Скульптор Александр Белашов (1933-2011), который рисовал с самого раннего детства, считал, что художники изображают траву неправильно.
- В конечном счете у всех трава - просто трава,- говорил он, - а нужно рисовать портрет каждой травиночки, как отдельного предмета. Потому что у любой травки есть свое неповторимое, особое место в природе, свое положение и значение.
Такой взгляд на технику изображения растений был связан еще и с тем, что Александр Белашов много занимался керамическими рельефами и панно на тему природы. Ему пришлось разработать целый арсенал приемов для того, чтобы самые обычные растения получили свое достойное и художественно убедительное воплощение в скульптуре.
Сайт ОМС публикует ранее не издававшиеся заметки Александра Белашова, в которых он рассказывает о тайном смысле жизни трав и способах ее изображения.
Растения растут группами и группами их нужно видеть и рисовать. Если смотреть на цветок, то ваше внимание не может рассматривать все, что рядом. Поэтому я рисую и воздух (или пространство), который вокруг цветка, он тоже разный по тону и цвету. Сперва нужно рисовать воздух, потом в нем цветок.
Тема жизни травы, наверное, наиболее мне близка. В самом деле, сама трава и все, что происходит около нее, среди нее, выражает большие образные понятия. Трава может быть минорной и мажорной, драматической и легкомысленной, свободной и угнетенной.
Вокруг травы всегда жизнь, всегда действие, всегда что-то происходит. Все живое прячется в траве, не в тайге, не в темном лесу. Тайга мертва и пустынна, если в ней нет травы, поляны с травой, нет луга возле речки.
Я каждый год хожу рисовать травы с ранней весны, с первых ломающих землю живых ростков. Особенно люблю папоротники – мохнатые крученые розетки, стрелы ландышей или пушистые, как звери, цветы сон-травы. За каждым цветком – целый мир ассоциаций.
Летом травы теряют рисунок, теряют индивидуальность. Они смотрятся массой, группами, цветом. Изображать (или, вернее, видеть) их удобно средствами живописи. В это время травы образуют леса. Как стены, они стоят вдоль тропинок, как в лесах, там существуют этажи жизни. Ласточки летают среди трав, мыши-малютки вьют гнезда и лазают по травам, как в джунглях. А внизу, на первом этаже, живут дети всех луговых зверей и птиц.
Осенью трава вновь приобретает рисунок, индивидуальность. Предметом моих наблюдений становятся свалки мусора, заросшие бурьяном, первый снег подчеркивает и выявляет его рисунок. Каждый кусочек земли, прокрытый снегом, осыпан семенами и обломками листьев, составляющими красивый орнамент. Снег превращает репейник в сказочный храм с гротами и переходами. Первые морозы покрывают травы инеем, создают волшебный рисунок мороза и кристаллов. Птицы во все времена года среди трав: весной поют песни, летом выводят детей и спасаются от врагов, зимой кормятся.
Александр БЕЛАШОВ, начало 2000-х
Фото из архива А.А. БЕЛАШОВА
Сайт ОМС благодарит А.А. Белашова за большое участие в создании этой страницы