Александр Белашов в Якутии. 1966-1967 годы. Фото из архива А.А. Белашова

АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. МАСТЕРСКАЯ В ТАЙГЕ

Все живое в Сибири существует оазисами. Можно пройти десятки километров и не встретить ничего живого.

Такая пустыня существует вокруг алмазного центра – города Мирного.

Сгоревшие леса до горизонта столбами черных обугленных стволов создают ощущение бесконечного кладбища, и полным контрастом этому району – долина реки Ботуобуя, притока Вилюя.

Река Ботуобуя находится в часе лета на «кукурузнике» от Мирного. Там оленеводческий колхоз, стоит шесть домиков, а олени в тайге. На следующий день мы выехали искать оленеводов на моторной лодке вниз по перекатам реки. Лодка все время садилась на мель, в моторе ломалась шпонка, и мне приходилось превращаться в бурлака. Тайга стеной стояла по обеим сторонам реки. Полная тишина нарушалась только пересвистом рябчиков да шумом подымающихся выводков крохалей.

''В Якутии'', 1962. Бумага, фломастер''В Якутии'', 1962. Бумага, фломастер

Но вот показался дымок, залаяли собаки, нос лодки, шурша о гальку, влез на берег. Маленький охотничий домик, окруженный стадом оленей, стоящих у дымокура, костер с черным от сажи чайником. У костра трое: узколицый старик эвенк с голубыми глазами, похожий на индейца, широкоскулый якут и мальчик Коля. По-русски говорил только Коля – он учился в школе в пятом классе.

''Переправа северных оленей'', 1962. Бумага, фломастер''Переправа северных оленей'', 1962. Бумага, фломастер

Каждый день начинался с обхода всех замечательных мест. Проверка жерлиц на речке и озере, встреча оленей,  олени – ночные животные, ночью кормятся, днем приходят к дымокуру спасаться от мошки.

Утром, когда замерзшую, покрытую инеем траву и речку, покрытую туманом, возвращают к жизни солнечные лучи, возвращаются олени. Они плывут через речку, лес рогов отражается и переплетается с отражением леса и солнца.

Возвращаются к жизни кузнечики и бабочки. Воздух наполнялся лесными звуками, и я шел рисовать. На берегу реки я нашел небольшой выход глины, очень качественной, светло-зеленой и голубой, похожей на ленинградскую. Около домика вбил высокие колышки, получился станок для скульптора.

Мастерская в зимовье эвенков. ЯкутияМастерская в зимовье эвенков. Якутия   

Александр Белашов за работой над портретом эвенкаАлександр Белашов за работой над портретом эвенка

Под крышей домика прибил полку из жердей. Вот и мастерская – мой идеал. Правда, нет никаких инструментов – зато мои модели рядом, и много простора, и лес, и река, и хочется весь этот мир уместить в скульптуре и рисунках. Портрет хозяина стойбища, голубоглазого эвенка, я вылепил в натуру из голубой глины, которая при обжиге дает плотную светло-охристую терракоту.

"Эвенк" (этюд с натуры), 1965. Бронза, 53х20х20 см"Эвенк" (этюд с натуры), 1965. Бронза, 53х20х20 см

Этот старик рожден лесом. Он слышит пешего путника в лесу за час до его прихода. Он не спит в избушке, ночует только на улице. Он говорит: на охоте нельзя убивать хищников!

                   Убьешь сову – заболит спина,

                   Убьешь ястреба – заболят руки и ноги,

                   Убьешь орла – погибнешь.

Его дом – тайга. Он свободен и волен в своем первобытном понимании этого слова. Наверное, такими были охотники за мамонтами.

Постепенно моя полка стала наполняться. Портрет оленевода, мальчик Коля, бурундучки, этюды собак, наброски.

"Портрет оленевода", 1978. Бронза, 32х21х25 см"Портрет оленевода", 1978. Бронза, 32х21х25 см

Но глина имеет вес, и через месяц связка оленей пошла по таежной тропе в поселок. На одном из них было два мешка со скульптурой, переложенной мхом, на другом восседал я. Но недолго, дело в том, что у оленя очень подвижная кожа. Сидишь, непрерывно балансируя и сжимая ноги. Наконец, мышцы ног у меня настолько заболели, что я решил идти пешком впереди каравана.

Мне дали ружье, и я шел налегке и стрелял глухарей влет на удивление моим спутников. Когда мы пришли в поселок, моих оленеводов ждала теплая встреча. На одного оленя залезли малые дети, под ногами крутился щенок. Родители бережно поддерживали детей на олене. И я увидел композицию «Семья оленевода».

"Семья оленевода", 1967. Бронза, 180х140х70 см.Выставка молодых советских художников. Берлин"Семья оленевода", 1967. Бронза, 180х140х70 см.
Выставка молодых советских художников. Берлин

"Семья оленевода", 1989. Керамика, 60х60х20 см.Камерный повтор работы в бронзе 1967 года"Семья оленевода", 1989. Керамика, 60х60х20 см.
Камерный повтор работы в бронзе 1967 года

За ту поездку родилось несколько работ: «Семья оленевода», «Портрет оленевода», бурундучки, «рисунки и гравюры». Там, на реке Ботуобуя, сложился принцип моей мастерской, к которому я стремлюсь, и, пожалуй, определился творческий путь.

Александр БЕЛАШОВ 

Из дневниковых записей 1966-1967 годов

Фото из архива А.А. БЕЛАШОВА

Объединение московских скульпторов благодарит А.А. Белашова за участие в создании страницы

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск