Все живое в Сибири существует оазисами. Можно пройти десятки километров и не встретить ничего живого.
Такая пустыня существует вокруг алмазного центра – города Мирного.
Сгоревшие леса до горизонта столбами черных обугленных стволов создают ощущение бесконечного кладбища, и полным контрастом этому району – долина реки Ботуобуя, притока Вилюя.
Река Ботуобуя находится в часе лета на «кукурузнике» от Мирного. Там оленеводческий колхоз, стоит шесть домиков, а олени в тайге. На следующий день мы выехали искать оленеводов на моторной лодке вниз по перекатам реки. Лодка все время садилась на мель, в моторе ломалась шпонка, и мне приходилось превращаться в бурлака. Тайга стеной стояла по обеим сторонам реки. Полная тишина нарушалась только пересвистом рябчиков да шумом подымающихся выводков крохалей.
Но вот показался дымок, залаяли собаки, нос лодки, шурша о гальку, влез на берег. Маленький охотничий домик, окруженный стадом оленей, стоящих у дымокура, костер с черным от сажи чайником. У костра трое: узколицый старик эвенк с голубыми глазами, похожий на индейца, широкоскулый якут и мальчик Коля. По-русски говорил только Коля – он учился в школе в пятом классе.
Каждый день начинался с обхода всех замечательных мест. Проверка жерлиц на речке и озере, встреча оленей, олени – ночные животные, ночью кормятся, днем приходят к дымокуру спасаться от мошки.
Утром, когда замерзшую, покрытую инеем траву и речку, покрытую туманом, возвращают к жизни солнечные лучи, возвращаются олени. Они плывут через речку, лес рогов отражается и переплетается с отражением леса и солнца.
Возвращаются к жизни кузнечики и бабочки. Воздух наполнялся лесными звуками, и я шел рисовать. На берегу реки я нашел небольшой выход глины, очень качественной, светло-зеленой и голубой, похожей на ленинградскую. Около домика вбил высокие колышки, получился станок для скульптора.
Под крышей домика прибил полку из жердей. Вот и мастерская – мой идеал. Правда, нет никаких инструментов – зато мои модели рядом, и много простора, и лес, и река, и хочется весь этот мир уместить в скульптуре и рисунках. Портрет хозяина стойбища, голубоглазого эвенка, я вылепил в натуру из голубой глины, которая при обжиге дает плотную светло-охристую терракоту.
Этот старик рожден лесом. Он слышит пешего путника в лесу за час до его прихода. Он не спит в избушке, ночует только на улице. Он говорит: на охоте нельзя убивать хищников!
Убьешь сову – заболит спина,
Убьешь ястреба – заболят руки и ноги,
Убьешь орла – погибнешь.
Его дом – тайга. Он свободен и волен в своем первобытном понимании этого слова. Наверное, такими были охотники за мамонтами.
Постепенно моя полка стала наполняться. Портрет оленевода, мальчик Коля, бурундучки, этюды собак, наброски.
Но глина имеет вес, и через месяц связка оленей пошла по таежной тропе в поселок. На одном из них было два мешка со скульптурой, переложенной мхом, на другом восседал я. Но недолго, дело в том, что у оленя очень подвижная кожа. Сидишь, непрерывно балансируя и сжимая ноги. Наконец, мышцы ног у меня настолько заболели, что я решил идти пешком впереди каравана.
Мне дали ружье, и я шел налегке и стрелял глухарей влет на удивление моим спутников. Когда мы пришли в поселок, моих оленеводов ждала теплая встреча. На одного оленя залезли малые дети, под ногами крутился щенок. Родители бережно поддерживали детей на олене. И я увидел композицию «Семья оленевода».
За ту поездку родилось несколько работ: «Семья оленевода», «Портрет оленевода», бурундучки, «рисунки и гравюры». Там, на реке Ботуобуя, сложился принцип моей мастерской, к которому я стремлюсь, и, пожалуй, определился творческий путь.
Александр БЕЛАШОВ
Из дневниковых записей 1966-1967 годов
Фото из архива А.А. БЕЛАШОВА
Объединение московских скульпторов благодарит А.А. Белашова за участие в создании страницы