – это было какое-то переселение птичьих народов, которые уходят от катастрофы – все небо летело. На следующий день ударил мороз, и замерзли тихие плоские озера. Птицы летели на холодной воздушной волне, которая растекалась на юг. Они как будто видели, что идет гибельный голод, и уходили от него. Но для этого холод нужно видеть, как в бинокль ночного видения, то есть видеть инфракрасные лучи. Если это так, то проще можно было бы объяснить птичью ориентацию и тайну перелета птиц.

                                                                                                        ''Райские птицы'', 1997. Керамика, 70х40 см.Московский зоопарк''Райские птицы'', 1997. Керамика, 70х40 см.
Московский зоопарк
                                                                                                                                                                                       

Александр БЕЛАШОВ, 2001

Фото из архива А.А. Белашова

Сайт ОМС благодарит А.А. Белашова за участие в создании этой страницы

[1] Манычские озера находятся на территории бывшего морского пролива, соединявшего Азовское и Каспийское моря. (Прим. сайта ОМС)

[2] Медный — второй по величине остров в составе Командорских островов. Расположен к востоку от Камчатского полуострова, в Беринговом море. (Прим. сайта ОМС)

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск